a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта "Развитие интеллектуальных способностей детей через конструктивную деятельность", воспитатель Мануйлова Л.М.

Опубликовано: 2015-01-28 01:27:56

Конструирование теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. При помощи конструирования у детей развивается техническое мышление, концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Дети учатся определять, на что похож предмет и чем он отличается от других, представлять предметы в различных пространственных положениях и мысленно менять их взаимное расположение; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; у них совершенствуется острота зрения, восприятие формы и размеров объекта, пространства.

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

​ конструирование из строительных материалов;

​ конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

​ конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение построек.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели.

В старшей группе мы широко применяем плоскостное конструирование (создание изображений из геометрических фигур), поскольку оно позволяет подводить детей к построению схем будущих конструкций. Детям предлагаем конструкторы, предполагающие разные способы соединения деталей. При этом предпочтительны задания по сборке двигающихся сооружений (у машины крутятся колеса, качели качаются, тележка катится). Из деталей конструкторов дети строят на занятиях и в свободной деятельности.

Более сложным видом является конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов. Для конструирования из бумаги и дополнительного материала Я учу ребят сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогают детям выполнять более сложную работу.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать поделку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Так, сделав коробочки из квадратного или прямоугольного листа бумаги путем его складывания и надрезания, дети овладевают умением создавать разные предметы: корзиночку, вкладыши, коробочки разной величины, песочницу, тент от дождя и солнца и т.п.

Из свернутых бумажных цилиндров и конусов мы учим детей мастерить игрушки. С помощью вырезанных и наклеенных элементов из бумаги, ткани, тесьмы, кружева, ленточек, блесток и пр. превращают объемные формы во всевозможных животных, птиц, человечков.

Для изготовления поделок используем коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д., которые фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Детям очень нравится мастерить разные поделки из готовых коробок, пластиковых и прочих упаковок. Они уже умеют обклеивать коробки кусочками бумаги, ткани; вырезать головы, лапы, хвостики и превращать коробки в разных зверюшек. Из обклеенных коробочек разных форм и размеров у них получаются строительные блоки, из которых можно сооружать различные здания. Обклеенную коробку, пластиковую бутылку они могут превратить в кукольную мебель и устроить комнату для кукол (например, если на квадратную коробочку сверху приклеить кусочек картона – получится стол, а если приладить к коробочке спинку, получится стульчик; продолговатую коробочку подобным способом можно превратить в диван и т.д.). На занятии дети с увлечением мастерят из коробок машинки, пассажирский транспорт, приклеивая к коробкам колеса, окна, двери, соединяя продолговатые и кубические коробочки и т.д.

Во время конструирования из природного материала дети знакомятся со свойствами природного материала, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Например, из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. Для формовки им предлагаю деревянные ящички, рамки с высокими бортиками, большие жестяные банки без дна (рамка или банка устанавливается на определенное место, наполняется песком, утрамбовывается, затем поднимается вверх, а сформированная песочная деталь остается стоять на поверхности). В таком строительстве заложены большие возможности для отражения детских впечатлений, знаний, представлений и развития игровой деятельности. Например, построив микрорайон города, зоопарк, цирк, стадион, дети интересно, продолжительно и творчески играют. Они украшают постройки различными материалами и деталями (лесенка, природный материал, проволока в цветной оболочке, кусочки пластика и пр.)

Зимой дети продолжают строить из снега. Используя ведра, тазы, формируют грибы, устанавливают их на снежные валы, украшают шляпки с помощью формочек крашеным снегом; скатывают довольно крупные снежные комья и сооружают снежные фигуры, активно помогают взрослым в сооружении горы для катания на санках. Кроме того, дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.

Осенью, когда созревают семена, шишки, желуди, каштаны и другой природный материал, мы приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала. Вместе с ребятами собираем природный материал, чтобы в течение учебного года была возможность мастерить из него поделки. Важно любоваться с детьми красотой осенних листьев, оригинальностью корней, древесных грибов, искать в их форме сходство с какими-либо предметами. Я учу детей преобразовывать природный материал, отделять от него какие-то части или прикреплять их.

Приступая к конструированию, перед детьми я ставлю определенную задачу, требующую умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Особое внимание уделяется конструированию по условиям, например: «Построй мост через реку (определенной ширины), чтобы по нему могли разъехаться две машины».

При конструировании даем примерный образец, показываем основные части конструкции и предлагаем детям воплотить свои замыслы, поскольку это способствует развитию умения самостоятельно намечать тему постройки, подбирать нужный материал.

Для повышения интереса ребят к конструированию и создания эмоционального настроя использую загадки, песенки, стихотворные строки. Например, рассматривая с детьми самолеты, вертолеты (пассажирские, спортивные, военные), космические летательные аппараты, ракеты, космические станции, обобщаю:

Просто замечательная

Техника летательная!

Мчатся самолеты,

Их ведут пилоты.

Далеко от Земли

Космические корабли.

Космонавты в них живут,

Нам привет с орбиты шлют.

В беседе о кораблях, судах разного назначения использую такие строки:

Бороздят моря и океаны

Разные суда и корабли.

Их встречают города и страны,

Шлют приветы от родной земли.

Пароход построим вместе.

Ну, плыви, не стой на месте!

Ты красивый и гудящий,

Ну, совсем как настоящий!

Перед тем как рассматривать с детьми иллюстрации с изображением разных тракторов (с прицепами: тележками, санями, волокушами, с ковшами и другими землеройными устройствами и пр.), загадываем загадку:

Кони стальные

Овса не просят,

А пашут и косят,

Таскают и возят,

Роют, копают,

Всем помогают.

(Тракторы)

Интерес к конструированию поддерживается у детей и за счет рас​ширения их представлений, например, дети постепенно узнают, что бывают суда пассажирские, грузовые и специального назначения и т.д.

Для расширения представления ребят о конструируемых объектах во время прогулок и экскурсий мною проводятся наблюдения, в ходе которых дети учатся выделять форму, величину, пропорции строений, их части; предлагаю при рассматривании обводить контуры объектов в воздухе рукой. Я организовываю специальное наблюдение на участке детского сада, рассматриваю с детьми строение веранды, спортивных сооружений, а потом на занятии предлагаю детям построить участок. Привлекаю детей к самостоятельному рассматриванию и анализу как реальных объектов (из строительных наборов и конструкторов и пр.), так и их изображений, схем, элементарных чертежей.

Стараемся уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели. После создания конструкций дети организовывают с ними сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, в ходе планомерной работы у детей вырабатывается умение выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач. При этом я поощряю творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность.

Ожидаемые результаты к концу года:

​ у детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей;

​ формируется интерес к конструированию из разных материалов;

​ совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании;

​ сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах;

​ развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству;

​ развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу);

​ совершенствуются навыки пространственной ориентации;

​ формируется стремление к совместной деятельности;

​ формируются навыки коммуникативного, делового общения.

Оставить комментарий: