Семинар-практикум
Документы для скачивания
Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию МДОУ Детский сад №62 «Снежинка», здание 2 Семинар – практикум для педагогов на тему «Комфортная предметно- пространственная среда в дошкольных группах образовательной организации » Разработали и провели: воспитатель Дмитриева Виктория Павловна воспитатель Дмитриева Елизавета Павловна 2023 г. Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно- пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования Задачи: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования; - обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно- пространственной среды с учетом ФГОС ДО; - формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах детского сада Предшествующая работа: Ознакомление с ФГОС ДО, моделирование развивающей предметн о- пространственной среды Подготовка к семинару- практикуму- Создание презентации «Развивающая предме тно- пространственная среда в ОО» в электронном виде. - Расстановка мольберто в для упражнения. - Проектор, экран и ноутбук для просмотра п резентаций. Используемые методы: словесные, наглядные, практические План семинара- практикума 1. Приветствие участников семинара- практикума 2. «Разминка» 3. Видео презентация: «Развивающая пр едметно- пространственная среда ОО » 4. Практическая работа в группах: Создание развивающей предметно- пространственной среды по образовательным областям 5. Составление глоссария 6. Минутка отдыха «Помоги себе сам» 7. Подведение итогов семинара- практикума Ход семинара – практикума 1. Приветствие участников семинара- практикума- Уважаемые коллеги! Добрый день. Воспитатель Виктория Павловна: Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры. Развитие ребенка- дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Развивающая предметно- пространственная среда в дошкольной образовательной организации( в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей про явить индивидуальные творческие способности( например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии) . Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно- пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности. Тема нашего семинара- практикума «Развивающая предме тно- пространственная среда в ОО » 2. «Разминка» Воспитателям раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы семинара их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем воспитатели, записывают слова, словосочетания. Слова не повторять. Побеждает тот воспитатель, который назовёт последнее сло во. Слова записываются на доске. Варианты ключевых слов: ( Среда. Проектирование предметно- развивающей среды в группе. Виды детской деятельности. Центры. Принципы. Требования и др. ) . 3. Представление презентации: «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ» Воспитатель Елизавета Павловна: Сегодня мы рассмотрим эту проблему в свете новых условий( ФГОС ДО утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155пункт 3. 3) . Требования к развивающей предметно- пространственной среде Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно- пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования Задачи: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования; - обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно- пространственной среды с учетом ФГОС ДО; - формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада РППС должна обеспечивать следующие условия: - реализацию различных образовательных программ- учет возрастных и половых особенностей- учёт национально- культурных, климатических особенностей РППС Организации( группы) должна быть: - содержательно насыщенной- трансформируемой- полифункциональной- вариативной- доступной- безопасной- Как вы понимаете насыщенность и безопасность РППС- Что означает трансформируемость- Объясните, что такое полифункциональность- Доступность – это……- Вариативность – это …. . Мы рассмотрели основные понятия для организации РППС в группе с учетом требований ФГОС. - Назовите направления развития дошкольников по ФГОС ДО. РППС группы строится с учетом этих направлений развития. Рассмотрим из каких компонентов может быть организована РППС в группе. 4. Практическая работа в группах: Создание развивающей предметно- пространственной среды по образовательным областям Воспитателям раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РППС. Елизавета Павловна: Младший дошкольный возраст Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в … Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль … деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Ответ. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Средний дошкольный возраст Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей … Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного … дошкольника, где он может подумать, помечтать. Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя … среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься … делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интереса м( конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, … развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно- волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам( конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Виктория Павловна: - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. 4. Минутка отдыха «Помоги себе сам» Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас вам предлагается несколько несерьезных советов для серьезных педагогов. ( Советы написаны на листочках. Педагоги вытягивают по очереди листочки и вслух зачитывают советы) Несерьезные советы: Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю. Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи! Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком. Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить. Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне. Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой. Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату. Если возникло желание крикнуть- это опасно можно привыкнуть. В оспитатель Виктория Павловна: - Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие”- хорошее настроение. 5. Дайте характеристику словам, связанным с развивающей предметно- пространственной средой( составить глоссарий) Воспитатель Елизавета Павловна: Глоссарий- словарь узкоспециализированных терминов в какой- либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс( иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря. 1 команда. Слова: игрушки – персонажи, маркеры( знаки) игрового пространства, объекты для исследования в реальном действии( экспериментирования и упорядочивания) , игрушка – предмет, нормативно- знаковый материал, предметная развивающая среда, развивающая предметная среда 2 команда. Слова: предметы оперирования, безопасность материалов и оборудования, детская игра, образно- символический материал, продуктивные виды детской деятельности, развивающая образовательная среда, среда Подведение итогов. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. 6. Технология «Телеграмма» После завершения работы каждому из участников предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: - Что вы думаете о прошедшем мероприятии? - Что было для вас важным? - Чему вы научились? - Что вам понравилось? - Что осталось неясным? - В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Подведение итогов.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!