Картотека дидактических игр
Документы для скачивания
Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию МОУ «Гимназия №4» дошкольное отделение 4 Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель Дмитриева В. П. 2023 г. СЕНТЯБРЬ Тема: «Ребенок и здоровье» Кому что нужно Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу( повару, продавцу) . Разложи картинки по порядку Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его. Оденем куклу на прогулку Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с различной одеждой Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно( различные ситуации) . Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. Что такое хорошо, что такое плохо Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память. Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями. Ход игры: 1- ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо» 2- ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол. Азбука здоровья Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: иллюстрации Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации. ОКТЯБРЬ «Где позвонили? » Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому- нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора»- и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4- 5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Лото Цель: Упражняться в образовании форм множественного числа су ществительных ( в именительном и родительном падежах) . Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе( матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др. ) . Ход игры: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: — Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая- нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть. Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему. В конце игры проигравшим ( у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придум ы- - ваем вместе с детьми. ПОРУЧЕНИЯ Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклоне ния глаголов скакать, ехать. Материал: Грузовик, мышка, мишка. Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай! » А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи! » ( Просьбы сопровождаются действиями с игрушками. ) — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. ПРЯТКИ Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространствен ным значением( в, на, около, под, перед) . Материал: Грузовик, мишка, мышка. Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной? » Нет. Где же он, ребята? ( В кабине. ) Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. ( Са жаем мышонка на кабину. ) Где же мышонок? Ребята, подска жите мишке! Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной. Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно прово дить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы до суга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих жи вотных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх- драматизациях, спе циальных дидактических играх. НОЯБРЬ Тема: «Полезные продукты» Узнай на вкус Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу. Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого- то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это? », «Какой на вкус? » Назови правильно Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества( цвет, форма, вкус, запах) , закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Материал: картинки с изображением овощей, фруктов Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его. - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху? Чудесный мешочек Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов. - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Дети складывают все овощи, фрукты на поднос. Полезные и вредные продукты Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. Угадай на вкус Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать. Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого- то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это? », «Какой на вкус? », «Кислый, как что? », «Сладкий, как что? » ДЕКАБРЬ Узнай и назови овощи Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя Ход игры: воспитатель описывает какой- либо овощ( фрукт) , а дети должны назвать этот овощ( фрукт) . Отгадайте что в руке. Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что- то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю. Тема: «Опасности вокруг нас» Малыш поранился Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить( промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача) Определи растение по запаху Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи. Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи. Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты( цветки ромашки, черёмухи) Что помогло вам почувствовать этот запах? Где можно почувствовать такой запах? ЯНВАРЬ Что где растёт Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения Материал: мяч Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос: - Где растёт подорожник? ( Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно) - Где растёт ромашка? и т. д. По грибы Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах. Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы. Тема: «Личная гигиена» Правила гигиены Цель: закреплять культурно- гигиенические навыки( умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание) , формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются( одеваются, чистят зубы и т. д. ) , соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. Сделаем куклам разные прически Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид» Материал: куклы, расчёски, заколки. Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол. ФЕВРАЛЬ Вымоем куклу Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть( умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет( умоет) куклу. Таня простудилась Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто- то находится рядом, отворачиваться Материал: носовой платок Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д. Подбери картинки Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом( лицом, зубами, волосами) Тема: «Тело человека» Запомни движение Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно- моторную память, внимание. Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести. МАРТ Посылка от обезьянки Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху. Материал: посылка с овощами, фруктами Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ( фрукт) . Выигрывает тот, кто угадает. Угадай по звуку Цель: формировать представления о помощнике человека( уши) , развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств Материал: музыкальные инструменты Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их- Что помогло вам услышать разные звуки? Угадай по запаху Цель: формировать представления о помощнике человека( нос) , развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств Материал: баночки с различными запахами( ваниль, апельсин, мыло …) Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает: - Что помогло вам почувствовать этот запах? – Где можно почувствовать такой запах? Игра с микрофоном Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга Материал: микрофон Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон. Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить. Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать. Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д. Ты – моя частичка Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память. Материал: мяч Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос. Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? ( глаза, бровь, нос и т. д. ) Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? ( волосы, уши …) Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? ( спина, живот. . . ) АПРЕЛЬ Кто я такой? Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков. Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки- накладки. Ход игры: воспитатель называет какую- либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку. «Медвежата мед едят» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту( пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. ( обязательный показ всех действий воспитателем. ) Игра повторяется 3- 4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу( показ) , нижнюю губу( показ) . Гладят животики, говоря: «У- у- у»( 2- 3 раза) . Тема: «Ребенок на улицах города» О чем говорит светофор Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. Материал: цветные картонные кружки( красные, жёлтые и зелёные) , макет светофора. Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов. Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3- 4 листочков( клена, дуба, ясеня, березы) , один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой- то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три- такой же листочек покажи! » Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки. МАЙ Деревья и их плоды. Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации деревьев( ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки( шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка) . Ход игры Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды. Назвать птицу. Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал: картинки птиц( воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица) . Ход игры П еред детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет. Какого цветка не стало. Цель: учить детей называть цветы «уголка природы»( традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его. Ухаживать за цветами. Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи( игрушка, камень, книга и т. д. ) . Ход игры Н а столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают. Магазин цветов. Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя- тремя предложениями развивать связную речь, память. Материал: растения «уголка природы». Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!