a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План работы по самообразованию на 2022-2025 гг. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Автор: Гущина Евгения Владимировна Опубликовано: 2023-07-27 11:52:10

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» ПРИНЯТ «Утверждаю» на педагогическом совете Заведующая МБДОУ протокол № д/ с «Берёзка» от «_ _ »_ _ _ _ _ 2022 г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. И. Фоменко Приказ №_ _ / _ _ о/ д от «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ 2020 г. План работы по самообразованию музыкального руководителя Гущиной Евгении Владимировны на 2022- 2025 г. Тема: « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально- познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». р. п. Самойловка 2022 г. Актуальность:   Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяет ся личностному развитию ребёнка. В «Концепции модернизации образования до 2010 г. » конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетентности педагогов- дошкольников. Цель:  Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку. Задачи: 1. Изучить инновационные педагогические технологии, формы и методы по вопросу музыкального воспитания дошкольников путем изучения методической литературы и посещения вебинаров; 2. Развивать внимание, воображение и музыкальные способности детей посредством образовательной деятельности «Музыка»; способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе; 3. Повысить компетентность воспитателей и родителей по этому вопросу; 4. Совершенствовать предметно- пространственную развивающую среду музыкального зала; 5. Обобщить, совершенствовать свой профессиональный опыт. 6. О пределить основные психолого- педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на занятиях музыкой. Объектом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Предметом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с различными видами музыкальной деятельности. Срок реализации: 3года( сентябрь 2022 г. – май 2025 г. ) Дейсвия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: - изучение литературы по теме- самоанализ и самооценка НОД в группах- проведение утренников, досугов и развлечений по тем е- Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, оформление стендов. Форма отчета по проделанной работе: аналитический отчёт, публикация на сайте ДОУ. Форма самообразования: индивидуальная Литература: Интернет- ресурсы: сайты, порталы. «Волшебный сундучок»( приложению к журналу «Обруч») , Москва, 2012 г. «Игры, аттракционы, сюрпризы»( приложение к программе по музы кальному воспитанию «Ладушки») ; издательство «Композитор», Санкт- Петербург, 2003 г. Периодическое издание «Музыкальный руководитель». Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук. д/ с. – М. : Просвещение, 2001 Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. р екомендации. – М. , АРКТИ, 2002. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т. Н. Девятова, 2006 г. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в детском саду- М. Просвещение, 1994 2022- 2023 уч. год   «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты Сентябрь «Развитие эмоциональной сферы»- информационно аналитическая деятельность. Проведение диагностики музыкальных способностей. Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников»/ Под редакцией А. Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10. Провести диагностику. Консультация для педагогов Анализ результатов диагностики. Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства»- информационно аналитическая деятельность. 1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок»/ под ред. О. М. Дьяченко – Москва; 1997 г. Консультация для педагогов Ноябрь 1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». 1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы  муз. р ук- ля В. В. Герасимовой 1 кв. категории, г. Озерск, 2011 г. 1. Консультация для родителей( беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах) . Декабрь «Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки» Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г. Участие в семинарах Январь «Это Но вы й год! »( сценарий праздника) Разработать сценарий. Праздник «Это Но вы й год! » Февраль Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» Разработать анкету, провести анкетирование. Анализ проведенного анкетирования родителей. Март «Взаимодействие детского сада и семьи» Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т. О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства- в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87- 91. Конспектирование. Консультация для родителей, выступление на родительском собрании. Апрель «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»   Изучить литературу: Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты»( музыкально- эстетическое воспитание) . Участие в семинарах Май « Стиляги »( сценарий выпускного праздника) Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп. Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм « Стиляги », поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника. Проведение диагностических исследований. Выпускной праздник « Стиляги ». Анализ результатов диагностики. 2023- 2024 уч. год   «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение» Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты сентябрь     1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»     2. Проведение диагностику развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Разработать анкету, провести  анкетирование родителей( средние- подготовительные группы)  Разработка развлечения" Спать пора" 1. Анализ результатов диагностики, анкетирования. построение диаграмм. октябрь 1. «Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки». 2. «Пойте своим детям колыбельные»- консультация для родителей. Используя интернет- ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. 1. Папка- передвижка для родителей( все возрастные группы) 2. выступление детей подготовительной группы для малышей" Спать пора" ноябрь 1. «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки – консультация для родителей. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В. В. – муз. р ук- ля 1 кв. категории, г. Озеры, 2011 г Доминантное занятие в старших группах" Путешествие в страну музыки" Выступление с сообщением на родительском собрании( все возрастные группы) . декабрь 1. Новогодние праздники во всех возрастных группах( сценарии) 1. Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. 1. Праздники: «Новый Год»- 1- я мл. г руппа; «Заюшкина избушка»- 2- я мл. группа; «Ёлочкин сон»- средняя группа; «Новый Год в Африке»- старшая группа; «Под Новый Год, под Новый Год в гости сказка к нам придет»- подг- ая группа. январь «Мир музыки и цвета». «Вокальное развитие дошкольников» Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой. Подобрать, изучить литературу, составить конспект. 1. Доминантное занятие в средней группе" Мир музыки и  цвета" ; 2. Выступление на педагогическом совете февраль 1. «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста». 1. Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать. 1. Развлечение для старших групп" С песней весело живется" март 1. «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» 2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях». 1. . Обобщить опыт работы коллег, составить методическую разработку. 2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. Развлечение для всех групп" Прощай, Зима! Здравствуй, Масленица! " апрель 1. «Занимательные звуки»   1. Создать мультимедийную презентацию 1. Выступление на педагогическом совете Мастер- класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. май 1. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Анализ мониторинга. Разработать сценарий к выпускному празднику. 2. 1. Выпускной праздник. 2. Выступление на педагогическом совете с результатами мониторинга. 2024- 2025 уч. год   «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя» Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты Сентябрь 1. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» 2. Диагностика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Используя Интернет- ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения. 2. Создание диагностических карт. 1. Мастер- класс «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах». 2. Анализ результатов диагностики, построение диаграмм. Октябрь Методика Карла Орфа Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательная область «Музыка». Раздел «Игра на детских муз. и нструментах», книга  Тютюнниковой" Бимбамбом" 1. вовлечение детей в совместную деятельность по изготовлению шумовых инструментов Ноябрь «Игра на детских музыкальных инструментах» Изучить литературу: Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 г. , 2005 г. , 2006 г. Журналы «Музыкальная палитра» за 2003г. ,  2004г. ,  2005г. ,  2006 г. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г. 1. Использование самодельных шумовых инструментов на музыкальных занятиях с детьми 2. Открытое занятие   «Мир звуков и шумов» старшая группа 3. «Шумовые инструменты»  подготовительная группа декабрь Ритмодекламация в детском творчестве Подготовка музыкально- поэтического развлечения" Снег идет" 1. Открытое занятие  " Использование  пальчиковых и речевых игр и игр с палочками» в средней группе; 2. Проведение развлечения с детьми старших групп  " Снег идет" Январь «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально- театральной деятельности». Изучить литературу: «Музыкально- театрализованная деятельность детей 6- 7 лет» Э. А. Тонкова, журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г. Изучить литературу:  Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. 1. Выступление на педагогическом совете. 2. Игра- драматизация с участием детей" Лесной оркестр" Февраль  ««Использование игровых технологий на музыкальных занятиях». Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С. Прокофьева. Изучить обобщение опыта по данной теме Выступление детского оркестра на концертном мероприятии, посвященному 23 февраля. Март «Основные виды музыкально- дидактических игр» Принять участие в педагогическом Интернет- форуме, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз- но- дидактических игр: « Где чьи детки? », фланелеграф, «Сколько нас поет? », «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т. д. Использование на занятии с детьми муз- но- дидактических игр: « Где чьи детки? », фланелеграф, «Сколько нас поет? », «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» Апрель «Музыкальное воспитание в семье» Использовать образовательные интернет- ресурсы, конспектировать полученный материал. Папка- передвижка по данной теме. Май  Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Провести мониторинг. 1. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.

Оставить комментарий: