a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проблема оказания помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор: Кузина Ирина Александровна Опубликовано: 2023-08-02 20:11:47

«Проблема оказания помощи детям с нарушением

опорно-двигательного аппарата»

Методические рекомендации для воспитателей

 

На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин патологии физического развития детей дошкольного возраста.

Методика организации работы с детьми нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса.

   По данному Государственному комитету Российской Федерации, каждый десятый ребенок является инвалидом из-за заболевания заболеваний функции опорно-двигательного аппарата.

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Традиционные и нетрадиционные формы, приёмы и методы работы 

   с детьми, имеющими нарушениями  опорно-двигательного аппарата:

 

  • групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия;
  • элементы ТРИЗа, мнемотехника;
  • психогимнастика, тренинги, релаксация;
  • дыхательная гимнастика, закаливание;
  • сказкотерапия, игротерапия;
  • песочная и гидротерапия;
  • арт-терапии (нетрадиционные методики рисования, тестопластика);
  • дыхательно-голосовая и мимическая гимнастика;
  • зрительно-двигательная гимнастика, массаж (самомассаж);

Вся работа в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.

 

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

 

 Вероятностный прогноз развития благоприятный при создании в образовательной организации следующих образовательных условий:

  1. Сопровождение консилиумом. Для достижения наилучшего результата необходимо постоянно согласовывать работу всех специалистов.

        - Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, тьютор),  который  должен включать в себя:

  • системный подход к коррекционно-педагогической работе с  учетом  двигательных, речевых и психических нарушений;
  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • коррекцию речевых  нарушений;
  • развитие общей и мелкой моторики,  координации движений;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.

- Своевременно вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут.

- Динамическое обследование не реже 4 раз в год.

  1. Специальные педагогические методы обучения и воспитания:

 - Организация учебной деятельности в группе с учетом  физического и психического состояния ребенка  с  нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- осуществлять индивидуальный подход;

-во избежание переутомления  учитывать объем и формы выполнения  работ,  использовать интересный,  красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом;

- использовать методы, активизирующие познавательную деятельность ребенка, развивающие устную речь и формирующие необходимые учебные навыки;

- оценивать устные ответы  с учетом физических и психических особенностей ребенка, в соответствии с критериями индивидуального образовательного маршрута;

- проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь  ребёнку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивать веру в собственные силы и возможности.

  • Коррекционную работу выстраивать, опираясь на резервные возможности ребенка: хорошая слуховая и зрительная память;  прилежание; возможность использования разъясняющей, стимулирующей, наводящей помощи; творческие способности.
  1. Охранительный педагогический режим:

-        Создание климата психологического комфорта:

  • необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует.
  • выяснить положительные черты характера ребенка, на которые можно будет опереться в процессе игровой деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
  • установить тесный контакт и сотрудничество  с родителями (создание условий дома (пространство, пообия)

- Соблюдение общего двигательного режима: с ребенком необходимо проводить подвижные игры, физкультминутки, упражнения по развитию мелкой моторики,  дыхательные и артикуляционные упражнения, стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, пальцев рук и т.д.). При этом все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, необходимо осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта, учитывая, что  ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата  не должен более 15-20 минут оставаться в одной и той же позе.

  • Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, использование творческих заданий).
  • Соблюдение санитарно-бытовых условий с учетом потребностей ребенка с двигательной патологией, обучающегося в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, зонирование пространства  на зоны для отдыха и для занятий, температурный, световой режим и т.д.).

Таким образом, создание специальных условий для ребенка с нарушениями ОДА, интегрируемого в дошкольную организацию, должно гарантировать возможность получения им образования и успешной социализации независимо от ограниченных возможностей его здоровья.

Оставить комментарий: