Проблема оказания помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата
Документы для скачивания
«Проблема оказания помощи детям с нарушением
опорно-двигательного аппарата»
Методические рекомендации для воспитателей
На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин патологии физического развития детей дошкольного возраста.
Методика организации работы с детьми нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса.
По данному Государственному комитету Российской Федерации, каждый десятый ребенок является инвалидом из-за заболевания заболеваний функции опорно-двигательного аппарата.
Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.
Традиционные и нетрадиционные формы, приёмы и методы работы
с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- элементы ТРИЗа, мнемотехника;
- психогимнастика, тренинги, релаксация;
- дыхательная гимнастика, закаливание;
- сказкотерапия, игротерапия;
- песочная и гидротерапия;
- арт-терапии (нетрадиционные методики рисования, тестопластика);
- дыхательно-голосовая и мимическая гимнастика;
- зрительно-двигательная гимнастика, массаж (самомассаж);
Вся работа в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Вероятностный прогноз развития благоприятный при создании в образовательной организации следующих образовательных условий:
- Сопровождение консилиумом. Для достижения наилучшего результата необходимо постоянно согласовывать работу всех специалистов.
- Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, тьютор), который должен включать в себя:
- системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
- целенаправленное формирование высших психических функций;
- коррекцию речевых нарушений;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.
- Своевременно вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут.
- Динамическое обследование не реже 4 раз в год.
- Специальные педагогические методы обучения и воспитания:
- Организация учебной деятельности в группе с учетом физического и психического состояния ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- осуществлять индивидуальный подход;
-во избежание переутомления учитывать объем и формы выполнения работ, использовать интересный, красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом;
- использовать методы, активизирующие познавательную деятельность ребенка, развивающие устную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
- оценивать устные ответы с учетом физических и психических особенностей ребенка, в соответствии с критериями индивидуального образовательного маршрута;
- проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь ребёнку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивать веру в собственные силы и возможности.
- Коррекционную работу выстраивать, опираясь на резервные возможности ребенка: хорошая слуховая и зрительная память; прилежание; возможность использования разъясняющей, стимулирующей, наводящей помощи; творческие способности.
- Охранительный педагогический режим:
- Создание климата психологического комфорта:
- необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует.
- выяснить положительные черты характера ребенка, на которые можно будет опереться в процессе игровой деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
- установить тесный контакт и сотрудничество с родителями (создание условий дома (пространство, пообия)
- Соблюдение общего двигательного режима: с ребенком необходимо проводить подвижные игры, физкультминутки, упражнения по развитию мелкой моторики, дыхательные и артикуляционные упражнения, стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, пальцев рук и т.д.). При этом все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, необходимо осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта, учитывая, что ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата не должен более 15-20 минут оставаться в одной и той же позе.
- Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, использование творческих заданий).
- Соблюдение санитарно-бытовых условий с учетом потребностей ребенка с двигательной патологией, обучающегося в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, зонирование пространства на зоны для отдыха и для занятий, температурный, световой режим и т.д.).
Таким образом, создание специальных условий для ребенка с нарушениями ОДА, интегрируемого в дошкольную организацию, должно гарантировать возможность получения им образования и успешной социализации независимо от ограниченных возможностей его здоровья.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!