Конспект организованной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности на тему «Лаборатория песка» в старшей группе
Документы для скачивания
Конспект О ОД по поисково- исследовательской деятельности детей старшей группы « Лаборатория песка » Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через поисков о- исследовательскую деятельность. Задачи: - Способствовать развитию познавательной деятельности, представлений детей об окружающем мире и неживой природе. - Продолжать совершенствовать продуктивную деятельность с песком, водой посредством опытов, обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка, развивать мелкую моторику рук; - Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. - Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности; - Продолжать формировать интерес к поисково- исследовательской деятельности и экспериментированию. - У чить детей создавать композицию цветным песком на бумаге. - Развивать фантазию и творческие способности; - Воспитывать самостоятельность, аккуратность к работе. Методы и приемы: Словесные: загадки, беседа, рассуждение. Наглядные: приборы д ля опытов, ИКТ Практические: эксперименты с песком, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, художественно- эстетическая деятельность ( аппликация) . Оборудование: емкость с сухим песком, вода, стаканчики, трубочка, ватные диски, одноразовые ложки, тёртый мел, лупа, формочки для песка, листы бумаги с нарисованными картинками, клей, кисточка, окрашенный песок, влажные салфетки. Ход занятия Дети заходят в помещение, оборудованное под лабораторию. Приветствие: Придумано кем- то просто и мудро. При встрече здороваться! Доброе утро! Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро нашим друзьям! И доброе утро нашим гостям! Воспитатель: Ребята, скажите кто такие учёные? Дети: Учёные – это люди, которые изучают организм человека, насекомых, растения, различные вещества, делают открытия. Воспитатель: Давайте вспомним, где они проводят свои опыты? Дети: Учёные проводят свои опыты лабораториях. Слайд 1( Лаборатория) Воспитатель: Что они делают в лабораториях? Дети: В лабораториях учёные проводят исследования, опыты, что- то изучают, делают открытия, которые помогают нам в жизни. Воспитатель: Правильно. Я сегодня предлагаю вам стать учёными. Для этого мы отправимся в нашу мини- лабораторию. А вот с чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке, и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. Дети: Это песок. ( с лайд 2) Воспитатель: Ребята, что такое песок? Дети: Песок – это вещество, природный материал. Песок относится к неживой природе. Воспитатель: Откуда появился песок? Дети: Песок – это то, что осталось от скал, гор, больших камней. Время, ветер, дождь и солнце разрушили горы и превратили их в множество песчинок, из которых и состоит песок. Воспитатель: Совершенно верно. Воспитатель: Ребята, где используют песок? Дети: Песок используют в строительстве, в игре, в изготовлении стекла. Песком посыпают дороги, тушат пожары. Воспитатель: Какие разновидности песка вы знаете? ( слайд 3) Дети: Морской, речн ой, горный, овражный, карьерный, в пустыне дюны, и барханы – это подвижные песчаные холмы, сформированные ветром. Воспитатель: Правильно ребята, приглашаю вас в нашу мини- лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. ( с лайд 4) Дети: В лаборатории нельзя громко разговаривать, трогать что- либо без разрешения, пробовать на вкус, быть внимательными, работать только на рабочем месте. Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Проходите, занимайте свои рабочие места. Воспитатель: Для начала мы внимательно рассмотрим из чего состоит песок. Какой инструмент или прибор поможет нам в этом? Дети: В рассмотрении песка нам может помочь лупа. Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами рассмотрим песок с помощью лупы. ( с лайд 5) Опыт №1 – «Состав песка » Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите внимательно песок. Из чего он состоит? Дети: ( рассматривают) Песок состоит из мелких песчинок. В песке есть маленькие камешки, они разные по форме, размеру и цвету. Воспитатель: Песчинки скреплены между собой? Дети: Нет. Воспитатель: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой. Воспитатель: Что мы видим? Дети: Песок рассыпается, потому что песчинки не скреплены между собой. ( с лайд 6) Воспитатель: Возьмите песок в руку. Что можно сказать, какой он на ощупь? Дети: Песок сухой и сыпучий, твердый. Ещё он шершавый. Воспитатель: Ребята, где на нашей планете больше всего песка? Дети: Больше всего песка в пустыне. Воспитатель: Вы знаете, какое природное явление происходит в пустыне, когда там поднимается сильный ветер? Дети: Это явление называется песчаная буря. ( с лайд 7) Воспитатель: Правильно, ребята. Что происходит с песком во время бури? Дети: Песок во время бури двигается. Воспитатель: Давайте мы с вами проведем эксперимент и наглядно посмотрим, правда ли, что песок может двигаться? Опыт №2 – «Движение песка » Воспитатель: Возьмите стакан с трубочкой и аккуратно подуйте. Что происходит? Дети: Песок разлетается, двигается, поднимается пыль. Воспитатель: Правильно. Значит из этого опыта мы делаем вывод, что песок может двигаться. Опыт № 3 – «Свойства мокрого песка » Воспитатель: Ребята, возьмите пластмассовую форму( фигуру для песка) , вставьте ее в сухой песок, затем уберите. Что- то получилось? Дети: Нет, песок рассыпался. Воспитатель: Возьмите воду, немного налейте в песок, размешивайте. Что произошло, какой стал песок? Дети: Песок потемнел. Воспитатель: Возьмите пластмассовую форму( фигурку) , вставьте ее в мокрый песок, а потом уберите ее, что у вас получилось? ( слайд 8) Дети: Получилась форма из песка. Восп итатель: Почему сухой песок не лепился, а мокрый лепится? Дети: Песчинки намокли и слиплись. Воспитатель: Правильно, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Воспитатель: Давайте, сейчас попробуем определить, какой песок легче, а какой тяжелее? Для этого нам понадобятся весы. В 2- х посудах насыпан сухой песок. Взвешиваем. Чаши весов находятся в равновесии( т. е вес одинаковый) Воспитатель: Сейчас( Эвелина) в один из контейнеров нальет воду, затем поставим на весы. Воспитатель: Что мы видим? Воспитатель: Какой песок легче, а какой тяжелее? Дети: Сухой песок легче, а мокрый тяжелее. Воспитатель: Почему вы так получилось? Дети: В мокром песке есть вода. Она увеличивает вес. Воспитатель: Какой делаем вывод из этих опытов? Дети: Сухой песок сыпучий, легче мокрого. Мокрый нельзя сыпать, он тяжелее. Он принимает любую форму, становится темнее. Воспитатель: Ну что, учёные, устали? Давайте немного отдохнем. Ф из. минутка. Опыт № 4 – «Свойство песка – нерастворимость » Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем ещё один опыт и узнаем растворяется песок в воде или нет. Возьмите стакан, налейте воды, насыпьте несколько ложек песка. Размешивайте. Что происходит с песком? Дети: Песок оседает на дно стакана. ( Слайд 9) Воспитатель: Какая стала вода в стакане? Дети: Вода стала мутная. Воспитатель: Ребята, помните, мы проводили опыт с солью и с сахаром? Соль и сахар растворили сь в воде? Дети: Да, соль и сахар растворили сь в воде. Воспитатель: Вода меняла свой цвет? Дети: Нет, вода не изменяла цвет. Воспитатель: Делаем вывод: песок не растворяется, изменяет цвет воды. Опыт № 5 – «Окрашивание песка ». Воспитатель: Учёные, пр одолжаем наши опыты. Мы знаем, что песком можно рисовать. Я предлагаю вам покрасить песок, есть разные способы покраски, мы с вами будем красить песок мелом. ( с лайд 11) Я заранее натерла его на терке Воспитатель: Возьми стакан с мелом, насыпайте понемногу в него песок, перемешивайте ложкой. Что происходит с песком? Дети: Песок окрасился. Воспитатель: Какие цвета у вас получились? Дети: ответы. Воспитатель: Мы с вами не просто так окрасили песок, а для того, чтобы его использова ть в нашей творческой деятельности. Воспитатель: Давайте подготовим наши пальцы для работы. Пальчиковая гимнастика: «Тюльпан» Дети выполняют работу( намазывают клеем контур, подготовленного изображения, засыпают песком) . Воспитатель: Д авайте посмотрим, какие красивые, красочные работы у вас получились. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории. Давайте вспомним, что мы делали, с каким веществом работали? Что вам запомнилось, какой опыт понравился, что узнали нового? Дети: ответы детей. Воспитатель: Спасибо вам за работу. ( Дети получают наклейки за работу) Вы были настоящими учёными. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.