a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности на тему «Лаборатория песка» в старшей группе

Автор: Фаррахова Альбина Альбертовна Опубликовано: 2023-08-05 12:15:40

Документы для скачивания

Конспект О ОД по поисково- исследовательской деятельности детей старшей группы « Лаборатория песка » Цель: ознакомление  детей со свойствами песка, через  поисков о- исследовательскую деятельность. Задачи: - Способствовать развитию познавательной  деятельности, представлений  детей  об окружающем мире и неживой природе. - Продолжать совершенствовать продуктивную  деятельность с песком, водой посредством опытов, обеспечить развитие умения  детей  определять физические свойства  песка, развивать мелкую моторику рук; - Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. - Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности; - Продолжать формировать интерес к  поисково- исследовательской деятельности  и экспериментированию. - У чить  детей  создавать композицию цветным  песком на бумаге. - Развивать фантазию и творческие способности; - Воспитывать самостоятельность, аккуратность к работе. Методы и приемы: Словесные: загадки, беседа, рассуждение. Наглядные: приборы д ля опытов, ИКТ Практические: эксперименты с  песком, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, художественно- эстетическая  деятельность ( аппликация) . Оборудование: емкость с сухим  песком, вода, стаканчики, трубочка, ватные диски, одноразовые ложки, тёртый мел, лупа, формочки для  песка, листы бумаги с нарисованными картинками, клей, кисточка, окрашенный песок, влажные салфетки. Ход занятия Дети заходят в помещение, оборудованное под  лабораторию. Приветствие: Придумано кем- то просто и мудро. При встрече здороваться! Доброе утро! Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро нашим друзьям! И доброе утро нашим гостям! Воспитатель: Ребята, скажите кто такие учёные? Дети: Учёные – это люди, которые изучают организм человека, насекомых, растения, различные вещества, делают  открытия. Воспитатель: Давайте вспомним, где они проводят свои опыты? Дети: Учёные проводят свои опыты   лабораториях. Слайд 1( Лаборатория) Воспитатель: Что они делают в  лабораториях? Дети: В  лабораториях  учёные проводят исследования, опыты, что- то изучают, делают  открытия, которые помогают нам в жизни. Воспитатель: Правильно. Я сегодня предлагаю вам стать учёными. Для этого мы отправимся в нашу   мини- лабораторию. А вот с чем мы сегодня будем работать, вы узнаете,   если отгадаете загадку: Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке, и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. Дети: Это песок.  ( с лайд 2) Воспитатель: Ребята, что такое песок? Дети: Песок – это вещество, природный материал. Песок относится к неживой природе. Воспитатель: Откуда появился песок?   Дети: Песок – это то, что осталось от скал, гор, больших камней. Время, ветер, дождь и солнце разрушили горы и превратили их в множество песчинок, из которых и состоит песок. Воспитатель: Совершенно верно. Воспитатель: Ребята, где используют песок? Дети: Песок используют в строительстве, в игре, в изготовлении стекла.   Песком посыпают дороги, тушат пожары. Воспитатель: Какие разновидности  песка вы знаете?  ( слайд 3) Дети: Морской, речн ой, горный, овражный, карьерный, в пустыне   дюны, и барханы – это подвижные песчаные холмы, сформированные ветром.   Воспитатель: Правильно ребята, приглашаю вас в нашу  мини- лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в  лаборатории.  ( с лайд 4) Дети: В  лаборатории  нельзя громко разговаривать, трогать что- либо без разрешения, пробовать на вкус, быть внимательными, работать только на рабочем месте. Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Проходите, занимайте свои рабочие места. Воспитатель: Для начала мы внимательно рассмотрим из чего состоит песок. Какой инструмент или прибор поможет нам в этом? Дети: В рассмотрении  песка  нам может помочь лупа. Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами рассмотрим песок с помощью лупы.  ( с лайд 5) Опыт №1 –  «Состав  песка » Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите внимательно песок. Из чего он состоит? Дети:  ( рассматривают)  Песок состоит из мелких песчинок. В  песке  есть маленькие камешки, они разные по форме, размеру и цвету. Воспитатель: Песчинки скреплены между собой? Дети: Нет. Воспитатель: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой. Воспитатель: Что мы видим? Дети: Песок рассыпается, потому что песчинки не скреплены между собой. ( с лайд 6)   Воспитатель: Возьмите песок в руку. Что можно сказать, какой он на ощупь? Дети: Песок сухой и сыпучий, твердый. Ещё он шершавый. Воспитатель: Ребята, где на нашей планете больше всего  песка? Дети: Больше всего  песка в пустыне. Воспитатель: Вы знаете, какое природное явление происходит в пустыне, когда там поднимается сильный ветер? Дети: Это явление называется песчаная буря.  ( с лайд 7) Воспитатель: Правильно, ребята. Что происходит с  песком во время бури? Дети: Песок во время бури двигается. Воспитатель: Давайте мы с вами проведем эксперимент и наглядно посмотрим, правда ли, что песок может двигаться? Опыт №2 –  «Движение  песка » Воспитатель: Возьмите стакан с трубочкой и аккуратно подуйте. Что происходит?   Дети: Песок разлетается, двигается, поднимается пыль. Воспитатель: Правильно. Значит из этого опыта мы делаем вывод, что песок может двигаться. Опыт № 3 –  «Свойства мокрого  песка » Воспитатель: Ребята, возьмите пластмассовую форму( фигуру для песка) , вставьте ее в сухой песок, затем уберите. Что- то получилось? Дети: Нет, песок рассыпался. Воспитатель: Возьмите воду, немного налейте в песок, размешивайте. Что произошло, какой стал песок? Дети: Песок потемнел. Воспитатель: Возьмите пластмассовую форму( фигурку) , вставьте ее в мокрый песок, а потом уберите ее, что у вас получилось?  ( слайд 8) Дети: Получилась форма из  песка. Восп итатель: Почему сухой песок не лепился, а мокрый лепится? Дети: Песчинки намокли и слиплись. Воспитатель: Правильно, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Воспитатель: Давайте, сейчас попробуем определить, какой песок легче, а какой тяжелее? Для этого нам понадобятся весы. В 2- х посудах насыпан сухой песок. Взвешиваем. Чаши весов находятся в равновесии( т. е вес одинаковый) Воспитатель: Сейчас( Эвелина) в один из контейнеров нальет воду, затем поставим на весы. Воспитатель: Что мы видим? Воспитатель: Какой песок легче, а какой тяжелее? Дети: Сухой песок легче, а мокрый тяжелее. Воспитатель: Почему вы так получилось? Дети: В мокром  песке есть вода. Она увеличивает вес. Воспитатель: Какой делаем вывод из этих опытов? Дети: Сухой песок сыпучий, легче мокрого. Мокрый нельзя сыпать, он тяжелее. Он принимает любую форму, становится темнее. Воспитатель: Ну что, учёные, устали? Давайте немного отдохнем. Ф из. минутка. Опыт № 4 –  «Свойство  песка – нерастворимость » Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем ещё один опыт и узнаем растворяется песок в воде или нет. Возьмите стакан, налейте воды, насыпьте несколько ложек  песка. Размешивайте. Что происходит с  песком? Дети: Песок оседает на дно стакана. ( Слайд 9) Воспитатель: Какая стала вода в стакане? Дети: Вода стала мутная. Воспитатель: Ребята, помните, мы проводили опыт с солью и с сахаром? Соль и сахар растворили сь в воде?   Дети: Да, соль и сахар растворили сь в воде. Воспитатель: Вода меняла свой цвет? Дети: Нет, вода не изменяла цвет. Воспитатель:   Делаем вывод: песок не растворяется, изменяет цвет воды.   Опыт № 5 –  «Окрашивание  песка ». Воспитатель: Учёные, пр одолжаем наши опыты. Мы знаем, что  песком можно рисовать. Я предлагаю вам покрасить песок, есть разные способы покраски, мы с вами будем красить песок мелом.  ( с лайд 11)  Я заранее натерла его на терке  Воспитатель: Возьми стакан с мелом, насыпайте понемногу в него песок, перемешивайте ложкой. Что происходит с  песком? Дети: Песок окрасился. Воспитатель: Какие цвета у вас получились? Дети: ответы. Воспитатель: Мы с вами не просто так окрасили песок, а для того, чтобы его использова ть в нашей творческой деятельности. Воспитатель: Давайте  подготовим  наши пальцы для работы.   Пальчиковая гимнастика: «Тюльпан» Дети выполняют работу( намазывают клеем контур,   подготовленного изображения, засыпают  песком) . Воспитатель: Д авайте посмотрим, какие красивые, красочные работы у вас получились. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной  лаборатории. Давайте вспомним, что мы делали, с каким веществом работали? Что вам запомнилось, какой опыт понравился, что узнали нового?   Дети: ответы  детей. Воспитатель: Спасибо вам за работу. ( Дети получают наклейки за работу) Вы были настоящими учёными. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.  

Оставить комментарий: