a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на семинаре-практикуме "Экологический мост"

Автор: Дмитриева Анастасия Сергеевна Опубликовано: 2023-08-08 19:15:06

Документы для скачивания

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию МДОУ детский сад №62 «Снежинка» Семинар – практикум «Экологический мост» Подготовила и провела: Воспитатель Дмитриева А. С. 2022 г.    Цель:   развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами  дошкольных организаций. Задачи:       Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии( явления живой и неживой природы, растения, животные) .       Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.       Развивать познавательный интерес у педагогов.       Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.   Подготовка к семинару – практикуму: 1.        Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект. 2.       Подготовить пособия к организации и проведению семинара.   План семинара- практикума: 1.        Актуальность проблемы. 2.       Дискуссия «Что мы знаем об экологии»( «Знай- ка») 3.       Задание «Методический турнир» 4.      Задание «Музыкальный марафон»    5.       Задание «Рассуждай- ка» 6.      Задание «Народные приметы» 7.       Задание «Педагогические задачки» 8.      Физкультминутка. 9.       Задание «Чёрный ящик» 10.     Задание  «Эксперимент» 11.     Это интересно знать!     Ход семинара. 1.       Актуальность проблемы. Слайд 1.  - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»- Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного  повысить её; поделиться опытом  использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец,   установить  более тесный контакт между педагогами наших детских садов. - Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга( мяч по кругу с представлением) . ( Звучит музыка П. И. Чайковского  «Времена года») .     Слайд 2. Вед. :  - Удивительный мир природы – он встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или посёлке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природа. Природа – источник доброты. Природа – источник познания. Природа – источник укрепления здоровья.   Вед. : - Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы( песок, глина, вода, снег и т. д. ) , с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка   Вед. :     - Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то  Первой среди них будет  формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Вторая задача –  формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача –  формирование у детей любви к природе. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.   Вед. :  - И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? ( ответы педагогов)       2.     Дискуссия «Что мы знаем об экологии»   Слайд 3. Ромашка.    «Знай- ка»   Экология  – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.     ( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа;   мини- огороды в групповых помещениях и сад- огород на территории; экологические коллекции и мини- музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п. ) .   Вед. : - Экология  как наука появилась ещё в конце девятнадцатого века. В 1886 году немецкий биолог Э. Геккель ввёл термин «экология», происходит от греческого слова « экойс », « экус! – дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды. Слайд 4.   «Знай- ка» Вед. : - Что же такое «экологическое воспитание»? Экологическое воспитание  – это система, направленная на формирование начал экологической культуры у детей и взрослых. Система экологического воспитания – это создание условий, определённое содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. Цель экологического воспитания  – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. - Определите задачи  экологического воспитания.    Формировать конкретные представления о явлениях живой и неживой природы.    Формировать умения ухода за растениями и животными.    Воспитывать любовь к родной природе, умения бережно относиться к растениям и животным.    Развивать способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту.                                 Слайд 5. Вед. : - Что такое «экологические знания»? Экологические знания  – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания и т. д. Вед. : - Какова же роль педагога в экологическом воспитании дошкольника? Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребёнка. Учитывает интерес и возрастные особенности. Вед. : - Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста? Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребёнка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Любовь к природе, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.   Слайд 6. Молодцы.    Слайд 7. Ромашка. 3.     Задание «Методический турнир». Слайд 8. 1.        Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. ( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа;  мини- огороды в групповых помещениях и сад- огород на территории; экологические коллекции и мини- музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п. ) . 2.       Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? ( Это:  уголок природы в группе; участок детского сада. ) 3.       Что должно быть в уголке природы? ( Растения, муляжи овощей и фруктов, наглядный иллюстративный материал: времена года,   животные, птицы, растения; инвентарь по уходу за растениями; природный и бросовый материал, календарь погоды, дидактические игры; детские рисунки. ) 4.       Что должно быть на участке детского сада? ( Деревья, кустарники, цветники, огород. )   Слайд 9.   Вед. : 5.       Какие методы используются для экологического воспитания детей? ( Наглядные, практические, словесные. ) 6.       Перечислите  методы  и приёмы экологического воспитания детей. ( Наглядные: наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Практические: игра; элементарные опыты; моделирование. Словесные:  рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  ( Наблюдение. ) 7.       Слайд 10.   Вед. : Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Организованные: НОД; экскурсии; наблюдения; Совместная деятельность: рассматривание картин; рассказы воспитателя; сбор коллекций, семян, камней и др. ; чтение художественной литературы; прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; игры( подвижные, дидактические, интеллектуальные КВН и др. ) ; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; работа с календарями природы, изготовление и обыгрывание макетов ( зоопарк, животные жарких стран и др. ) ; элементарная поисковая деятельность( только в старшем возрасте) , акции.   8.      Слайд 11. Вед. : - Назовите формы взаимодействия с родителями.   9.      Слайд 12.    Вед. : - У вас есть карточки с заданием: попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду( на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение) :   Карточка  с заданием: 1.        Наличие как можно большего числа видов растений и животных. 2.       Наличие объектов неживой природы( почвы, камни, ракушки и т. д. ) . 3.       Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода. 4.      Безопасность( отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений) . 5.       Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными. 6.      Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы. 7.       Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.  ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7)  Вед. : - Давайте проверим ( ответы на слайде) .   10.             Слайд 13.   Вед. : - Перечислите писателей и поэтов,   воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?  ( Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др.  А Современные писатели? – А. Иванова, В. Зотова)   11.    Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. ( Облака, ветер, солнце)   12.   Писатель- природовед, перу которого принадлежит рассказ “ Лисичкин хлеб”. ( М. М. Пришвин)   13.    Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. ( Е. Чарушин. ) 14.   Слайд 14.   Из какого произведения эти строки:  1.   И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «у- х! » Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур, зимой  Не попадайся! Прицелюсь – бух! И ляжешь… Ууу- х!    ( Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы)   2.                   Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки- зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц…( Д. Мамин- Сибиряк.   Сказка про храброго зайца длинные уши- косые глаза – короткий хвост)   3.                   А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.  ( С. Есенин. Берёза)   Слайд 15. Поздравляю! Вы справились! ! Слайд 16. Ромашка.   4.     Задание «Музыкальный марафон» Слайд  17. Задание № 1. Прослушать запись и определить природные звуки. Слайд  18. Задание № 2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение ( по выбору музыкального руководителя) . Вед. : Какая Вам нотка по душе. Называйте. ( Для каждого МДОУ одна нотка)   Слайд  19. Молодцы. Слайд 20. Ромашка.   5.      Задание  «Рассуждай- ка»   Слайд 21. 1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? красный цвет- сигнал опасности  2. Отличительные черты природной и экологической катастроф? Экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно 3. Что такое цепь питания? Это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе. 4. У какой птицы самый длинный язык?     У дятла 5. Какое дерево называют прапрадедом прадедов?    Дуб 6. Чем лягушка отличается от жабы?  Лягушка- дневное животное, а жаба – ночное 7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? Одинаковая 8. В воде родится, а воды боится? Соль 9. У кого уши на ногах? У кузнечика 10. Самец кукушки? Кукух   Слайд 22. 11. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее 12. Есть ли у комара зубы? Есть и не мало, 22 13. Кто пьёт ногой? Лягушка 14. Какие птицы зимой потомство выводят?  Клесты и зимородки 15. Кто всю жизнь проводит в движении?  акула  16. У кого язык длиннее туловища? у хамелеона 17. Когда на деревьях появляются почки? Осенью 18. Что зимой ест жаба? Ничего. Она спит. 17. Невидимое живое существо Бактерия 18. Необратимое историческое развитие живой природы Эволюция Слайд 23. Молодцы.           Слайд 24. Ромашка.   6.     Задание «Народные приметы» Слайд 25- 26.   Как много было дедовских примет! Иных из них давно уж нет в помине. Другие сквозь десятки зим и лет Дошли до нас и вот – живут поныне.        ( Роман Ругин)   Вед. :   Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.   Вед. : - Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями. 1.                  - Паук усиленно плетет паутину –( к сухой погоде) . 2.                 - Стрижи, ласточки низко летают –( дождь предвещают) . 3.                 - Мыши выходят из- под подстилки на снег –( за сутки до оттепели) . 4.                 - Собака катается по земле, мало ест и много спит –( к вьюге) . 5.                 - Когда цветет черемуха –( к холоду, заморозкам) . 6.                 - Если утром трава сухая –( к вечеру ожидай дождя) . 7.                  - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –( к хорошей погоде) . 8.                 - Цветы перед дождем –  ( пахнут сильнее) . 9.                 - Кошка свернулась клубочком –( к похолоданию) . 10.            - Ворона кричит зимой –( к метели) . 11.              - Лягушки квакают –( к дождю) . 12.             - Воробьи в пыли купаются –( к дождю) . 13.             - Около луны звезда народилась –( к потеплению) . 14.             - Кошка свернулась клубочком – ( к похолоданию) .   Может кто- нибудь из вас напомнит другие приметы? Слайд 27. Ромашка.   7.      Задание «Педагогические  задачки»  Слайд 28.  - Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.   Задачи для каждого участника, например:     «Педагогические  задачки»          На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья! » Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: - «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки? » Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»  - Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?     «Педагогические  задачки»          Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.   Ваши действия?     «Педагогические  задачки»          В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали «саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика на глазах у остальных. Дети в недоумении.  - Ваша реакция на действия детей?       «Педагогические  задачки»  Слайд 29.   «Педагогические  задачки»    Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. – Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. – Это что еще за капризы? ! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.   Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?     «Педагогические  задачки»    Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».   Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?     «Педагогические  задачки»    Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и «выдает» ребенку порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери.   Каковы могли быть причины описанного поступка двухлетнего малыша?   Слайд 30. Здорово!   Слайд 31. Ромашка.               8.     Физкультминутка. Слайд 32.     Вед. : -   Уважаемые педагоги, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и  звуками: 1. встревоженного кота; 2. грустного пингвина; 3. восторженного кролика; 4. разгневанного поросенка; 5. намокшую ворону; 6. танцующую улитку.   Слайд 33. Ромашка.   9.     Задание «Чёрный ящик». Слайд 34.   В ящике находится газообразное вещество, состоящее из смеси газов и примесей.     Слайд 35. Ромашка.   10.                       Задание  «Эксперимент». Слайд 36. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно- научного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.      Опыт «Сильная бумага»    Вед. : - Интересно, какой вес выдержит лист бумаги? Для проведения опыта понадобится 2 кубика, лист бумаги, стакан с водой. 1.        Поставили  2 кубика на расстоянии 20 см друг от друга. 2.       Положили сверху лист бумаги, чтобы получился мостик. 3.       Поставили на лист стакан с водой. Бумага не выдержит его веса и прогнётся. 4.      Что нужно сделать с бумагой, чтобы она смогла выдержать вес стакана с водой. Решение. Положили сложенный «гармошкой» лист бумаги на 2 кубика и поставили него стакан с водой. Вывод: меняя форму листа бумаги можно повлиять на её свойства. Лист бумаги стал прочнее.     Слайд 37. Спасибо!    Это интересно знать! Слайд 38.      Бумага, оставленная в лесу разлагается в течении 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет!    Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо 7- 8 лет.    От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.    Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.    Астрономы считают началом весны день равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят пополам.    Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его по праздникам.   Слайд 39- 40.      Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде  всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908   году лауреатом  Нобелевской премии, немецким учёным П. Эрлихом. Вот эти правила.   •   Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.  • Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.  • Человек- не властелин природы; губя её, он губит самого себя.  • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.  • Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.   Слайд 41.   Вед. :  -   Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наш семинар- практикум «Экологический мост» остался в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми. Слайд 42. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Оставить комментарий: