a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2023-08-12 17:34:11

СТАТЬЯ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят качественные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества ребенка, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности. Творчество – это способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований. Н. А. Ветлугина выделяет такие показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: искренность, непосредственность переживаний; увлеченность деятельностью; активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства; специальные художественные способности( образное видение, поэтический, музыкальный слух) , позволяющие успешно решать творческие задачи. Если сформировать у дошкольника эти качества, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности: любознательность; изобретательность; самостоятельность выбора принятия решений; заинтересованность, увлеченность; развитые эмоции и речь; нестандартное мышление и восприятие; вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими навыками. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. Начало развития детского воображения связывается с периодом, когда дошкольник впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других( символическая функция) . Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и приемов. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс воображение, у ребенка опять совсем другое. Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: 1) детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; 2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; 3) зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Выделяют следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста: До 3- х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в у ме план предстоящих действий. В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. В психолого- педагогической литературе отмечают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное обще ние с взрослыми; предметно- манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей- дошкольников является еще довольно слабым. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно- ролевые игры. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного( пассивного) становится произвольным( активным) , постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно- защитную роль. Оно предохраняет ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.

Оставить комментарий: