Игра как средство обучения дошкольников
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №62 «Снежинка» Московская обл. , г. Подольск Тема самообразования на 2022 – 2023 учебный год «Игра как средство обучения дошкольников » Подготовила: Воспитатель Дмитриева А. С. 2022 год «Совместная деятельность воспитателя и ребенка»- это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В ФГОС ДО указываются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми для ребенка дошкольного возраста: игровая; коммуникативная; трудовая; двигательная; познавательно- исследовательская; музыкально- художественная; восприятие художественной литературы; продуктивная. Особая роль отводится игровой деятельности, поскольку игра- это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает мир. Следовательно, приоритетными являются современная деятельность воспитателя и детей, игровые формы образования, отсутствие жесткой регламентации детской деятельности. Алгоритм развития любого вида деятельности предполагает организацию совместной деятельности с взрослым, затем совместной деятельности со сверстниками, которая преобразуется в самостоятельную. В классификации современных форм совместной деятельности взрослого и ребенка выделяют следующие формы: игра, игровое упражнение, чтение, мастерская, ситуация, коллекционирование, экспериментирование и исследование, проектная деятельность, беседа, загадка, рассказ, разговор, викторины, конкурсы, формы совместной музыкально- художественной деятельности, в т. ч. слушание, концерт, разучивание и др. Перечень предлагаемых форм не является исчерпывающим. Все формы носят интегративный характер. Следует отметить, что деятельность двух и более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Данная деятельность отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т. д. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр: 1) игры по инициативе ребенка ( творческие) 2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами ( дидактические, подвижные игры) 3) народные игры ( созданные народом) . Рассмотрим каждый из этих видов. Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников, дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Значительная часть творческих игр- это сюжетно- ролевые игры. Осознавая, что игра- не настоящая жизнь, малыши тем временем по- настоящему переживают свои роли. К сюжетно- ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно- творческой деятельностью. Разновидность творческой игровой деятельности- театрализованная деятельность. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка- перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно- ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры- драматизации. Еще один вид- конструкторские игры( в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными, приобщают детей к трудовой деятельности. Здесь проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Учебно- воспитательную работу как раз основывается на таких. По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр- сюжетные игры и игровые упражнения ( несюжетные игры) . Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков. Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т. д. Народные игры- это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей ( хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т. д. ) . Они- неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления. Все игрушки можно условно разделить на три типа: 1) готовые игрушки ( автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т. п. ) ; 2) полуготовые игрушки ( кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т. д. ) ; 3) материалы для создания игрушек ( песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево) . Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества. К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально- игровой материал ( игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, элементы костюмов ( головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т. д. ) . В детских садах активно используются персонажи- куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно. В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака( 5- 40 мин, между завтраком и образовательной деятельностью ( 5- 7 мин, на открытом воздухе( 1 ч. - 1 час. 30 мин, после дневного сна ( 20- 40 мин) . Итог: Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!