a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Блинова Татьяна Александровна Опубликовано: 2023-08-15 17:08:59

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность. Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

 Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

 

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

 

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

 

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

  • «Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением. Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха. Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
  • «Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
  • «Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

 

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

 

Упражнения артикуляционной гимнастики

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

2.«Хоботок»

 

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

  1. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

 

  1. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

 

  1. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

 

  1. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

 

  1. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

 

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

 

  1. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

 

  1. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

 

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

 

  1. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 

  1. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

 

  1. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

 

  1. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

 

  1. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

 

  1. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

 

  1. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

 

  1. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

 

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

 

Оставить комментарий: