Конспект занятия по развитию речи Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат»
Документы для скачивания
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе « Весна идёт, весне дорогу! ». Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. Задачи: Образовательные: - формирование умений в овладении звуковой культурой речи; - формирование грамматического строя речи; - подготовка детей к обучению грамоте. Развивающие: - развитие связной речи – монолог, диалог; - развитие и обогащение лексики; - развитие памяти, внимания, логического мышления. Воспитательные: - воспитание интереса к происходящим изменениям в природе; - воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе ХОД ЗАНЯТИЯ Орг. момент Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, Скажем" Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем" Привет! " и" Добрый день! " ; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! ! ! ( обращаемся к гостям) Дети: ( здороваются) . Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом на ковре. Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем гово рить громко, внятно, чтобы нас услышали. Будем работать дружно. Подготовим наши язычки для чистоговорки: на- на- на- наступила весна. но- но- но- распахнем окно. не- не- не- рады мы весне. Звучит аудиозапись «Капель и пение птиц». Воспитатель( читает загадку на фоне музыки) : Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла …( Весна) Дети отвечают( весна) Воспитатель: Ребята, а мы с вами чувствуем приближение весны? Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Назови признаки весны ». ( игра с мячом, по цепочке называют признаки весны) Садимся за парты. Воспитатель: Ребята, о ранней весне много говорится в стихотворениях. Умение писать хорошие стихи – редкий дар, хорошие стихи живут долго. Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворениями Ф. И. Тютчева. ( п ортрет) Федор И ванович Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. Прослушайте стихотворение. «Зима недаром злится…» Зима недаром злится, Прошла её пора Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу. Проверка первых впечатлений после чтения- Понравилось вам стихотворение? - О чём это стихотворение? ( Идет борьба, спор между Зимой и Весной. ) - Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы? - Почему? - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? ( Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить) Повторное чтение( презентация) и анализ стихотворения. В русском языке много самых разных слов, а поэ т выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов. Когда слушаешь это стихотворение, к ажется, будто музыка слышится. - А сейчас поразмышляем над текстом. - Какие времена года в этом стихотворении описал автор? ( Зиму и весну) Вначале поговорим о Зиме. К ак Ф. И. Тютчев описывает настроение Зимы? ( Злится) - Подберите близкие слова к слову «злится». ( Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается) - Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? ( Это слово самое сердитое из всех) - Почему же Зима злится? Что её рассердило? ( Прошла её пора) - Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима. ( Зима еще хлопочет и на весну ворчит) . - Какое слово употребил Ф. И. , описывая действие Зимы? ( Хлопочет) - Как вы понимаете значение этого слова? ( Чем- нибудь усердно заниматься, суетиться) - Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? ( Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега) - С кем сравнивает Автор Зиму? ( С ведьмой злой) . - Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась) - А что делает Зима на последок –( и сн егу захватя пустила убегая) - Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? ( Седая старуха, злое выражение лица, одежда сера я, волосы распущены и спутаны) - И так, мы с вами поговорили о Зиме. Хорошо, молодцы! А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице»- Весне- Что делает Весна первым делом? ( Гонит со двора Зиму) - Как она это может делать? ( Растопляет снег солнышком, согревает землю) Как вы понимаете строчку- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? ( Животные, растения, люди) - А что значит «засуетилось»? ( все движется, всё тает. ) - Кто помогает Весне прийти? ( птицы, солнышко, ручейки) - Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? ( Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет) - Кто первыми приветствуют Весну? ( Жаворонки) - Кто это? ( Птицы) - Как они приветствуют? ( подняли трезвон) - Что такое «трезвон»? ( Шум, переполох) - Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет- весна хохочет- Почему она так себя ведёт? ( Не боится Зимы. Она знает, что победит её) - Почему автор употребил именно слово» хохочет», а не «улыбается», «смеётся»? - Что означает слово «пуще»? ( Ещё сильнее) - Как, чем может Весна шуметь? ( Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях) - С кем сравнивает автор Весну? ( С прекрасным «дитя») Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? ( «Схватка» закончилась победой Весны) - Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны? Физ. м инутка Физминутка «Солнце травке улыбнулось» Солнце травке улыбнулось( улыбнуться) И природа вся проснулось( потягиваются) С юга птицы прилетели( махи руками, изображая птиц) И звенят везде капели. ( р уки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь) По ручьям хожу в сапожках( пройти по кругу) Холодно ещё немножко( скрестить руки, потирая плечи) Дни становятся длиннее( развести руки в стороны) И гулять мне веселее. ( ш агают на месте) 2 стихотворение Ф. Тютчев «Весенние воды » Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! . . » Воспитатель: понравились ли вам стихи? Какое это стихотворение по интонации? ( Бодрое, жизнерадостное, веселое) . - О каком времени года говориться в стихотворении? ( Весне) . - В стихотворении встречаются нам непонятные слова? ( Попробуем объяснить их значение) - Как вы понимаете по словом Брег? - ( Брег – берег) - Гл асят- ( гласят – поют, кричат) - Гонцы –( оп овестители, посыльные) А кто является в стихотворении гонцами? ( весенние воды) В есенние воды, он и предвещают наступление весны. Поэт описывает чувство огромной радости от пробуждения природы. Несмотря на то, что снег всё ещё белеет в полях, воды уже вовсю шумят, предвосхищая наступление скорой весны. Но весенние воды не просто бегут, они ещё и ярко блестят под лучами солнца. Воды сообщают миру о том, что весна пришла. Теперь уже и сам поэт, преисполненный весенним предчувствием, говорит о том, что весна совсем близко. Мы узнаём от него, что за весной уже виден «румяный хоровод» майских деньков, которые она ведёт за собой. Хорошо, м олодцы! А, какое стихотворение понравилось больше всего? ( « Зима недаром злиться…») Стихотворение «Зима недаром злится…» мы выучим в свободное время. А сейчас поиграем в игру Игра «Назови ласково» Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка. . реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка… почечка, дерево… деревце, капл я- капелька и т. д. Воспитатель: Молодцы справились. Физминутка Задание. « Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки». Прилетела ласточка, Распустила перья. Солнце греет ласково, Что это за время? ( Весна) Воспитатель Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «весна». Для это го у вас на столе лежат квадратики синего и красного, зеленого цвета. - Какие звуки обозначаются синим цветом? - Какие звуки обозначаются красным цветом? - Какие звуки обозначаются зелёным цветом? Делим на слоги. Итак, приступаем к звуковому анализу слова «весна». - Сколько согласных, гласных звуков в слове «весна»? Хорошо, молодцы. Загадка Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? ( Март) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, Слышно жаворонка трель — В гости к нам пришел …( Апрель) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы на цветы летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? ( Май) Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «март », «апрель», «май ». Один ребенок работает у доски. Молодцы! Подведение итогов: С каким поэтом мы сегодня познакомились? - О каком времени года было наше занятие? - Что нового узнали на занятии? - Вам понравилось занятие? - Какие трудности возникли во время занятия?
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!