a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр и упражнений по развитию нестандартного мышления и воображения с использованием приема типового фантазирования у детей дошкольного возраста (старшая группа группа)

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2023-08-19 17:00:26

Картотека игр и упражнений по развитию нестандартного мышления и воображения с использованием приема типового фантазирования у детей дошкольного возраста с таршая группа 1. «Составление картинки из фигурок». Цель: научить визуально, сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов. Материал: Раскраски разрезанные на части. Ход игры: детям предлагается набор различных раскрасок разрезанных на части. Внимательно рассмотрев разрезанные части и собрать картинку. 2. «На что похожи». Цель: развивать творческое воображение, фантазию. Материал: Фигуры, вырезанные из белой бумаги, цветные карандаши. Ход игры: предлагается набор различных фигур, вырезанных по контуру из белой бумаги. Внимательно рассмотрев фигуры, ребенок должен сказать, на что похожа каждая из них. Можно предложить детям дорисовать воображаемый объект. 3. «Что бы было, если. . . ». Цель: развивать творческое воображение и фантазию, мышление, остроту ума. Ход игры: Детям задают вопросы: Что бы ты сделал, если бы из крана полился апельсиновый сок? Что можно делать с картошкой? Почему бегемот стал красным? и т. д. 4. «Небылицы». Цель: Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение. Ход игры: Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы. 5. «Приемы фантазирования. Оживление окаменение». Цель: Способствовать развитию наглядно- образовательного мышления, памяти, воображения у детей. Упражнять в решении проблемных  ситуаций. Активизировать творческое мышление и воображение. Материал: Картинка( Волшебник( оживление- окаменение) , волшебная палочка. Ход игры: Дети выбирают ведущего. Пока остальные играющие свободно двигаются по площадке, ведущий произносит следующие слова: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три! Любая фигура замри! После этих слов игроки должны замереть, изображая какую- нибудь фигуру. По просьбе ведущего каждый ребенок показывает движения. 6. «Придумайте новый вид транспорта». Цель: развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном, посредством решения нестандартных задач. Ход игры: Идеи изобретений: - Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта. - Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. 7. «Превращения». Цель: Учить выделять знакомые фигуры и абстрактные элементы в предметных и сюжетных изображениях. Материал: Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры. Ход игры: Игра проводится в форме соревнования: «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент. 8. «Сделаем  узор  из цветов». Цель: развивать у детей воображение, учить из знакомых элементов, форм составлять композицию узора, располагать его на бумаге разной формы( круге, квадрате, прямоугольнике, полосе) . Материал: Бумага разной формы, цветная бумага, клей. Ход игры: Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут составлять узор из цветов. Узор может быть составлен из одуванчиков, тюльпанов, нарциссов и многих других цветов. Далее педагог показывает способы вырезывания некоторых( наиболее сложных) цветов и отмечает, что потом их все надо собрать вместе на полянке в красивый узор( демонстрирует «полянки» разной формы) : цветочки могут по- разному сочетаться между собой и могут расти на круглой полянке, квадратной и т. д. Для этого их необходимо приклеить на нее. По ходу выполнения аппликации воспитатель оказывает помощь ребятам в вырезывании сложных цветов, хвалит за самостоятельно придуманные. 9. «Несуществующее  дерево». Цель: активизация творческого воображения, пробуждение эмоций, интересов. Материал: Листы бумаги, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры. Ход игры: Педагог сообщает детям, что сейчас они будут рисовать волшебное дерево, которое может быть непохожим ни на какие другие деревья: у него на веточках могут быть разные игрушки, сладости, птички – все, что они захотят. После окончания работы устраивается коллективное рассматривание получившихся работ, желающие ребята рассказывают о своем дереве. 10.  «Сочиним      сказку». Цель: научить создавать  в  воображении   ситуации, основываясь  на  использовании  отдельных  заместителей   предметов. Материал: Разноцветные кружки( каждому ребенку- по 3 кружка разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться) . Ход игры: Педагог  раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих- по три. Кружки у всех детей разного цвета, например, у одного- красный, коричневый и желтый, у другого- синий, зеленый и желтый, у третьего- белый, красный, зеленый и т. д. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит сказку про своего героя. Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными. Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5- 7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков. 11. «Фантастический  образ». Цель: тренировка самостоятельного творческого воображения, мышления. Материал: Набор карточек с изображением различных элементов предметов, животных, человека( например, заячьи уши, хвост свиньи, рога оленя, ножки стола, глаз человека и др. ) . Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми карточки с изображениями элементов и предлагает каждому из детей построить из них фантастический образ( существо, предмет) , а затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, как его можно использовать, что он умеет делать и т. п. 12. «Пантомима». Цель: активизация воображения, образного двигательного представления, создание положительного эмоционального фона. Ход игры: Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое- либо действие. Сначала педагог сам задает действие( «Представьте себе, что вы рвете воображаемые груши или сливы и кладете их в корзину; стираете белье; тащите тяжесть» и т. п. ) . В дальнейшем к этому подключаются дети.  Победителями становятся те ребята, которые наиболее верно и выразительно изобразили пантомимическую картину. 13. «Королевство сказок». Цель: развивать способность видеть образное содержание сказочного персонажа, отражать его характер в коллективной сюжетно- ролевой игре. Ход игры: Взрослый предлагает детям поиграть в необычную игру-  «Королевство сказок». Каждый загадывает своего любимого сказочного персонажа. Все герои живут в одном королевстве. Кто- то работает поваром, кто- то продавцом и т. д. Далее выбирается и  разыгрывается конкретный эпизод жизни сказочного королевства. Например, один из героев именинник,  к нему приходят в гости все остальные; жители королевства на базаре или на воздушном шаре и др. Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях придерживаться характера сказочного героя. Т. е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй. 14. «Дразнилка»  Цель:  учить образовывать слова с помощью суффиксов:  - лка, - ч к, - ще и др. Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, - ч к, - ще и др. Ход игры: В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … В: Пылесос. Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище … В: Мяч. Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка. В: Снег. Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. В: Когда он может быть укрывалкой? Д: Когда его много- он укрывает землю, сохраняет тепло. В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега. В: Снег превращается только в воду или еще как- нибудь может исчезнуть? Д: Испарялочка, исчезалка … В: Помидор. Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. В: Подразните его в этот момент! Д: Украшалочка, украшалка. 15. Знакомство с Волшебником( Наоборот) . Цель: познакомить с приемом «наоборот»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка – Волшебник( Наоборот) , карточки, в олшебная палочка. Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. 16. « Хорошо- плохо » или «Цепочка противоречий». Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий. Ход игры: Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов. 17. «В гости к Волшебник у( увеличение- уменьшение) ». Цель: активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Волшебник( увеличение- уменьшение) , волшебная палочка. Ход игры: Детям говорят: “Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? ”- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. 18. «В гостях у Волшебника «Ускорение- Замедление»( машина времени) . Цель: закрепить представления детей об однонаправленности, непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира. Материал: Волшебник времени. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение( головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители – комары, цапли, рыбы) . Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдет, если Волшебник коснется выбранного объекта( объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться) . Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо – плохо». 19. «Солнышко светит»   Цель:  развитие мышления,  речи,  речи, гибкость ума, воображения. Правила игры:    Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще. . . солнышко — светит. . . собака — лает. . . паровоз — мчится. . . Ход игры: Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг. . . А еще? Греет солнышко, шуба, батарея. . . А еще? Гудит машина, поезд. . . 20. «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения». Цель: учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта. Ход игры: Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. 21. «Угадай настроение». Цель: учить описывать настроение человека по выражению лица. Материал: карточки с эмоциями. Ход игры: Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого они по очереди изображают эмоции с картинок. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают, и пояснить, как они пришли к этому выводу. 22. «На что похожи облака? ». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: На прогулке дети наблюдают за облаками и фантазируют на что же они похожи. 23. «Чепуха». Цель: развивать творческое воображение и фантазию, мышление, остроту ума. Ход игры: Ведущий предлагает игрокам задумать какое- нибудь слово( имя существительное) . Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим. 24. «Подарки Волшебника Дробления – Объединения». Цель: учить создавать новые объекты с помощью добавления какого- либо свойства. Материал: Картинки с изображением разных объектов. Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать. 25. «Зверь, птица, насекомое, небылица» Цель: развивать творческое мышление, фантазию при сочинении небылиц. Упражнять в классификации представителей живой природы. Ход игры: Игроки идут по кругу и произносят слова: «Зверь, птица, насекомое, небылица». Ведущий крутится в кругу, останавливается и, указывая на игрока, произносит: «Птица( зверь) ». Ребенок, на которого указали, называет любого представителя загаданной категории. Если загадали «небылицу», то надо придумать любую небылицу. Например: зимой на речке купались овечки. 26. «Помечтаем? ». Цель: учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо». Ход игры: Вообрази себе животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь в первый раз. Это твое изобретение! - Как называется животное? - Оно доброе или злое? - Где оно живет? - Чем питается? - Когда спит? - Есть ли у него мех и какого цвета? 27. «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения». Цель: Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта. Ход игры: Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения- уменьшения, например: " Я хочу, чтобы мой Волшебник увеличения коснулся рыбки в аквариуме" . Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. 28. «Путаница». Цель:  учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход игры: - Ребята, однажды Дели- Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что- то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил. ( с нег) Висит зеленая собака.  ( с лива) Самолет ползет по рельсам. ( п оезд) Мальчик ест скакалку. ( к онфету) Летит воздушный диван. ( ш ар) Рычит лохматый слон. ( п ес) Смотрю в прозрачное дерево. ( с текло) Дверь открывают вилкой.  ( к лючом) Бабушка связала мягкие подушки. ( в арежки) Мама сварила вкусный стол. ( с уп) 29. «Оживший рисунок». Цель: развивать образное мышление и фантазию детей; развивать творческие способности детей. Материал: Альбомные листы, краски, кисти, карандаши. Ход игры: Вопрос детям: Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете- о живает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? 30. « Что в чем? » Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход игры: - Ребята, кнопка часть чего?  ( звонка, куртки, листочка, баяна) . - листочек  ( дерева, тетради, книги, календаря, папки) . - Лампочка  ( комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы) . - экран  ( телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма) . Дети должны назвать не менее 5 систем. 31. «Гирлянда» Цель: учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ход игры: Ведущий предлагает стартовое слово. Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета. - Лягушка какая? Ребенок отвечает: - Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: - Зеленая кто( что) ? Ребенок отвечает: - Трава. - Трава что делает? ( растет) - Растет что( кто) ? ( ребенок) - Ребенок какой? ( веселый) - Веселый кто бывает? ( клоун) - Клоун что делает? ( смеется) 32. " Фантастический рассказ" . Цель: учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей. Ход игры: В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их измененный образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку( фантастический рассказ) , учитывая произведенные в сказочном герое изменения. Один из вариантов усложнения- волшебный объект есть у героя, но из другой сказки( у девочки Жени из сказки" Цветик- семицветик" появилась летающая ступа от Бабы Яги) . 33. «Свободное фантазирование». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой- нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. 34. «Веселые перевертыши» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать положительные стороны предмета, явления, животного и др. , а потом отрицательные. 35. " Что стало большим, что стало маленьким" . Цель: учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера. Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно( огромные пуговицы и маленькое пальто) . Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра" Хорошо- плохо" . 36.  «Подарки Волшебника Дробления – Объединения». Цель: учить создавать новые объекты с помощью добавления какого- либо свойства. Материал: Картинки с изображением разных объектов. Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать. 37. " Какого Волшебника ты должен пригласить" . Цель: учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации. Ход игры: Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить( увеличения или уменьшения) , чтобы ее решить( каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т. д. ) . С амостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера. 38. " Помечтаем? " Цель: учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне" хорошо- плохо" . Ход игры: Дети произносят фразы типа" Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике" , " Я хотел бы стать большим, чтобы…" . О ценка преобразования на уровне" хорошо- плохо" . 39. " Что сначала, что потом" . Цель: продолжать учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени. Материал: младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др. Ход игры: Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни( младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др. ) . Детям дается задание: разложить по порядку карточки, чтобы они соответствовали жизненному циклу выбранного объекта. 40. «В гостях у Волшебника «Ускорение – Замедление»- ( замедление) . Цель: учить представлять результаты ускорения процессов, протекающих как в самом объекте, так и в его окружении. Находить выход из проблемных ситуаций. Материал: Волшебник( замедления) . Ход игры: В гости к детям пришел Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится( у всех один день, а в групповой комнате- 10 лет) или замедлится( у всех это- один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут) . Дети описывают, что произойдет с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе( цветы, мебель, книги) , что будут делать родители в такой ситуации и т. д. 41. Игровая ситуация «Машина времени». Цель: развивать фантазию, нестандартное мышление. Ход игры: У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам. - Что бы вы хотели посмотреть в прошлом? - К акими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас? - Как жили динозавры? - Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом. - Что бы вы хотели посмотреть в будущем? - Кем я буду? Сколько у меня будет детей? - Поговорить со своим будущим сыном. 42. " Создадим новую сказку" . Цель: побуждать детей самостоятельно создавать тексты сказок или историй с Волшебниками Времени. Ход игры: Познакомив детей с возможностями всех Волшебников Времени, воспитатель предлагает детям выбрать сказку и пригласить какого- либо Волшебника времени или нескольких( по желанию детей) и придумать новый сюжет знакомой сказки. Вариант: дети выбирают героев из разных сказок или придумывают собственных и сочиняют сказку, используя прием того или иного временного преобразования. 43. «Что сначала, что потом». Цель: продолжать учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени. Материал: Волшебник времени, картинки- гусеница – куколка – бабочка; ягоды малины – варенье; яйцо – цыпленок; семечко – растение; корова – молоко; ржаные колосья – замес теста – хлеб; помидоры – кетчуп; овощи – суп; снежинки – снеговик; цветок на ветке – созревшее яблоко и т. д. Ход игры: Предложите детям рассмотреть карточки. Пусть определят причину и следствие, разложат картинки от начала к концу процесса. Ребенок должен объяснить, почему выбрал такую последовательность. Пусть по каждой группе картинок составит предложение, грамотно произнесет его вслух. 44. «Придумай загадку». Цель: формирование у детей умения выявлять признаки объекта( функция, части) и способность составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же? ». Ход игры: Ведущий называет объект( самовар) . Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой? » и перечисляют признаки объекта( блестящий, дымящийся, круглый) . К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен( блестящий – монета, дымящийся – вулкан, круглый – арбуз) . Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, круглый, как арбуз». 45. «Несуществующая рыба». Цель: развивать фантазию, нестандартное мышление, желание нарисовать свой подводный мир с необычными обитателями. Материал: Альбомные листы, карандаши, краски, кисти. Ход игры: Детям дается инструкция придумать и нарисовать рыбу, которой не бывает на самом деле, и составить рассказ о ней. Большую роль здесь играет то, какое название придумают дети для своих рыб. 46. «К нам пришел Волшебник В се могу». Цель: учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции. Материал: Картинка( Волшебник В се могу) . Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных объектов. Обсуждается основное назначение объекта. Приглашается Волшебник Специал и он ограничивает функции данного объекта. Например: шапка удерживает тепло головы; шапка, которая удерживает тепло головы только с восьми до девяти часов утра или удерживает тепло головы мальчика пяти лет. 47. «Во что превратится? » Цель: развитие воображения, нестандартного мышления. Ход игры: Задание: рассказать, во что превратится…  Стул без спинки;  Чашки без ручки;  Мороженое без холодильника;  Всадник без лошади;  Дерево без веток;  Стол без ножек;  Ливан без спинки;  Самолёт без крыльев;  Книга без страниц;  Подушка без перьев;  Спички без серы;  Снеговик без холода;  Телевизор без электричества;  Карандаш без грифеля;  Кофта без рукавов;  Кепка без козырька;  Окно без стекол. 48. «Смешинки» Цель: развитие воображения, творческой фантазии, умение логично оформлять свою мысль. Игра заряжает хорошим настроением. Материал: Мяч Ход игры: Ведущий бросает мяч и называет какой- то предмет.  Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название.  Например, варилка. Варианты игры: ребенок, поймавший мяч, передает его следующему ребенку, предварительно придумав свой предмет. 49. «Что случится, если? . . » Цель: учить детей мыслить, находить нестандартные решения. Ход игры: Задания: «Что случится, если…- исчезнут комары, - перестанет идти дождь, - люди вырубят леса и т. д. 50. «Волшебник Н аоборот просит выполнить задание» Цель: учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений Материал: К артинка( Волшебник –Наоборот) , карточки с изображением объектов. Ход игры:  Ведущий( ребенок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. 51. " Потерянное волшебство" Цель:  закреплять знания у детей о волшебниках преобразователях и преобразованиях, которые они осуществляют. Упражнять в умении составлять пару: волшебник- волшебство. Ход игры:  детям предлагаются карточки с волшебниками и объектами, которые волшебники преобразовали. Дети разбегаются в пространстве, затем по команде они собираются в пары: волшебник- преобразованный объект.  «По свету волшебники все разошлись, И колдовать они принялись. 1, 2, 3, волшебнику пару скорее найди».  52. «Продолжи рисунок». Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук. Материал: Альбомные листы бумаги, на которых нарисованы разные фигуры, карандаши. Ход: простую фигуру( восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать( или предлагать) по очереди. Кто больше? 53.  «Всё в мире перепуталось» Цель:  упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный мир. Природный мир дети подразделяют на живую и не живую природу. Закреплять знания детей о классификационных группах. Материал: карточки с объектами неживой и неживой природы. Ход игры:  дети классифицируют объекты на группы: рукотворного мира, на живую и неживую природу. Дети берут карточки с объектами и разбегаются в пространстве: Мы по миру разбежались  и друг с другом все смешались, А сейчас не зевай и свой домик занимай. Дети раскладывают карточки в определённые сектора" модели мира" . 54. «Необитаемый остров». Цель: развивать творческое воображение, фантазию Ход игры:  Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.  Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.   Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.   Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят. 55. «Ассоциации». Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Ход игры: Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд- горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п. 56. «Кто кем( чем) будет? » Цель: создать условия для развития мышления, умения отслеживать последовательность событий. Ход игры: Кем будет яйцо? ( может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей. ) - цыпленок- петухом; - мальчик- мужчиной; - теленок- коровой или быком- бумага- книгой- снег- в одой- вода- льдом- семечко- цветком- мука – блинчиками 57. «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак». Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания. Ход игры: Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы. Например: «что бывает длинным? »( нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы) . Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы: Что бывает круглым( квадратным, овальным, треугольным. . . ) ? Что бывает высоким( низким) ? Что бывает зелёным( красным, синим) ? Что бывает холодным( горячим, тёплым, прохладным) ? Что бывает сладким( горьким, кислым, солёным) ? Что бывает шерстяным( шёлковым, бумажным, деревянным, железным) ? Что бывает тяжёлым( лёгким) ? Что бывает глубоким( мелким) ? Что бывает колючим( острым, хрупким) 58. «Мы – Волшебники Оживления – Окаменения». Цель:  учить самостоятельно, преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения Материал:   Волшебник Оживления – Окаменения. Ход игры:  Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты( рукотворного и природного мира) , совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования( живой стол) , дети решают проблемные ситуации( как рисовать на бегающем столе и т. д. ) . 59. «Оживление предметов» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс- это змея, а меховая рукавичка- мышонок. Каковы будут ваши действия? 60. «Бином фантазии». Цель: активизировать воображение, стремясь установить между двумя, чуждыми друг другу, словами родство, создать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова  берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Ход игры: На столах лежат карточки( рисунком вниз) . В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и т. д. Вызванные двое детей берут из стопочки по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающее нарисованное на картинке. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Чтобы было наглядно. Можно манипулировать карточками. Пример: Дети вытащили карточки «пес», «шкаф». Карточка «пес» располагается в середине, а карточка «шкаф» то сверху, то внизу, то справа, то слева и т. д. Д ети называют расположение карточек, могут придумать и свои сочетания слов: «шкаф пса», «пес в шкафу» и т. д. Каждое из этих словосочетаний может служить основой для рассказа или ситуации, придуманной детьми. 61. «Полиномы фантазии». Цель: развитие фантазии, творческого воображения. В отличие от «Бинома фантазии» в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности. Ход игры: I вариант: У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос- порядок ответа такой же. Вопросы: Кто( что) изображён? ( изображено? ) Где находится? Из чего состоит? Что делает? Что говорит? ( Что отвечает? ) Эти же вопросы можно отнести к прошлому и будущему( предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета( объекта) . В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей. II вариант: Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Делим это слово на звуки и придумываем слова, только на этот звук. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой, или обозначаются символом, или выставляется картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ним составляется предложение. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа( составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом) . 62. «Фантастические гипотезы». Цель: развитие фантазии, творческого воображения. Ход игры: Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…? »Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…? »дальше называется любой предмет и любое действие. Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю. Пример вопросов: «Что было бы если внезапно исчезло солнце? » «Что было бы, если бы исчезли все взрослые? » «Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон? » 63. «Крохи и великаны». Цель:  формировать у детей представления о принципах действия приемов фантазирования. Материал:  Волшебник- увеличения и уменьшения. Ход игры:   Проводиться на примере игры «Хорошо – плохо». 64. «Составим сказку» Цель: Учить самостоятельно составлять сказку с помощью «морских камней » на которых нарисованы герои, объекты сказок. Материал: Камни с нарисованными картинками, героями, объектами. Ход игры:  Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты( рукотворного и природного мира) , совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования( живой стол) , дети решают проблемные ситуации( как рисовать на бегающем столе и т. д. ) . 65. «Так не бывает! » Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую- нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ». 66. «Нарисуй настроение» Цель: развивать творческое воображение детей. Материал: бумага, акварельные краски Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое- нибудь другое, главное, чтобы у него было какое- то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. 67. «Новое назначение предмета» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой- то предмет( старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету) . Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может" гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения. 68. Игра «Портрет заговорил». Цель: продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ. Ход игры: Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе. 69. « Опиши соседа» Цель: учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет. Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.   70. «Несуществующее животное» Цель: развивать творческое воображение детей. Материал: бумага, краски. Ход игры: Если существование рыбы- молот или рыбы- иглы научно доказано, то существование рыбы- наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба- кастрюля? Чем питается рыба- ножницы и как можно использовать рыбу- магнит? " 71. «Волшебник Дробления – Объединения проводит чудесные преобразования» Цель: учить определять части и целое у объекта и менять их местами Материал:  Картинки, Волшебни к( объединения и дробления) . Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка – сам объект, а у нее есть часть – сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект – лепесток, на котором находится цветок. Игра «Хорошо – плохо». 72. «К нам пришел Волшебник Универсал» Цель:  учить детей расширять функцию объекта, делая его многофункциональным и объяснять полезность новой функции Материал:  Волшебни к( универсал) . Ход игры:  Ведущий называет, какой – либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника Универсал. Дети описывают результаты воздействия на объект( из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть( практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду) . Дают название новому объекту.

Оставить комментарий: