a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр и упражнений по развитию нестандартного мышления и воображения с использованием приема типового фантазирования у детей дошкольного возраста ( подготовительнаягруппа)

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2023-08-19 17:01:13

Картотека игр и упражнений по развитию нестандартного мышления и воображения с использованием приема типового фантазирования у детей дошкольного возраста средняя группа 1. «Нарисуй настроение» Цель: Развивать творческое воображение  детей. Материал: Альбомные листы, краски акварель, кисти, карандаши цветные. Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое- нибудь другое, главное, чтобы у него было какое- то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. 2. Что умеет делать?   Цель:  формирование умения выявлять функции объекта Правила игры:  Ведущий называет объект. ( Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да- Нет” или загадки) . Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель:  Телевизор. Дети:  Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. В:  Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. В:  Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку ” Колобок”. Как он может помочь Колобку? Примечание:  Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. Базис личностной культуры. В:  Вежливый человек – это какой и что умеет делать? Д:  Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. В:  Еще? Д:  Выручить из беды или трудного положения другого человека. В:  Что может растение? Д:  Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. В:  Что может слон? Д:  Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. В:  Что может дождь? Д:  Растворить лед. В:  Когда и почему? Д:  Когда ярко светит солнце, тепло. В:  Что еще может лед? Д:  Лед может расколоться, треснуть. В:  А какие полезные функции у льда? Д:  Его нужно прикладывать к шишке( ушибу) . Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. В:  Что можно делать со льдом? Д:  Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки. В:  Что может дождь? Д:  Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить. 3. «Что было бы, если убрать часть? » Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Материал: Картинки( велосипед, часы, дом, ботинки, самолет) Ход игры: Воспитатель называет объект, дети говорят его составляющие части. Воспитатель убирает какую- либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например: - У велосипеда убрать руль( спинку) . Что хорошего( плохого) ? 4. Знакомство с волшебником «Увеличения – Уменьшение». Цель: познакомить с приемом «Увеличение- Уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка- Волшебник «Увеличение- Уменьшение», волшебная палочка. Ход игры: Воспитатель: Сегодня к нам пришел один волшебник, он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Волшебник «Увеличение- Уменьшение», потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с. . . ( Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше! », пока не назовут «до космоса». ) Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как. . . Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения( можно в форме игры с мячом) , контрольный ответ- «маленькие человечки»( молекулы) .  Решение проблемных ситуаций. Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького? Воспитатель: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, - и вы все превратились в великанов, а вот это( воспитатель показывает на столики) крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить? Воспитатель: Хорошо ли быть великаном, почему? Воспитатель: Тогда Великан превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать? Воспитатель: Нравится ли быть крошками? Подведение итогов. 5. «Небылицы» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы. 6. «Кто кем будет? » Цель: учить называть прошлое и будущее предмета. Ход игры: Кто кем будет: - яйцо- может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей. ) - цыпленок- петухом; - мальчик- мужчиной; - теленок- коровой или быком- бумага- книгой- снег- водой- вода- льдом- семечко- цветком- мука- блинчиками и т. д. 7. «Кем был раньше? » Цель: учить называть прошлое предмета. Материал: Картинки( цыпленок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, шкаф, велосипед, рубашка, дом) Ход игры: Цыпленок( яйцом) , лошадь( жеребенком) , корова( теленком) , дуб( желудем) , рыба( Икринкой) , яблоня( семечком) , лягушка( головастиком) , бабочка( гусеницей, хлеб( мукой) , шкаф( доской) , велосипед( железом) , рубашка( тканью) , ботинки( кожей) , дом( кирпичиком) сильный( слабым) . 8. «Что можно сказать о предмете, если там есть…? » Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. Ход игры: Ведущий называет какую- либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? ( птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) . - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? ( это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) . - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? ( это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) . 9. «Оживший рисунок» Цель: развивать фантазию, остроту ума, творческое воображение. Материал: Альбомные листы, краски, карандаши, восковые мелки, кисти. Ход: Вопрос детям: Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете- оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? 10. Знакомство с волшебником «Ускорение- Замедление». Цель: познакомить с приемом «Ускорение – Замедление»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка- Волшебник «Ускорение- Замедление», волшебная палочка. Ход игры: Однажды Волшебник подарил Незнайке волшебную палочку, которая могла ускорять или замедлять разные действия. Первым делом Незнайка замедлил лето в волшебном городе на целых шесть месяцев… Воспитатель: представьте, что у вас волшебная палочка, которая ускоряет и замедляет время… Что бы вы сделали? 11. «Фантастические гипотезы». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…? »Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…? »дальше называется любой предмет и любое действие. Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю. Пример вопросов: «Что было бы если внезапно исчезло солнце? » «Что было бы, если бы исчезли все взрослые? » «Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон? » 12. «Путаница» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Материал: Картинки( кукла, грибы, собака, птица, муравьи, скворечник) Ход игры: Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как «не бывает». Например, девочка баюкает куклу – бывает, кукла баюкает девочку – не бывает; дедушка собирает грибы – бывает, грибы собирают дедушку – не бывает и др. 13. «На что похожи облака? » Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Материал: картинка( облако) , фишки. Ход игры: Воспитатель показывает облачко, дети угадывают в очертаниях облака кого- то из животных или какой- то предмет, цветок и т. д. , называют на что оно похоже. Фишку получает тот, кто точнее назовет на что похоже облако. 14. «Если бы…» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями: «Если бы деревья стали усатыми? », «Если бы лужи могли петь? », «Если бы дома могли летать? », «Если бы люди перестали спать? » и др. и описать последствия такого допущения. 15. «Веревочка» Цель: развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, координационные способности. Материал: Веревка 1, 5 метра. Ход игры: из веревки предлагается детям построить различные предметы, а далее детям предлагается из веревочки построить что то фантастическое… 16. «Угадай кто я » Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: «Кто я? Что я? » — спрашиваете вы у ребенка и изображаете( жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д. Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго. Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца? 17. «Свободное фантазирование» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой- нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. 18. «Скажи наоборот» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Пример: добрый Волк и злая Красная Шапочка…продолжи 19. «В гости к Волшебнику «Увеличение- Уменьшение» Цель: Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: картинка- Волшебник «Увеличение- Уменьшение». Ход игры: Детям говорят: “Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? ”- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время. - Хотела бы уменьшить домашние задания. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. 20. «Поможем зайцу» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Материал: грязная лужа( картинка) , заяц, черепаха, еж, белка, медведь. Ход игры: Заяц попал в беду. Он напился из экологически загрязненной лужи и у него от этого замедлились ноги. Теперь он передвигается медленней черепахи. Как убежать от волка? ( Научиться ходить на ушах, привязав к ним для стойкости палки; объединиться с другим зверем; например, пристроиться к спине у медведя; долгое время набирать силы, а затем- делать гигантский скачек; не бежать, а отпугивать волка-  «облепиться» ежами, залезть в крапиву; вырасти большим- пребольшим, тогда волк испугается, что заяц может упасть на него и задавить) . 21. «Так не бывает! » Цель: развивать воображение, творческую фантазию, умение логично оформлять свою мысль. Ход игры: Участники игры по очереди рассказывают какую- нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать сюжет, услышав который,  дети воскликнут:  «Так не бывает! ». 22. «Продолжи сказку» Цель: развить воображение детей, способность речевого общения, дополнить словарный запас детей литературными фразами, развить у детей связную речь, память и воображение. Ход: Воспитатель читает детям известную сказку, с известными героями. Дети продолжают сказку, придумывая новый финал истории. 23. «Игры на руках и пальцах». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру без игрушек. Сначала он просит повторять за ним те действия руками, которые он будет показывать. Все действия сопровождаются словами. Затем воспитатель просит по очереди каждого ребенка изобразить что- либо из того, что будет говорить взрослый, например: у меня в руках маленький мячик, мои пальчики идут, у меня на голове корона и пр. После того как дети легко будут производить действия вслед за воспитателем, можно перейти к другой форме игры: воспитатель в среднем темпе наговаривает текст, а дети стараются показать на руках и пальцах то, что происходит в игре. 24. «Изменение привычных отношений между героями сказок». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Материал: Картинки( герои сказок) – по выбору педагога. Ход: Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают и так далее с разнями героями сказок. 25. «Дорисуй» Цель: развивать творческое воображение детей. Материал: Альбомные листы с нарисованные геометрическими предметами и др. , краски, карандаши, восковые мелки, кисти. Ход: Детям предлагают листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др. , важно, чтобы изображение не было однозначным. Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что- то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются, составляется рассказ по нарисованному. 26. «Знакомство с волшебником «Все могу- Могу только» Цель: активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка – волшебник «Все могу- Могу только», волшебная палочка. Ход: Воспитатель называет какой – либо объект рукотворного мира. Дети выделяют основную функцию данного объекта. Приглашаем Волшебника «Все могу – Могу только». Дети описывают результаты воздействия на объект( из чего должен быть сделан такой объект, как он будет выглядеть, его устройство) или на его часть( практическое применение многофункциональной части объекта – ножка стула удерживает любой вес, проводит воду) . Дают название новому объекту. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых были предметы, умеющие делать все( волшебная палочка, цветик – семицветик и т. д. ) , обсудить, что и они имели ограничения( перечислить, какие) . Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющие какое – то одно дело( сапоги – скороходы, скатерть – самобранка и т. д. ) . Обсудить, как можно было бы расширить их возможности. 27. «Придумай сказку» Цель: формировать навык в придумывании сказки со случайно выбранными героями, стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов, развивать творчество, воображение. Материал: Картинки – заяц, медведь, еж, зебра, слон, сова и др. Ход: Педагог предлагает детям придумать новую сказку. Совместно, а потом самостоятельно, дети определяют героев сказки, место событий и составляют свою сказку. 28. «Свободное фантазирование» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Задание: - На одном дереве растут объекты живой и неживой природы. Придумай что… 29. «Веселые перевертыши» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Детям предлагается поиграть с перевертышами, объясняя свою точку зрения. 1. Конфеты: хорошо или плохо? Хорошо: они вкусные. Плохо: если съесть много, могут заболеть зубы, и их придется лечить. 2. Лекарство: хорошо или плохо? Хорошо: оно помогает вылечиться от болезни. Плохо: много таблеток- яд. 3. Музыка: хорошо или плохо? Хорошо: можно под нее петь и танцевать. Плохо: если работаешь, она мешает; от слишком громкой могут заболеть уши и голова. 4. Ветер: хорошо или плохо? Хорошо: в жару освежает, несет прохладу. Плохо: в мороз при ветре становится еще холоднее; сильный ветер может повалить деревья, сорвать крыши с домов. 5. Дождь: хорошо или плохо? Хорошо: помогает расти урожаю. Плохо: если сильно вымокнешь, можешь простудиться и заболеть. 6. Кошка: хорошо или плохо? Хорошо: ласковая, мягкая, приятно мурлычет, с ней можно играть. Плохо: может больно оцарапать. 30. «Составим сказку» Цель: развивать творческое воображение детей, фантазию, выдумку. Материал: плоские камни, на которых нарисованы герои сказок, явления в природе. Ход игры: воспитатель предлагает детям с помощью камней составить сказку или сказочную историю. 31. «Волшебная труба» Цель: развивать знание противоположных качеств предметов, развитие познавательных функций, воображения. Материал: Игрушечный бинокль  или лист бумаги, свернутый в трубочку. Ход игры: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились. 32. «Хорошие и плохие поступки». Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход: Воспитатель обсуждает с детьми хорошие и плохие поступки, обобщает их понятиями: жадность, воровство, ябедничество, драчливость, вежливость, доброта и т. п. А затем он просит детей представить, что все плохие и хорошие поступки, совершаемые человеком, изменяли бы его внешность. Дети фантазируют как мог бы выглядеть драчун, ябеда, обжора, обманщик, грязнуля, ябеда, хитрец и пр. Например: обжора становился бы очень толстым, у драчуна вырастали бы такие огромные кулаки, что он не мог бы их поднять и пр. 33. «Неоконченный рисунок». Цель: помочь детям  создавать в воображении рисунки, ситуации на основе их схематичного изображения. Материал: Альбомные листы с изображением клякс, карандаши, восковые мелки. Ход: Детям даются листы с изображением клякс. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. 34. «Для чего эти предметы? ». Цель: развивать мышления и мыслительные операции, внимание, память. Материал: Предметы- газета, катушка ниток, носовой платок, баночка из- под растворимого кофе, полиэтиленовый пакет, носок, коробка из- под молока, подушечка для иголок, глубокая тарелка, зонт. Ход игры: Воспитатель берет какой- либо предмет и рассказывает, как его можно использовать. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования последовательно предъявляемых известных предметов. 35. «Смешинки» Цель: развивать воображение, творческую фантазию, умение логично оформлять свою мысль. Материал: мяч. Ход игры: Ведущий бросает мяч и называет какой- то предмет.  Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название.  Например, варилка. Варианты игры: ребенок, поймавший мяч, передает его следующему ребенку, предварительно придумав свой предмет. 36. «Волшебные очки». Цель: развивать воображение, овладение понятием времени. Материал: Оправа очков без стекол. Ход игры: Воспитатель приносит в группу коробочку с сюрпризом. Воспитатель: Ребята, у меня в руках коробка, посмотрите на нее, она не простая, а волшебная. В ней находятся волшебные предметы. Сейчас мы узнаем, что за предметы в ней лежат. Воспитатель достает из коробки волшебные очки. Воспитатель: Ребята, это волшебные очки, тот кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек прячет от других. Воспитатель: «Вот сейчас я примерю очки…. Ой, какие вы у меня красивые, добрые, веселые! » Воспитатель: А теперь мне хочется, чтоб каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть они помогут вам рассмотреть те качества, которые вы раньше не замечали. Под музыку мы будем передавать очки, когда она закончиться, тот у кого оказались очки их одевает. ( Дети примеряют очки и высказывают свое мнение, называя только добрые качества друг друга) Воспитатель: А очки то, действительные волшебные! 37. « Знакомство с Волшебником «Дробление- Объединение» Цель: познакомить с волшебником «Дробление- Объединение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Волшебник «Дробление- Объединение», волшебная палочка. Ход игры: Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришел в гости Волшебник «Дробления- Объединения», он всемогущий, все может сделать и в этом ему помогает его волшебная палочка. Волшебник хочет чтобы мы с вами выполнили одно его задание: он предлагает нам выбрать два сказочных героя( Чебурашка, Крокодил Гена, обезьяна) , и назвать их части туловища. А теперь соединяем их наугад и придумываем название новому герою, его место обитания, характер и способ питания. 38. «Хорошо – плохо». Цель: показать детям, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие и плохие стороны, есть хорошие и плохие свойства. Учить размышлять, анализировать, находить причинно – следственные связи, фантазировать. Ход игры: Вариант 1.  Дождь. «Хорошо»:  всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.  «Плохо»:  нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д. Вариант 2. Настольная лампа- Хорошо, что красивая. - - Плохо – неустойчивая. - Хорошо, что стеклянная, от неё много света. - Плохо – легко может разбиться. - Удобно, потому что можно ставить на стол. - Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д. 39. «Странная картинка ». Цель: развивать воображение и внимание, мышление. Материал: Сюжетная картинка и герои к ней( по выбору педагога) . Ход игры: Педагог предлагает детям целую сюжетную картинку, предметные картинки с героями и явлениями к сюжетной картинке. Дети рассматривают и расставляют все на свои места, объясняя свои действия. 40. «Что это такое? » Цель: развивать мышления и мыслительные операции, внимание, память. Материал: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать  должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы  детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т. д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается. . 41. «Фантазия» Цель:  развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие. Ход игры: Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут…- все пуговицы. Чем их можно заменить? Дети: Липучками, кнопками, крючками…- все книги- все спички- все ручки- все ластики и т. Д 42. «В гости к Волшебнику «Ускорения- замедления». Цель: активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка – Волшебник( ускорение- замедление) . Ход игры: Волшебник предлагает вам ребята обсудить такую ситуацию: мы стали с вами все делать в 10 раз быстрее, чем раньше( учиться, бегать, кушать и т. д. ) На что это повлияет? А если начнем все делать медленнее в 10 раз? 43. «Сказки наизнанку» Цель: научить детей придумывать новых историй путѐм" выворачивания" уже известных сказок. Материал: Сюжетные картинки, иллюстрации знакомых сказок. Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и рассказать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным: 1. Злая Волшебница заколдовала героев… 2. В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел… 3. Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово… Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой. С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении. 44. «Несуществующее животное». Цель: Развивать творческое воображение детей. Ход игры: Если существование рыбы- молот или рыбы- иглы научно доказано, то существование рыбы- наперстка не исключено.  Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба- кастрюля? Чем питается рыба- ножницы и как можно использовать рыбу- магнит? ». Варианты игры: дети сами могут придумать названия несуществующих животных, которых в последствии можно еще и нарисовать. 45. «Продолжи рисунок» Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук. Материал: Альбомные листы с изображением( круг, две линии, овал, квадрат, треугольник и др. ) , краски, карандаши, кисти. Ход игры: Простую фигуру( восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка.  Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать ( или предлагать)  по очереди. Кто больше? У кого интереснее рассказ по рисунку? 46. «Так не бывает! » Цель: развивать воображение, творческую фантазию, умение логично оформлять свою мысль. Ход игры: Участники игры по очереди рассказывают какую- нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать сюжет, услышав который,  дети воскликнут:  «Так не бывает! ». 47. «Новое назначение предмета». Цель: развивать творческое воображение детей. Материал: Картинки- старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газета и др. Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой- то предмет( старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету) . Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может" гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения. 48. «Знакомство с волшебником( оживление- окаменение) ». Цель: познакомить с приемом «оживление- окаменение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Картинка( Волшебник оживление- окаменение) , волшебная палочка. Ход игры: Волшебник с помощью своей волшебной палочки стал оживлять разные предметы: карандаш, стерку, стул др. И эти предметы стали обладать необычными свойствами: дыхание, движение, рост…Что с ними произошло? 49. «В гости к Волшебнику( увеличение- уменьшение) ». Цель: активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Волшебник( увеличение- уменьшение) . Ход игры: Ребята! Волшебник Увеличения- уменьшение предлагает вам сегодня проиграть вот в такую игру: он предлагает выбрать вам любой объект который вы хотели бы уменьшить или увеличить, например: рыбку в аквариуме увеличить? Что будет с ней? Как она будет жить? Что изменится вокруг если мы ее увеличим. Далее дети выбирают любой предмет увеличивают или уменьшают его и объясняют дальнее действие предмета иди животного. 50. «Портрет заговорил». Цель: продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ. Материал: Репродукции детских портретов( на выбор педагога) . Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать детский портрет и рассказать от имени персонажа картины о себе. 51. « Опиши соседа». Цель: учить внимательно, рассматривать человека, давать словесный портрет. Материал: рамка портретная. Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину. 52. «Волшебный мешочек»    Цель: развивать творческое мышление. Материал: м ешочек, игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. Картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка. Ход игры: В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки. 53. «Облака, белогривые лошадки» Цель: Развивать творческое воображение, целостное восприятие. Материал: Альбомные листы с нарисованными облаками, краски, кисти. Ход: Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его. Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки. Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки. . . ». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное? 54. «В гости к Волшебнику «Ускорения- Замедления»- «Перепутывание времени». Цель: Познакомить детей с тем, что Волшебник может менять временные процессы разных объектов и мест обитания героев. Материал: Картинка – Волшебник «Ускорение- Замедление», волшебная палочка. Ход игры: Волшебник сегодня хочет вам рассказать одну историю: один мальчик все так медленно делал, что пока он одевался все дети успевали погулять и вернуться домой. Но благодаря своей медлительности он успевал запомнить все до мельчайших подробностей. . что он мог запомнить? 55. «Сказки наизнанку» Цель: научить детей придумывать новых историй путѐм" выворачивания" уже известных сказок. Материал: Сюжетные картинки, иллюстрации знакомых сказок. Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным: 1. Злая Волшебница заколдовала героев… 2. В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел… 3. Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово… Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой. С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении. 56. «Свободное фантазирование» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Задание: - в одном лесу живут. . . Придумай что… 57. «Веселые перевертыши» Цель: развивать фантазию, творческое воображение. Ход игры: Детям предлагается поиграть с перевертышами, объясняя свою точку зрения. 1. Конфеты: хорошо или плохо? Хорошо: они вкусные. Плохо: если съесть много, могут заболеть зубы, и их придется лечить. 2. Лекарство: хорошо или плохо? Хорошо: оно помогает вылечиться от болезни. Плохо: много таблеток- яд. 3. Музыка: хорошо или плохо? Хорошо: можно под нее петь и танцевать. Плохо: если работаешь, она мешает; от слишком громкой могут заболеть уши и голова. 4. Ветер: хорошо или плохо? Хорошо: в жару освежает, несет прохладу. Плохо: в мороз при ветре становится еще холоднее; сильный ветер может повалить деревья, сорвать крыши с домов. 5. Дождь: хорошо или плохо? Хорошо: помогает расти урожаю. Плохо: если сильно вымокнешь, можешь простудиться и заболеть. 6. Кошка: хорошо или плохо? Хорошо: ласковая, мягкая, приятно мурлычет, с ней можно играть. Плохо: может больно оцарапать. 58. « Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем»  Цель: учить называть действия словами, развивать творческое воображение, тренировать сообразительность. Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: - Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим при помощи считалочки, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали? » Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем». Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. - Что я делаю? – спрашивает он у детей. - Дрова пилите. - Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего. - Где вы были? Что делали? – спрашивает он. Дети отвечают хором: - Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.    Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает: - Вы пилите дрова.  Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др. 59.  «Подарки Волшебника Дробления – Объединения». Цель: учить создавать новые объекты с помощью добавления какого- либо свойства. Материал: Картинки с изображением разных объектов. Ход игры: Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать. 60. «Тридевятое царство» Цель:  развитие словесно- логического мышления,  воображения, творческой фантазии. Материал: не требуется специального инвентаря. Ход игры: Тридевятое царство… Какое оно? Чем отличается от нашего мира? Какие там деревья, солнце, звезды, люди? Варианты игры: придумать истории про Зазеркалье, про Луну, про Морское царство и т. д. 61. « Покажи волшебника». Цель: Формировать у детей умение изображать волшебников при помощи жестов. Материал: картинки волшебников. Ход игры: При показе схемы волшебников, дети жестами показывают волшебников. Увеличение – дети встают на носки и поднимают руки вверх. Уменьшение – дети садятся на корточки. Оживление – маршируют на месте. Дробление – дети прикрывают ладонью любые части лица. Объединение – встают парами. Специал – показывают один палец. Универсал – показывают две ладони. 62. «В гостях у Волшебника" Ускорение- Замедление»( остановка времени) . Цель: закрепить представления детей об однонаправленности, непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира. Материал: картинка – Волшебник Времени, младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др. Ход игры: Воспитатель предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни( младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др. ) . Детям дается задание: разложить по порядку карточки, чтобы они соответствовали жизненному циклу выбранного объекта. 63. «Где чей дом? » Цель:  развитие словесно- логического мышления,  воображения, творческой фантазии. Материал:  Картинки,  на которых схематически изображен домик: высокий и узкий, широкий и низкий и т. п. Ход игры: Воспитатель показывает одну картинку и предлагает придумать, кто из зверей живет в этом доме, что он там делает, кто ходит к нему в гости и т. п. Каждый ребенок составляет свою историю,  например, говорит, что в узком домике живет жираф или страус. Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери. Взрослый может сначала предложить нарисовать выдуманное животное, а потом рассказать про него историю. 64. В гости к Волшебнику( увеличение- уменьшение) . Цель: активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Материал: Волшебник( увеличение- уменьшение) . Ход игры: Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. Варианты : - Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. - Хотела бы увеличить выходные. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. 65. «Что было потом». Цель: развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки. Ход игры: Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом? »… Если поработать по системному оператору, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, в системе, в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки. Пример: Залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек. 66. «Крохи и великаны». Цель: формировать у детей представления о принципах действия приемов фантазирования. Материал: Волшебник увеличения и уменьшения. Ход игры: Детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать( аналогично проводится игра с уменьшением героев) . По итогам обсуждения возможна не только изобразительная деятельность, но и составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы.   67. «Мы – Волшебники Оживления – Окаменения». Цель: учить самостоятельно, преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения. Материал: Волшебник Оживления – Окаменения. Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка – сам объект, а у нее есть часть – сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект – лепесток, на котором находится цветок и т. д. 68. « Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем». Цель:  учить называть действия словами, развивать творческое воображение, тренировать сообразительность. Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: - Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим при помощи считалочки, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали? » Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».      Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. - Что я делаю? – спрашивает он у детей. - Дрова пилите. - Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего. - Где вы были? Что делали? – спрашивает он. Дети отвечают хором: - Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.    Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает: - Вы пилите дрова. Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др. 69. «Нарисуй настроение» Цель: развивать творческое воображение  детей. Материал: Альбомные листы, краски акварельные, кисточки. Ход: Воспитатель дает детям чистые листы бумаги, разделенные пополам линией. На одной половинке детям предлагается нарисовать свое хорошее настроение, на другой – плохое. После того как дети закончат рисовать, он задает им вопросы: - Какое настроение тебе нравится больше? - Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас? - Какое настроение у тебя бывает чаще? - А как можно улучшить свое настроение? и т. д. Вопросы планируются по количеству детей. Для поднятия настроения предлагает детям потанцевать под веселую детскую песенку. 70. « Чудо- юдо » Цель:  развитие творческого воображения, мышления и фантазии. Материал: картинки с изображением частей тела человека, животных и пр. Ход игры: Ребенку предлагают карточки с изображениями различных частей тела человека или животного, предметы и т. д. Его задача- построить из них фантастический образ( существо, предмет) . Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать. 71. Игра «Что было бы, если убрать часть? » Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Материал: Картинки( велосипед, часы, дом, ботинки, самолет) . Ход игры: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части. Ведущий убирает какую- либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например, - У велосипеда убрать руль( спинку) . Что хорошего( плохого) ? 72. «Парные картинки». Цель: учить детей выявлять функцию объекта и заменять ее на противоположную. Материал: Картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Ход игры: Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей дается задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать ее.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы