a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для воспитателя по организации уголка природы

Автор: Дьяконова Светлана Андреевна Опубликовано: 2023-08-25 02:41:50

Документы для скачивания

Методические рекомендации для воспитателя по организации уголка природы Уголок природы в группах ДОО – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Главная особенность экологического центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления. Требования при организации в ДОО уголков природы: • уголок природы должен быть ярким и красочным; • стеллажи, полки обязательно закреплены; • календарь природы в каждой возрастной группе; • недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; • цветы располагаются на уровне глаз ребенка; • оборудование для ухода за растениями( палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; • природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным. В каждой группе должны находиться: 1. Таблички к комнатным цветам. 2. Комнатные растения располагать, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. 3. Календарь природы( со старшей группы дети заполняют его самостоятельно) 4. Графики дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям. 5. Паспорт на каждое растение( если нет экологической комнаты в детском саду)   В уголке природы: 1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов( в соответствии возрасту детей) . 2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых. 3. Альбом, книжки,   картины  времени года, также и  известных художников. 4. Рисунки, книжки детей о природе. 5. Орудия  труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. 6. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.   Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей. Растения  уголка  природы  младшей  группы( 3- 4 года) . При  подборе  растений уголка  природы  для  младших  групп детского  сада  педагоги учитывают особенности  восприятия  детьми  предметов – ребенок,   прежде  всего,   обращает  внимание  на  самые  яркие  и  красивые из  них. Воспитанники  младших  групп должны  научиться  узнавать   2- 3 растения, их  части( стебель, листок, цветок) . Дети  привлекаются  к  уходу за  растениями, поливают  водой, приготовленной  взрослым. Обтирают  влажной  тряпкой крупные  «кожистые» листья растений. В  уголке  природы младших  групп  размещают  растения,   имеющие  ярко  выраженные  основные  части( стебель и листья) и красиво, обильно  и  долго цветущие( обыкновенная  герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская  роза) . Заинтересовывают  детей  и  растения с  пестро окрашенными  листьями. Они  также  имеют четко  выраженный стебель  и  листья, на  которых  можно  учить  детей несложным  приемам поддержания  растений  в  чистоте. Из  названных  видов  растений  воспитатель  подбирает  на  год 3 – 4 экземпляра. При  этом  в  уголке природы имеется  два  экземпляра одного  вида  растений: дети  учатся  находить  и  узнавать одинаковые  растения. Растения  уголка  природы в  средней  группе. В  средней   группе у  детей  формируется  умение  видеть разнообразие  свойств и качеств предметов и  их  частей: дети  четче  различают особенности  растений, знакомятся  с  условиями, необходимыми  для  их  жизни. Увеличивается  количество  растений, которые  узнают  и  называют  дети. В  процессе  ухода  вместе  с  воспитателем дети  приобретают несложные  навыки: поддержание  растений  в  чистоте, правильная  их  поливка. Пополняется  уголок  природы новыми  растениями. Подбираются  комнатные  растения, имеющие  разную  форму и величину  листьев. Дети  овладевают   новыми  приемами поддержания  растений в  чистоте,   обливание  их  из  мелко  сетчатой  лейки или  опрыскивание  из пульверизатора растений  с  мелкими  листьями, обтирание  листьев  влажной  тряпочкой или  щеткой, имеющие  зазубрины, сухой  кисточкой – опущенные  листья. При этом  детей  учат определять  зависимость  способа ухода  за  растениями от  характера  листьев: их  величины, количества, поверхности, хрупкости. В  средней  группе кроме  растений для  уголка  природы младших  групп  помещают  еще  алоэ или  агаву( с  мясистыми  листьями, имеющие  зазубрины по  краям) , бегонию Рекс, аспарагус, душистую  герань( с  узорчатыми  опущенными  листьями) В  уголке  природы  средней  группы может  быть  до  6- 8   видов  растений. Имеются  разные  виды  растений одного  семейства( зональная и душистая  герань, несколько  видов  гераней) . Растения  уголка  природы  старшей  группы. Знания  детей  старшей  группы  получат  существенные  дополнения. Дети  узнают, что  растения для  своего  роста  нуждаются в  свете, тепле, влаге, почвенном  питании. Если  что – то  не  хватает, то  это  может  привести к  гибели  растения. Детям  объясняется, что  разные  растения  нуждаются в  разном  количестве света, влаги, одни  хорошо  растут  при  ярком  освещении, другие в  тени, одни  нуждаются  в  частом  поливе, другие   надо  поливать  редко. Закрепляется  умение определять  способ  ухода за  растениями  в  зависимости от  характера  листьев  и  стебля. В  содержание  знаний  о  растениях включаются  представления о  некоторых  способах вегетативного  размножения комнатных  растений( размножение  стеблевыми  черенками) . В  уголок  природы  вносится  дополнительный  ряд  растений( при  этом  часть  растений  убирается или  передается в  младшую   или  среднюю группу) . Вносятся  растения   с  разнообразными  стеблями( вьющиеся, стелящиеся) , имеющие  луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида  традесканций, комнатный  виноград, вьющийся  плющ, 1 – 2 вида  кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они  имеют  разнообразные по  форме  и  характеру листья, стебли, цветы; у  них  разные  потребности в  степени  освещенности  и поливе. Растения  уголка  природы подготовительной  к  школе  группы. Основная  задача: знакомство  детей с  природой – формирование у  детей элементарных  знаний о  существенных  зависимостях в  мире  природы. Дети  знакомятся  с  постоянно повторяющимися закономерными изменениями  в  жизни  растений в  разные  сезоны, с  основными  этапами их  роста  и  развития. В  этой  группе  продолжается знакомство  с  вегетативным  размножением  растений. Усложняются  способы  ухода за  растениями и  сам  характер  организации  труда( вводится  дежурство  по  уголку  природы) . Дети  учатся  видеть  существенные  признаки  предметов, общие  и  индивидуальные, их  вариативность. В  соответствии  с  этим  в  организации  уголка  природы  обращается  внимание  на  разнообразие  растений не  только  по  их  внешнему  виду, но  и  по  их  потребностям в  определенных  условиях  среды. В уголок  природы  подготовительной  группы  помещаются растения, резко  отличающиеся  по  своим  потребностям: папирус, который 10 месяцев  растет  в  очень  влажной  почве, и  кактус, требующий  небольшого и  редкого  полива, примула  и  традесканция с  большой  потребностью во  влаге и  узамбарская фиалка, поливать  которую следует  весьма  умеренно. В  подготовительной  группе  детей  знакомят с  листовым  черенкованием таких  растений, как  узамбарская  фиалка, бегония – рекс, сансевьера: размножение  луковицами( гемантус, кринум, амараллис) , размножение  делением  куста( аспидистра, циперус, аспарагус) . Таким  образом, тщательный  подбор растений  с  учетом особенностей их  внешнего  вида, своеобразия  требований к  среде, способов  размножения, позволяет  проводить наблюдения  и  труд в  природе более  интересным, содержательным и  увлекательным. Растения, которые нельзя выращивать в детском саду, потому что они либо содержат ядовитый сок, либо имеют шипы: акалифа, адениум, аламанда, бровалия, брунфельсия, кливия, кротон, диффенбахия, дипладения, молочай, пуансеттия, паслен ложно- перечный; хемантус, гиппеаструм, кактусы, пахиподиум, фикус и др.

Оставить комментарий: