a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обновление содержания методического сопровождения педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС (август 2023)

Автор: Казак Анна Александровна Опубликовано: 2023-08-25 07:32:49

Документы для скачивания

1 СЛАЙД

Обновление содержания методического сопровождения

педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС

(выступление заместителя директора по УВР Казак А.А.)

 

Одним из ключевых факторов успешности достижения цели национального проекта «Образование» –

(2 СЛАЙД) обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

Одно из ключевых направлений данного документа связано именно с профессиональным развитием педагогических работников и управленческих кадров. Почему? Ответ очень простой. Безусловно, эпицентром изменения всего того, что происходит сегодня, является педагог.

Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, привели к необходимости изменить подходы в реализации методического сопровождения, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров, на формирование корпоративно-профессиональной культуры, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Поэтому в инновационной структуре района была определена муниципальная инновационная площадка на базе нашей школы, задача которой - разработать обновлённую модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС.

Стандартами определяется, что в системе образования необходимо создать условия для осуществления непрерывной теоретической, научно-методической, информационной поддержки, в том числе в сфере ИКТ, и сопровождения профессиональной деятельности педагогов по вопросам реализации образовательных программ, использования и внедрения инновационного педагогического опыта, проведения комплексных исследований результатов образовательной деятельности, успешности инноваций и др.

Обновление стандарта является пусковым механизмом для осознания, какая предстоящая деятельность случится совсем скоро в наших педагогических коллективах, что станет основными точками движения/развития в сторону обновления методического сопровождения педагогов, которое должно характеризоваться упорядоченностью, согласованностью взаимосвязей между всеми ее уровнями и элементами. Что в свою очередь позволит включать учителей и учеников в активный совместный творческий процесс в условиях реализации обновленного ФГОС.

Приоритетными ориентирами в обновлении подходов к организации системы обеспечения профессионального развития педагогов были выделены:

- адресность,

- непрерывность

- и системность сопровождения.

3 СЛАЙД

Перед вами портрет кадрового состава школы.

Средний возраст

50,8 лет

Имеют высшее образование

87%

Средний педагогический стаж

26,6 лет

Со стажем до 3 лет

3%

Состоявшихся, опытных педагогов со стажем более 10 лет

93%

Учителя-«многопредметники»

37,9%

Большинство педагогов, безусловно, профессионалы с большой буквы, но это учителя со сложившейся системой преподавания, поэтому так важно осознание самими учителями необходимости изменений.

Именно с педагога мы начали работу по обновлению его компетенций, именно он запустит работу в образовательный процесс, только с этих позиций мы сможем выйти на новые образовательные результаты и в целом результаты образовательной организации, которые сегодня регламентируются. Направление выделено не случайно.

Один из результатов выделен на слайде, через что мы будем решать те задачи, которые перед нами стоят, мы должны обеспечить процесс профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогов.

(4 СЛАЙД)

Если мы обратимся к приоритетным задачам, то мы увидим конкретную задачу, которая адресована конкретно нам. Задан конкретный вектор… Идет сужение, связанное с социально-культурной ситуацией, с тем, что происходит в стране, обществе. Система образования в стороне не может оставаться. Поэтому принцип индивидуализации сегодня - ведущий в системе профессионального сопровождения педагогических кадров.

(5 СЛАЙД)

Что является основанием для обновления? Достаточно простые вещи на самом деле. Это необходимость совершенствовать образовательный процесс в ответ на происходящие изменения, т.е. педагог должен меняться. Не после того, как все уже происходит, а быть если не на уровне, то на шаг впереди всех изменений, нужно успевать за ними и где-то даже опережать.

(на слайде основания обновления:

содержание,

стандарты,

профстандарт)

Первое основание на содержательном уровне - обновление содержания образования. Можно отметить при этом замечательный ход в сторону инноватики.

Обновление стандарта.

А также Профстандарт. Очертания этого пути видны, четко прорисовываются.

СЛАЙД 6

Через что мы решаем эту задачу?

- повышение профессиональной компетентности педагога по актуальным вопросам педагогической деятельности, необходимой для обеспечения качества образования;

- включение педагога в инновационную деятельность;

- организация конкурсного движения как мощного инструмента профессионального и личностного развития педагогов;

- развитие цифровой образовательной среды;

вовлечение педагогов в экспертную деятельность;

формирование методического актива;

- сопровождение процедур аттестации

- стажировочные площадки,

- сетевые формы взаимодействия,

- внедрение механизмов наставничества,

- система мотивации

Фундамент (повторюсь): принцип индивидуализации. Поэтому появляются ИОМы, адресность, учет конкретных профессиональных дефицитов конкретного педагога. Отсюда все прорастает дальше. Основания для разработки индивидуального маршрута самообразования педагога сегодня вполне конкретны. Это результаты итоговой аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ и диагностика предметных компетенций педагогов, в которую мы активно вошли. Достижения наших обучающихся – это итог компетенций наших педагогов, их неуспехи – это следствие наших профессиональных дефицитов. Именно по ним мы и выстраиваем индивидуальную работу с педагогами.

(7 СЛАЙД)

Обратимся к формам методического сопровождения. Определений методическому сопровождению в литературе можно найти множество. Однако мы должны четко разграничивать функции методической службы и методы взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов школы. Когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации.

(8 СЛАЙД — схема)

Основными точками роста становится осмысление профессионального опыта, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.

Ведущие направления методического сопровождения:

аналитическое;

информационное;

образовательное;

организационно-методическое;

консультационное.

Мы работаем с конкретным учителем, сопровождаем его, при этом не только составляя ИОМ на основе выявленных дефицитов. Обратите внимание, этапность сама на лицо. Эта структура содержательно укладывается именно в обновленный стандарта.

 

Тренды методического сопровождения педагога в рамках реализации обновленного стандарта:

(9 СЛАЙД)

- на первый план выходят дистанционные формы профессионального и личностного развития. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Поэтому дистанционные курсы повышения квалификации важны;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории (ИОМ), соответствующей запросам педагога, его профессиональным дефицитам (о чём я говорила выше). потребностям педагога на дальнейший профессиональный и карьерный рост;

- организация системы наставничества как эффективного способа использования кадрового ресурса для достижения стратегических задач;

- использование инновационного потенциала ведущих школ по актуальным вопросам проектирования образовательного и воспитательного процессов (огромное спасибо ХК ИРО за организацию и проведение серии обучающих вебинаров, которые прошли в это лето); сетевое взаимодействие;

- развивающий контроль освоения новых компетенций, полученных педагогом в ходе обучения (в рамках корпоративного обучения).

10 СЛАЙД

Нами были поставлены основные задачи (слайд 10):

- становление методической службы как службы адресной поддержки и сопровождения педагогов; от лозунга «Учить всех», как это было с детьми, до «Учить каждого». Этот лозунг четко транслирует взаимно-профессиональное развитие педагога, т.е. работаем с каждым педагогом

- развитие кадрового потенциала в соответствии с задачами Программы развития школы;

- формирование готовности педагога к изменениям от содержания до форматов его реализации

- активизация работы по обобщению педагогических и управленческих практик, включение в профессиональное конкурсное движение, осуществлению инновационного поиска.

Ожидаемые результаты

  • непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу;

  • сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

  • усиление воспитательного потенциала образовательной деятельности;

  • метапредметные результаты по видам УУД (содержат критерии, разработана система формирующего оценивания на федеральном уровне). Это огромная помощь методистам и учителям.

Повышение квалификации педагогов

ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

Обновлены модули сопровождения на основании базовых принципов (взаимодействие субъектов, поддержки, помощи, диалога, консультирования, сотрудничество, сотворчества, соуправления, наставничества).

11 СЛАЙД

Первый модуль - «Предметное наставничество/кураторство»

В роли наставника выступает учитель, методист, соответственно мы используем следующие модели «Учитель-учитель», «учитель-методист», «Учитель-молодой специалист», а также «Молодой специалист-учитель».

Для реализации данного Модуля мы используем практику профессионального развития Константина Михайловича Ушакова. Происходит распространение эффективного опыта в коллективе и рост профессионального потенциала, включая совместное педагогическое исследование и планирование (практики коллективного планирования и анализа учебных и внеурочных занятий). Она представляет собой способ профессионального развития учителей и распространения среди них образовательных технологий. Нами были выбраны 3 пары педагогов. В течение года они наблюдали за уроками друг друга, однако не по привычной модели «обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары было задание – один конкретный аспект для наблюдения: вовлечение учеников в деятельность, время для размышления, продуктивные или репродуктивные вопросы, организация групповой работы, исследовательская работа на уроке и т.д.. Для каждой пары мы назначили куратора из числа стажистов, который организовал общее обсуждение уроков, при этом сам на уроках не присутствовал. Обучающиеся педагоги учились не у куратора, а друг у друга. После обсуждений с куратором они отрабатывали проблемные элементы уроков, доводили свои навыки до совершенства, а затем переходили к следующему аспекту для наблюдения.

Набирает обороты практика работы со студентами педагогических специальностей: сетевое взаимодействие с обучающимися, аукцион методических идей с педагогами школы.

12 СЛАЙД

Второй модуль «Образовательное событие»

Когда мы создаем конкретный прецедент, ситуацию, которая провоцирует на очередные шаги педагога, поэтому, безусловно, здесь нужны пробы на пределе своих возможностей, чтобы педагоги сделали шаги вперед, в сторону профессионального совершенствования, в сторону траектории своих действий. Методические события должны быть яркими, значимыми и личностно –ориентированными для педагогов.

Такими событиями для нас стали Методическая Неделя, Методический ринг, Переговорная площадка, Виртуальные выставки, конкурсное движение и т.д. (на слайде результаты педагогов).

13 СЛАЙД

Третий модуль «Образовательное посредничество»

Здесь мы выступаем уже больше как консультанты по развитию.

Методическая консультация - помощь в решении конкретной методической проблемы.

Проектное консультирование - помощь в создании творческих продуктов, способствующих совершенствованию образовательного процесса.

Процедурно-диагностическое консультирование - оказание помощи в оценке профессиональной деятельности с использованием процедур педагогической диагностики.

Таким образом, я изложила наши концептуальные подходы к методическому сопровождению в условиях реализации обновлённых ФГОС. Но это не исключает каждодневной работы администрации школы при посещении уроков педагогов, особенно имеющих высокий уровень профессиональных затруднений, подготовки семинаров, заседаний педагогических советов, работы творческих групп. То есть традиционные формы методического сопровождения никуда не исчезли. Просто новые задачи привели к новым способам. Должна сказать, что возможности для профессионального роста сейчас более широкие. И наша задача, задача методических служб всех уровней – смотивировать педагога на саморазвитие, на преодоление препятствий, сподвигнуть его к самоанализу, самодиагностике, на основе которых выстроить свой путь к совершенству.

Наша профессия уникальна в смысле «должны»: должны быть готовы к различного рода изменениям,  должны обеспечить качество образования, должны саморазвиваться, должны соответствовать, должны нести ответственность, должны владеть. Далее многоточие...

И это я все ПРОдвижение в смыслы современного образования.

Нельзя утверждать, что сегодня все наши методические проблемы решены, ведь образование – постоянно развивающийся процесс: решаются одни трудности, приходят новые. Это сложный, но интересный, динамичный путь, может быть, поэтому, действительно активные, сильные духом, энергичные люди не уходят из профессии.

14 СЛАЙД

«Ставьте амбициозные задачи. Высокая планка – высокий и результат»…

Высоких вам результатов и достижений.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: