Доклад «Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№1 «СКАЗКА»
Педагогический опыт работы «Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела
воспитатель:
Хайриева В.В.
2019г.
Педагогический опыт работы «Роль семьи в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
На сегодняшний день остро встает вопрос о функциях семьи в воспитании младших дошкольников. Трудности в дальнейшем обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только дошкольной образовательной организации, то есть, воспитателям, но и, конечно, в первую очередь, принадлежит семье, которая, становится координатором и регулятором в воспитании ребенка. Именно семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания. Важность семьи, как института воспитания обусловлена, прежде всего, тем, что именно в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, что позволяет уже к поступлению в школу быть уже наполовину сформированным как личность.
Младший дошкольный возраст – это именно тот период, когда активное участие семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания ребенка.
Однако в настоящее время современные родители все больше перекладывают ответственность за воспитание ребенка на дошкольное образовательное учреждение, не принимая во внимание то, что роль семьи является важным катализатором воспитания, а именно есть только самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.
Основная идея опыта
Семья является ключевым звеном в воспитании морально– нравственных качеств ребенка, передачи социально– исторического опыта, а также опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая эти факторы, можно сделать вывод, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.
Вопросами работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении занимались Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, Л. В. Загик, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и другие. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка исследовали Ю. П. Азаров, Т. А. Маркова, И. В. Гребенников и другие.
Для реализации педагогического опыта были сформулированы следующие задачи:
- Создать условия для взаимодействия педагогов и родителей.
- Объяснить родителям педагогическую ценность семейного воспитания.
- Разработатьинтерактивные формы по работе с родителями.
- Объединить усилия педагогови родителей с целью развития и воспитания детей.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов
Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты личности, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
На сегодняшний день огромное количество специалистов признает важность привлечения родителей к участию в работе дошкольной образовательной организации, однако, в действительности при взаимодействии родителей и воспитателей наблюдается определенная дисгармония.
Проблемы с формированием отношений семьи и педагогов могут быть обусловлены абсолютно разными факторами, как личностных, так и профессиональных, к примеру, нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, определенные чувства обиды – все это может привести к формированию определенных личных и профессиональных убеждений, которые являются преградами на пути формирования семейного воспитания. В связи с этим, воспитателями должна быть проявлена инициатива, с целью нахождения способов взаимодействия с каждой отдельной семьёй на благо ребенка. При использовании метода индивидуального подхода к участию родителей в процессе воспитания, необходимо сформировать определенные вовлечения в работу большей части семей.
Для решения данной проблемы и привлечения семьи в процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста воспитателям дошкольной образовательной организации необходимы определенные формы по работе с родителями.
Технология опыта.
Взаимодействие воспитателей с родителями осуществляется в соответствии с программой дошкольного образовательного учреждения.
Первоначальной задачей поступило определение тематики, целей и задач по взаимодействию с семьями обучающихся. Затем, обсуждение с родителями проектной деятельности и определение содержания этой деятельности всех участников проекта. Затем, этап экспериментальной деятельности с постановкой проблем.
– чему нас учит семья?
– для чего нужна семья человеку?
Сбор и систематизация информации о семьях воспитанников;
Цель проекта:
Вовлечение семьи в процесс формирование семейных ценностей у детей дошкольников.
Задачи:
1.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей, Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
2. Формировать представления у детей о семье, семейных традициях, родословной, о профессии родителей, об индивидуальных различиях и особенностях по половому признаку.
3. Развивать навыки социального общения. Формировать представления об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений; развивать мыслительную и речевую активность, навыки общения со сверстниками и педагогом, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
4. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; Поддерживать интерес к литературе по выбранной тематике.
Формы организации:
Работа с детьми:
- Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, пальчиковые игры;
- Беседы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр мультфильмов;
- Заучивание стихов и песен;
-Чтение художественной литературы;
- Художественное творчество;
- Ручной труд.
Работа с родителями:
- Донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда «Для вас, родители».
- Организация консультаций для родителей;
- Анкетирование родителей;
- Организация выставок детско-родительских художественных работ.
Этапы:
I этап - организационно - диагностический (январь).
Цель: - Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Моя семья».
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
II этап - формирующий (февраль - май)
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных ценностей, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого реализуется три направления: работа с детьми, работа с родителями, работа по самообразованию.
III этап - обобщающий (конец мая)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к ценностям семьи. Анализ и подведение итогов
работы.
Были реализованы следующие мероприятия:
- 1. Опрос детей «Что я знаю о своей семье?»
- 2. Открытые занятия с видео показом на родительском собрании.
Целью таких занятий является, прежде всего, знакомство родителей с основной структурой и особенностями проведения занятий в дошкольной образовательной организации.
- 3. Мной также было проведено анкетирование родителей, которое проводилось заблаговременно с целью того, чтобы выявить основные аспекты мнений родителей по конкретной проблеме. После чего были подведены итоги анкетирования.
- 4. Интервью с родителями имеет под собой цель помочь педагогамустановить соответствующую атмосферу в общении с родителями, а также наладить обратную связь в сфере влияния дошкольнойобразовательной организации на ребенка и семью.
- 5. Педагогические ситуации. Как показывает практика, обсуждение ситуаций значительно активизирует родителей и делает общение с педагогамии специалистами полезным для обеих сторон.
- 6. Театрализованная деятельность с родителями. Помогает в игровой форме выявить и устранить проблемы взаимодействия семьи и ребенка, воспитыватьнравственные качества.
- 7. Педагогическиебеседы с родителями в нашей группе являются наиболее доступной формой установления связи педагога с семьей. Такой вид взаимодействия может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами – беседа при посещении семей, на родительском собрании, в процессе консультации.
Основной целью такого взаимодействия является оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания, а также способствование достижению единой точки зрения по данным вопросам.
Главную роль в процессе такого взаимодействия получает воспитатель, он заранее определяет тему и суть беседы.
При проведении беседы мною были выбраны наиболее подходящие условия и необходимость начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
- 8. Тематические консультации, как показал опыт, также являются эффективной формой взаимодействия с семьей. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации в дошкольной образовательной организации могут быть как плановыми, так и внеплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся, как правило, систематически, 3-4 консультации в год в нашей группе и столько же общих консультации по всему детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации составляет 30-40 минут. Внеплановые консультации, как правило, возникают чаще всего во время моего общения с родителями по инициативе обеих сторон.
- 9. Групповые собрания родителей.
На групповых собраниях я знакомлю родителей со спецификой работы в младшей группе , а также с задачами и методами воспитания детей раннего дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной образовательной организации.
На повестке дня групповых родительских собраний обычно педагогическая беседа или доклад по наиболее важной теме на конкретный момент обсуждения, выступление медицинского работника, музыкального руководителя, сообщение одного из родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов.
В начале учебного года мной проводится 3-4 групповых собраний. На них идёт обсуждение наиболее актуальных вопросов, выслушиваются отзывы, пожелания и, возможно, претензии от родителей.
- 10. Также, мною было проведено обыгрывание ситуаций – конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
- 11. Общие собрания родителей организации.
На таких собраниях обсуждаются общие организационные вопросы непосредственно относящиеся к совместной работе со всей дошкольной организацией. На каждом собрании избирается председатель и секретарь из числа родителей, ведется протокол заседания, выносится решение. Также является обязательной регистрация всех присутствующий на собрании.
- 12. Наглядная информация.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств – привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач : наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
В нашей группе формой наглядной педагогической пропаганды являются стенды, так называемый «уголок для родителей», который также имеет обратную связь.
- Взаимодействие с семьёй
– совместные работы родителей с детьми : изготовление подарков для бабушек и дедушек, изготовление герба семьи.
– демонстрация фотографий на родительском собрании и консультации с сюжетно– ролевыми играми детей в группе;
– наглядная информация для родителей о проведении «Неделя семьи».
- 14. Итоговое тематическое развлечение в музыкальном зале с приглашением родителей. Целью является, прежде всего, знакомство родителей с основной структурой и особенностями проведения занятий в дошкольнойобразовательной организации. При проведении таких занятий я включала элемент беседы с родителями, то есть ребенок мог рассказать гостю что-то новое, а также ввести его в круг своих интересов.
- Выступление родителей с рассказом о своей профессии. Цель: Расширять и систематизировать знания детей о мире профессийна примере профессий родителе
Результативность опыта
В результате разработанных мной форм взаимодействия с семьей, родители воспитанников стали проявлять больше активности по взаимодействию с педагогами дошкольной образовательной организации и детьми. У родителей стали формироваться правильные привычки по морально-нравственному воспитанию детей, в том числе по оздоровительным аспектам. Благодаря взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, режим дня в дошкольной образовательной организации не нарушается, то есть, приводить детей стали в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОО и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни, что положительно влияет на воспитание личности детей раннего возраста. Родители стали активнее проявлять интерес к жизни детей в детском саду, чаще посещать родительские собрания, а также совместные мероприятия родителей и детей.
На данный момент, ряд тем родительских собраний уже сформировано в соответствии с просьбами непосредственно самих родителей. Посещаемость данных мероприятий возросла до 87 %.
Сегодня уже порядка 80% родителей вовлечены в жизнь группы и детского сада. Они принимают активное участие в проектной деятельности своих детей, помогают ребятам и педагогам в подготовке к праздникам, открытым просмотрам (шьют костюмы, готовят атрибуты, находят необходимую информацию, помогают в оснащении предметно– развивающей среды группы, участвуют в конкурсах и выставках). В итоге все больше родителей получает индивидуальные благодарственные письма и награды, вызывая заметную радость и гордость в глазах своих детей.
Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей появились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, дети уверенно называют имена всех членов своей семьи, знают свои права и обязанности, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Побуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам, проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности- оформления портретных галерей, фотогазет, а так же на основе живого общения с родителями.
На наш взгляд, проект такой опыт работы является первым шагом в нравственно- патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувственное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Данный опыт может быть применим педагогами дошкольных образовательных организаций, а также педагогами системы дополнительного образования, ориентирующихся на развитие детей младшего дошкольного возраста, не зависимо от реализуемой программы в детском саду.
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2015 г.
- «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2018г
- Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2013 г.
- «Общение педагога с родителями в ДОУ»Зверева О. Х., Кротова Т. В.:-М.: Т. Ц. Сфера, 2015.
6.. «Работа с семьей: необязательные инструкции» Свирская Л.: -М.: Линка- Пресс, 2017.
- «Проекты в работе с семьей»методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2016г.
- Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М.: Т. У. Сфера, 2014
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!