Доклад «ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№1 «СКАЗКА»
Педагогический опыт работы
«ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила и провела
воспитатель:
Хайриева В.В.
2023г
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Природа — мощный источник познания, через общение раскрывающая человеку свои тайны. Человек — часть природы и интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения
Актуальность проблемы экологического воспитания детей вышла сегодня на первый план, так как деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения и ведет к нарушению экологического равновесия. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Правильное отношение к живым существам воспитывается в игре, в совместной со взрослым деятельности.
Необходимо научить малышей тому, что и растения, и животные – это живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, потому что ей больно. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, а птицам зимой - крошки хлеба
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование положительного отношения к природе, воспитание детей любящими природу и умеющими бережно распоряжаться её богатствам.
Первоочередными задачами экологического воспитания
в работе с детьми младшего возраста становятся :
1. Способствование накоплению детьми ярких впечатлений о природе; обогащение представлений малышей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Формирование умений обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, передавать особенности голосом, в движениях, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детьми в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлечение малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале.
Для этого в группе мы организовали экологическое пространство, где находятся: мини-макеты леса, фермы, бабушкиного двора, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, орехов, шишек, камней, материалы для ухода за растениями, для экспериментирования, дидактические игры.
Календарь природы, оформляется в с соответствии с временем года, что помогает малышам запомнить некоторые характерные особенности разных сезонов
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Метод наблюдения обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.
Во время наблюдений нужно дать время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем можно пояснить, рассказать, задать вопросы, помочь понять увиденное. Например, зимой наблюдаем, как растет в воде лук, какой длины выросли корни у лука, как появились зеленые перышки . Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся наблюдать за результатом своего труда. Узнают о пользе выращенных растений, о том, что без воды, света и тепла растение не выживет. Все это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Основным содержанием наблюдений детей младшего возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Растения уголка природы дети видят ежедневно и под руководством педагога наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Малыши вместе с воспитателем проводят эксперименты с водой: льют, процеживают через сито, переливают из сосуда в сосуд. Опытным путем узнают, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
А процесс превращения прозрачной воды в цветную просто завораживает детей! Малыши опытным путем устанавливают, что вода может быть разной: и прозрачной, и цветной.
Эксперименты со снегом. Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом, расширять знания детей о зиме; - в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, не прозрачный, рыхлый, тает в тепле, без запаха); - развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Эксперимент со снегом и цветной гуашью. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Развивать внимание, интерес к экспериментированию, речь детей, мелкую моторику кистей рук, координацию движений, восприятие цвета; воспитание любви к природе; — вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Работа в природе (уборка сухих листьев, веточек, очистка участка от снега, труд в уголке природы) рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе работы дети получают представления о многообразии окружающего мира. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям
Метод демонстрации заключается в показе детям макетов, игрушек, натуральных предметов или их изображений. Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов. Рассказ педагога обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение.
Чтение произведений художественной литературы способствует расширению знаний малышей о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания. Чтение сказок и рассказов о животных, детских стихотворений очень нравится детям, они внимательно слушают, сопереживают героям, стараются отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, движущимися элементами и тактильными вставками, которые они с удовольствием рассматривают
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети
познают окружающий мир. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный
интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения
одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. В результате применения разнообразных игр дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.Поэтому широко используются разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры имитации, строительные.
В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни.
Сюжетно-ролевые игры помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. В игре «Мишка-шалунишка» дети пытаются уложить медведя в кровать и узнают о том, что медведь спит в берлоге, а в игре «Котик заболел» выясняют причины болезни и узнают как вылечить петушка. В конструктивно-строительных играх дети закрепляют навыки конструирования, а также учатся проявлять заботу о животных.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Вышла курочка гулять», «Зайки -побегайки», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Я – бурый медвежонок», «По следам зверей» и др. Благодаря этим играм малыши учатся передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания животных, игровые действия (прыгаем, как зайчики; идем, как медведь, закружились, как снежинки и др.). Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр с использованием природного материала
Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности. ... Детское творчество-одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Участие в экологических акциях формирует у дошкольников познавательный интерес, коммуникативные способности, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков, бережное отношение к животным и природе в целом.
День любви семьи и верности 8 июля
Синичкин день
Читая книги, дети учатся сопереживать, проявлять заботливое отношение. ... Очень показательным для ребенка является участие родителей в озеленении придомовых территорий, участие в субботниках.
Таким образом, в младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. Постоянное участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!