a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Педагогические условия детского сада, способствующие развитию экологического мышления детей дошкольного возраста». Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2023-08-31 19:58:11

Документы для скачивания

«Педагогические условия  детского сада, способствующие развитию экологического мышления  детей дошкольного возраста».

Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звук серебряных колокольчиков в

 бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал ,и,

 затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А.Сухомлинский.

 

Основная задача в формировании эмпирического опыта в области  видимых взаимосвязях между отдельными событиями и закономерностями в окружающей среде состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных объектах и явлениях в природе, не исключая морально-чувственный аспект.

У детей дошкольного возраста круг интересов значительно расширяется, их внимание привлекают многие природные явления, дети начинают осмысливать происходящее, делать собственные выводы и умозаключения. Полученный витагенный опыт влияет на способности и умения дошкольников создать в будущем компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений в мире природы. Но для формирования чувственно-целостного отношения к природе необходимо наличие у дошкольника внутренней мотивации.

Педагогическое стимулирование познавательно-практической деятельности направлено на переживание  чувственного опыта, которое, в свою очередь мотивирует ребенка искать «ключ» к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из вне или случайно найденным способом выхода из нее. 

И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления проявляются на базе элементарных форм познания - практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности.

Педагогический коллектив отметил, что развитие эколого-мыслительной деятельности  детей будет проходить более успешно при условии, если:

  1. систематически организуются различные виды  детской  деятельности  на «природной  базе»;
  2. целенаправленно знакомят детей с природными сообществами, рассматривают взаимосвязи представителей животного и растительного мира;
  3. формируют умения ставить и решать проблемные задачи в процессе совместного взаимодействия с воспитателем, данное условие дает возможность детям анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. развивать логическое мышление;

4.внедрен процесс экологизации развивающей предметной среды. Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Предметная развивающая среда -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении  в каждой групповой комнате имеются экологические уголки. Каждый уголок природы оснащен, учитывая возраст детей, дидактическими играми, календарями природы, материалами для трудовой деятельности и наглядными пособиями соответствующей направленности. А также детям в свободное пользование предоставлены базовые наборы природных материалов и приборов для организации познавательно-практической деятельности. Для непосредственного знакомства детей с взаимосвязью объектов живой и неживой природы, педагогами разработаны и апробированы на практике  маршруты экологических троп. На территории нашего детского сада имеется метеорологическая площадка, с помощью которой дети наблюдают и диагностируют физические показатели природных явлений.

Учитывая принцип  интеграции в образовательно-воспитательной процессе , развитие экологического сознание воспитанников, находит сове отражения в различных акциях, месячниках. Например, в ходе проведения месячника ГО и ЧС у детей формировались и систематизировались знания о правилах поведения на природе. Воспитанникам предлагались проблемные ситуации «Если я нашел спички», «Наше природное богатство – лес», «Дикие и домашние животные, где таится опасность?». Привлекаются в решение данной проблемы и родители, проведена консультация «Обучение детей навыков безопасного поведения на природе», вручены памятки «Как воспитать у детей бережное отношение к природе родного края», «Помните, человек-это только часть природы!»

Особое внимание в работе следует уделить, использованию  партисипативного подхода, (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.), предполагающий взаимодействие (а не воздействие) воспитателя и детей для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы.  Вышеуказанный метод  позволяет ребенку быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в процессе экологического образования; побуждает участников образовательного процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня становления бережного отношения к природе.

Анализ практики показывает, что успешное применение партисипативного подхода  возможно при обеспечении следующих факторов:

  • профессионализм и опыт педагога, позволяющий вызывать детей дошкольного возраста на доверительный диалог по вопросам бережного отношения к природе,
  • совместное обсуждение и переработка информации в области охраны природы;
  • готовность детей к партнерству с педагогом, когда они из пассивных «слушателей» превращаются в полноправных участников познавательно-практической деятельности.

Развитие экологического мышления дошкольника – это прежде всего формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка: проявление интереса к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью воспитателя; формирование самостоятельности мыслительной деятельности.

 

 

Оставить комментарий: