Беседа “Традиционный русский народный костюм”
Актуальность. На основе ФГОС начального общего образования второго поколения одним из основных направлений является воспитание у учащихся любви к своей Родине, краю и народу, то есть патриотами своей страны. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Воспитание патриотизма начинается с раннего возраста. На протяжении всего учебного процесса происходит формирование патриотизма. Для того чтобы любить свою Родину необходимо знать её историю и культуру. Изучение традиционного костюма является неотъемлемой частью в воспитании патриотизма.
Цель. Познакомить детей с традиционном русским народным костюмом.
Задачи.
- Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке);
- Развивать эстетическое восприятие;
- Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.
(Дети входят в группу с воспитателем под мелодию «Отчего так в России березы шумят». Обходя змейкой, встают в полукруг).
Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали сегодняшнюю встречу с прославления русской березки. Береза с давних времен считалась любимым деревом русского народа, его символом. - Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклор удивляет нас и по сей день изобилием пословиц, поговорок, потешек.
Воспитатель: Какие из них вы знаете?
(Ответы детей) «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, какова была рубаха. А сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей). Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
(Ответы детей) Белого, красного (много), и темной или светлой отделки.
Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?
(Ответы детей) Девушки, женщины.
Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?
(Ответы детей) Для красоты.
Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?
(Ответы детей) Цветы, солнце, птиц и просто крестиком.
Воспитатель: По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза. Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?
(Ответы детей).
Воспитатель: Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Что использовали девушки для украшения повязки? (Ответы детей).
Воспитатель: Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов). Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь?
(Ответы детей)
Воспитатель: На Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
Ребята, в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
А что такое ярмарка?
(Ответы детей) Это праздничные рынки, базары.
Воспитатель: На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке?
(Ответы детей) Да.
Русская народная игра «Карусель». (В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель со словами начинает игру: Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом, (дети побежали). Тише, тише, не спешите, карусель остановите (дети останавливаются, идут шагом).
Рефлексия.
- Ребята, чем вы сегодня занимались?
-Что больше всего вам понравилось?
-Что мы сегодня узнали нового?
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!
- Образовательная технология ««Модель трех вопросов»
- Консультация "Безопасность в зимнее время года!"
- Конспекты НОД 2024
- Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей возрастной группы “ Русская народная игрушка”
- Конспект занятия по лепке из пластилина для детей старшей группы "Красная звезда Победы"