“Народные традиции в жизни семьи”
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.
Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания.
— Великий русский педагог К.Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
Общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?
Слово «традиция» — означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции — одна из составленных частей культурного наследия русского народа.
Очень важная особенность — приобщить детей к народным традициям. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы, и содержание разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий — это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.
Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные игры формируют развитие личности.
Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово соединяется с музыкой и движением, игра на музыкальных инструментах, пляски, притопывание — играют огромную роль в народных традициях. В пословицах и поговорках широко отражена народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.
В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!
- Образовательная технология ««Модель трех вопросов»
- Консультация "Безопасность в зимнее время года!"
- Конспекты НОД 2024
- Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей возрастной группы “ Русская народная игрушка”
- Конспект занятия для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования-отпечатки поролоном "Ракета"