Мастер-класс "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Мастер- класс «Воспитание духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии » Подготовил и провел: воспитатель С. А. Гористо ва Цель: передача опыта использования технологии « Сказкотерапия » в воспитании духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно- нравственных качеств; вызвать интерес к сказкотерапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении; создать условия для включения всех участников в активную деятельность; создать позитивный эмоциональный настрой. Теоретическая часть Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер- класс «Воспитание духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии ». Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание. Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию. Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован. « Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только ум ом, но и сердцем… » Сухомлинский В. А Почему я рекомендую вам использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я вижу реальные результаты: Установление психологического комфорта в коллективе( сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад) . Формирование личностных качеств воспитанников( самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру 90% ) . Хочется отметить, что высокого результата можно достичь только при условии реализации преемственности данной работы в ДОУ и семье, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов. Поэтому проводится работа с родителями: консультации и беседы: «Воспитание нравственно- духовных качеств у дошкольников», «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» и т. д. Представление системы занятий Цели сказкотерапии: - активизация мышления; - расширение сознания ребенка; - совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; - восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов. Задачи сказкотерапии: - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; - развитие умения преодолевать трудности и страхи; - выявление и поддержка творческих способностей; - формирование навыков конструктивного выражения эмоций; - развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; - передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей. Рекомендации к применению сказкотерапии: 1. Нет противопоказаний. Психологи рекомендуют даже взрослым периодически прибегать к методу сказкотерапии. Что уж говорить о влиянии сказкотерапии на детей. На свете существует такое количество сказок, что обязательно найдется вариант, который поможет справиться с конкретной проблемой. 2. У разного возраста свои особенности. Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3 лет хорошо идут классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, дедка за репку. . . » Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». Кстати, в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2- 3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом. Для воспитания ребенка 3- 5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным. Старшим дошкольникам( 5- 6 лет) уже можно предлагать сказки литературные- книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс » Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так. . . ». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки( пусть и несознательно) . Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. 3. Время проведения сеанса. Занятия достаточно проводить один раз в неделю. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном. В младшей и средней группе длительность ее не должна превышать 15- 20 минут, а в старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25- 30 минут. 4. Различные методы работы со сказкой. В комплексной сказкотерапии применяют различные методы работы со сказкой: рассказывание, рисование, сочинение, изготовление сказочных персонажей, театрализованное представление сказки и др. Каждая из этих методик сказкотерапии имеет свои плюсы и свой терапевтический эффект. Рисование( HYPERLINK" http: / / deti- indigo74. ru/ metod- lech/ izoterap/ " \ t" _ blank" изотерапия) и сочинение сказки помогает развить воображение, изготовление кукол – вырабатывает моторику рук, действует успокаивающее и т. д. Способ подачи сказочного материала: - Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку в пиковых ситуациях: «К ак ты думаешь, почему герой поступил так? », «Т е бе понравился его поступок? », «К ак бы ты поступил на его месте? »- Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. - Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. - Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Проводя занятия по сказкотерапии, педагог должен учитывать основные правила работы: Места для занятий должно быть много. На полу необходим больших размеров ковер. В процессе расслабления детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. В ходе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя». Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это- момент волшебства, таинства, «наполнения собой». Те кст ск азки образует связующее звено между упражнениями и создает определенную атмосферу. Все атрибуты сказок, любую наглядность можно варьировать и заменять другими образами и предметами. Необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. Этапы работы со сказкой: Ритуал «вхождения в сказку». Чтение сказки. Обсуждение сказки. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки». Рефлексия. Практическая часть Цель: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт; снятие эмоционального и телесного напряжения. ХОД: Ритуал « вхождения в сказку ». Упражнение «Ладошки единения, тепла и света». - Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Что за чудо- чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу, вам, не тая – Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить. ( Дается понимание, что соединение ладоней, как и рукопожатие, передает друг другу энергетический заряд добра и единения друг с другом) . - А теперь произнесите слова, не разжимая ладошек, созвучные слову « доброта ». ( Ч истота, красота, светлота, лепота, простота, забота, широта, щедрота) . - Цент р ладошки излучает тепло также как и наше человеческое сердце. В середине моей ладошки лежит маленькое сердечко. - Тебе на ладошку положу слово темное, а ты мне верни слово светлое. ( З лой – добрый, жадный – щедрый, грубый – нежный, ненавижу – люб лю, враг – друг, война – мир, те мный- светлый, грязны й – чистый, страшный – красивый) . - П оложите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо- тихо послушайте, как бье тся ваше горяч ее доброе сердце … П опросите своё сердце дать вам силу для путешест вия по сказке. Молча про себя … П олучилось? Молодцы. Поблагодарите сво ё сердце. - А теперь посмотрите друг на друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Пусть наша добрая улыбка, Согреет всех своим теплом, Напомнит нам, как важно в жизни, Делиться счастьем и добром! - Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Рассказывание сказки с элементами театрализации «Путешествие в сказку»- П едагогам я предлагаю превратиться в детей и отправиться в сказку, а в какую, догадайтесь сами: « Я расскажу о том, почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел и стал сухарём ». ( Колобок) - Молодцы! Правильно! Моя сказка не простая, а сказка на новый лад. Не будем время тянуть, начнем сказку сказывать. Жили- были старик со старухой. Было у них три сына, выросли они и разъехались по разным городам. Скучно стало старикам одним в деревне жить, и решили они испечь Колобок. Ох, и дивный получился Колобок! Дед с бабой лелеяли его, каждый день рассказывали ему сказки. И вот наступил тот день, когда сказки кончились. Очень расстроился Колобок! Старики утешили его: «Ты толковый мальчик, можешь сам прочитать много сказок. А взять их можно в стране, которой нет на глобусе». Слушателям. Где Колобок может найти новые сказки? ( О тветы) - И решил Колобок отправиться в библиотеку и встретиться там с новыми сказками и новыми сказочными героями. Прыг – скок, да и покатился. Ка тится Колобок, а навстречу ему З аяц. Заяц. Колобок, куда спешишь? Я съем тебя! Колобок. Не ешь меня, а лучше помоги добраться до библиотеки. Заяц. Хорошо, помогу тебе, только выполни мое задание. - В шкатулке сказки, только они пока безымянные. Чтобы их не перепутали, надо вернуть им названия! В этой книжке – именины, Много было там гостей. А на этих именинах, Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил, Но коварному злодею Кто- то голову срубил. «Муха- Цокотуха» Колотил да колотил По тарелке носом. Ничего не проглотил, И остался с носом. «Лиса и Журавль» Красна девица, грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. «Снегурочка» Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, с качет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый. «Конек- Горбунок»- Названия сказок вы знаете хорошо, а сможете ли вы угадать героев сказки? Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвасто в ство? Сказочный персонаж долгожитель – это… Кто исполнял все желания Емели? Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом? Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка? Девочка кроваткой, которой была ореховая скорлупа. Имя бабушки, от которой ушла вся посуда. Сказочный герой, следящий за чистотой и гигиеной. Потеряла хрустальную туфельку. Злой разбойник, который живет в Африке. Сказочный герой с большими ушами, который искал друзей. Девочка из снега. Сказочный герой, который ни хотел учиться и ни чего не знал. Заяц. Молодец, Колобок! Иди по тропинке и никуда не сворачивай! Катится Колобо к по тропинке, а навстречу ему В олк. Волк. Колобок! Я тебя съем! Колобок. Не ешь меня, В олк! А лучше помоги добраться до библиотеки. Волк. Х орошо! Помогу тебе, Колобок! Только сначала выполни мое задание. «Узнай и назови сказку »- За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Внимательно посмотрите на эти фигу ры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы. - Б ольшой серый круг и семь маленьких треугольников( «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов») . - Т ри одинаковых розовых кружка( «Три поросёнка») . - Т ри коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький( «Три медведя») . - О ранжевый треугольник и серый прямоугольник( «Лиса и журавль») . - Покатился Колобок дальше, а навстречу ему медведь. Медведь. Колобок, я тебя съем! Колобок. Не ешь меня, Михайло Потапыч, а лучше покажи путь- дорогу к библиотеке! Медведь. Хорошо, только выполни мое задание! «Соотнесите предмет со сказочным героем»- Золотой ключик ( Буратино) - Бумажный кораблик ( стойкому оловянному солдатику) - Скорлупа грецкого ореха ( Дюймовочке) - Термометр ( доктору Айболиту) - Р епка ( дедушке) - Золотое я йцо ( курочке Рябе) - М ыло ( Мойдодыру) - Игла( Кощею Бессмертному) - Покатился К олобок дальше, а навстречу ему Л иса… Лиса. Колобок, я тебя съем! Колобок. Не ешь меня, Лиса Патрикеевна, а лучше помоги мне добраться до библиотеки! Лиса. Ишь, какой умный выискался! Придумай новое окончание сказки, где я не съела бы тебя, тогда и покажу тебе дорогу! Слушателям. Как вы думаете, могла бы эта всем известная сказка закончиться по- другому? Тогда поможем Колобку придумать новое окончание сказки. Обсуждение сказки Участники разбиваются на группы, придумывают и рассказывают новую концовку сказки. Обсуждение. Выход из сказки- Сегодня вы стали участниками путешествия в «страну, которой нет на глобусе», цель которого: усвоение детьми духовно- нравственных категорий( добро, послушание, согласие, трудолюбие, бескорыстие) ; воспитание милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей, и менно в сказке ребенок перевоплощается, раскрепощается, получает новые эмоции. Где как не в сказке учат добру, которого всем нам сейчас так не хватает. - А теперь я предлагаю вам вернуться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись. Рефлексия « Чаша Добра». - Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните е ё до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в не ё из своей чашки, доброты. Рядом ещ ё и ещ ё … О тливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в не ё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить е ё другим людям! »- Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер- классе мы познакомились с понятием « Сказкотерапия », рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер- класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? ( Ответы слушателей) А с гостями я прощаюсь: Будьте здоровыми, Будьте счастливыми, Будьте, как солнышко, вечно красивыми. До свидания! Благодарю всех за внимание!
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"
- Танец - замена злости!