a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет " Объемные и плоскостные фигуры"

Автор: Пасынкова Наталья Петровна Опубликовано: 2023-09-24 23:19:07

Документы для скачивания

Тема: « Объемные и плоскостные фигуры» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа( 5- 6 лет) Цели: 1) Сф ормировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные( объемные) фигуры, и из каких элементов состоят пространственные фигуры. 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепит способ действий «если что- то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»- 3) Закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их. 4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности и коммуникативные качества. Материалы к занятию: Оборудование: экран от теневого театра, лампа( фонарик) . Демонстрационный материал: куб, шар, треугольная призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, «паспорта» объемных фигур. 3839671842250018778116453900left47856003931574205740001936866825500left1050700 Раздаточный материал: картинки с изображением предметов, имеющих форму конуса, цилиндра, шара, куб, треугольной призмы и пирамиды( по одной на каждого) ; куб, шар, круг, квадрат, чистый лист бумаги на группу из 4 детей( 3 детей) ; куб, цилиндр, конус, пирамида, призма ш ар, черно- белые «фотографии» с изображением круга, 2 треугольник ов, квадрата, 2 прямоугольник ов, трафареты геометрических фигур и( на каждого) . Ход образовательной ситуации: 1. Введение в ситуацию Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь. Воспитатель собирает детей около себя. Воспитатель: Любите ли вы играть? Дети: да Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице? Ответы детей Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие? Дети: да, футбол, салочки. Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол? Дети: мало места, можно разбить что- нибудь. Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети. И они тоже любят играть. Воспитатель: Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать, во что и как там играют дети? Дети: да Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два, три, повернись, в стране Геометрических фигур окажись. Дети идут с воспитателем к столам. 2. Актуализация знаний 2. 1. Игра « На что похоже? » Дидактические задачи: 1) Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, видеть в предметах окружающей обстановки. 2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества. Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску. Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на д ругой- конус и шар, на третий – призму и пирамиду. Воспитатель: Я вам выдам карточку с изображением предмета, похожего на какую- либо фигуру. В ы находите, на какую фигуру похож ваш предмет и кладете карточку рядом с этой фигурой( проверка осуществляется всеми детьми) . В ходе проверки воспитатель задает вопрос: Какую фигуру нужно было выбрать? Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский сад. Дети проходят к 2- м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги. 2. 2. Игра «Прятки » Дидактические задачи: 1) Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, уточнить представления об объемных и плоских фигурах. 2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества. Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку( показывает на геометрические фигуры на столах) и решили поиграть в прятки. Стол- это участок и прятаться можно только на нем. Дети садятся за столы, по 4 чел овека( 3 человека) . Воспитатель: Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя только то, что лежит на столах. Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги. Воспитатель: Кому удалось спрятаться? Дети: Квадрату, кругу. Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему? Дети: Куб, шар, потому что большие, объемные. Воспитатель уточняет: куб и шар – объемные, а круг и квадрат – плоские. Воспитатель: Какие еще плоские фигуры вы знаете? ( Треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник) . Воспитатель: Какие еще объемные тела вы знаете? ( Цилиндр, конус, призма, пирамида) . 3. Затруднение в ситуации Игра «Фотографы ». Дидактическ ие задач и: 1) с оздать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимание его причины и опыт целеполагания; 3) т ренировать мыслительные операции – анализ и сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, речь. Воспитатель: Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру- ребенка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь. Поможете фигурам сфотографироваться? Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар. ( использовать экран от теневого театра) Воспитатель: Какая фотография получилась? Дети: квадрат, круг Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду, Воспитатель: Какая фотография получилась? Дети: треугольник Воспитатель направляет свет на цилиндр и призму, Воспитатель: Какая фотография получилась? Дети: прямоугольник Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались. Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника и ставит куб, конус, пирамиду, призму и шар. Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую фотографию? Дети: нет Воспитатель: а что же делать? Дети: подобрать фотографии фигурам Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии геометрическим фигурам. Дети пробуют подобрать «фотографии» Воспитатель: Смогли подобрать фотографии? Дети: нет Воспитатель: почему не смогли? Дети: одна и та же фотография( треугольник) подходит к двум фигурам Воспитатель: Значит чего- то мы не умеем? Дети: не умеем правильно фотографировать Воспитатель: чему нам надо научиться? Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась. 4. «Открытие» нового знания( способа действия) Игра «Фотографы»( продолжение) . Дидактическая задача: сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур. Воспитатель: Как мы можем это узнать? Дети: посмотреть в книге, спросить у старших Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия? Дети: да. Воспитатель( берет конус и треугольную пирамиду) : Чем отличаются конус и треугольная пирамида? Дети: у конуса есть круг, а у пирамиды- треугольник. Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо фотографировать с разных сторон. Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если конус сфотографировать с этой стороны( воспитатель показывает торец конуса? Дети: круг Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса? Дети: 1 Воспитатель показывает паспорт конуса. Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке рассказывает паспорт. Это – паспорт конуса. Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной пирамиды? После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт треугольной пирамиды. Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии? Дети: с разных сторон. Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды? Дети: у конуса- круг, у пирамиды- треугольник и есть ребра. 5. Включение нового знания( способа действия) в систему знаний и умений ребенка 5. 1. Работа в учебнике – тетради Дидактическая задача: 1) з акрепить представления об элементах пространственных геометрических фигур; 2) т ренировать мыслительные операции- анализ, синтез и сравнение; развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. №2 стр. 52 «Обведи устойчивую конструкцию и паспор та фигур из которых она сложена» left1125700 Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть в кубики. Давайте и мы к ним присоединимся. Задание выполняется фронтально Воспитатель: Где располагается устойчивая конструкция? Дети: Она расположена внизу Воспитатель: Из каких фигур состоит эта конструкция Дети: Из цилиндра, куба и пирамиды Воспитатель: Где находится паспорт цилиндра( куба, пирамиды) ? Дети: Паспорт цилиндра в нижнем ряду второго столбика( паспорт куба – в верхнем ряду первого столбика, паспорт пирамиды – в нижнем ряду первого столбика) Воспитатель: Паспорт какой фигуры находится в среднем ряду первого столбика( в верхнем ряду второго столбика) Дети: шара( конуса) 5. 2. Игра «Фотографы»( окончание) Дидактическая задача: 1) Закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. 2) Развивать воображение, мелкие мышцы рук. Дети садятся за столы, на столах у каждого ребенка листок бумаги, трафареты геометрических фигур, карандаш. Воспитатель: Как ие фигуры мы научились сегодня с вами фотографировать? Дети: Конус, пирамиду, призму, шар, цилиндр, куб. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам напечатать фотографию одной из фигур. Дети на листочках изображают рисунок объемных фигур 6. Осмысление Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз- два, повернись и в группу нашу возвратись. Воспитатель: Мне очень понравилось наше путешествие в страну Геометрических фигур. Воспитатель: А вам, что запомнилось из нашего путешествия? Воспитатель: С кем познакомились? Какое задание оказалось самым трудным? А самым легким?

Оставить комментарий: