a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект в старшей группе: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-03 21:27:47

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 города Кузнецка Проект на тему: " Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"                                                                                      Выполнила воспитатель: С. А. Алькина                                                    2018– 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ.   Актуальность проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………. . …………………. . . . . . . . 3 Сведения о проект е……………………. . . . . . . . . ………………………. . . . 4 Ожидаемые результаты и эффекты реализации прое кта ……. . 6 Перспективный план реализации проекта………………. . . …. . …7 Работа по реализации проекта…………………………. . . . . . . . ……. . 10 Заключение.   Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……16                                       3 Актуальность проекта. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.   Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам. Для с одержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педа гогического воздействия, который позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.   Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться  со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями. Мы в своей работе используем методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации,   в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наибол ее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.   Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы,   чтобы  такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности метод проектов который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.   Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей- ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей- коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом. Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.                                                                   4 Новизна проекта:  Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт- критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия( осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально- положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте. Сведения о проекте: Тема проекта:  «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Вид проекта:  по доминирующей в проекте деятельности: информационный. По содержанию: обучающий. По времени проведения:  долгосрочный( 1 год) . По характеру контактов: ребенок и семья, соц. партнеры. По профилю знаний: многопредметный. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. Цель  проекта: правильное  воспитание  ребенка и своевременная выработка у него необходимых  трудовых навыков. Задачи  проекта: - ознакомление с  трудом взрослых и воспитание уважения к нему; - обучение простейшим  трудовым умениям и навыкам; - воспитание интереса к труду,   трудолюбия и самостоятельности; - воспитание умений трудиться  в коллективе и для коллектива.     5 Участники проекта:  воспитанники  ( 5- 6 лет) , педагоги, родители, социальные партнеры.   Сроки и этапы реализации проекта.   Продолжительность проекта:   1 уч. год( октябрь 2018- апрель 2019)                  Первый этап  –  Подготовительный (   октябрь 2018 г. )                  Определение темы проекта.  Формулировка цели и определение задач.  Подбор материалов по теме проекта.  Составление плана основного этапа проекта. Второй этап-    Основной ( октябрь- апрель 2018- 2019 г. ) Распределение образовательной деятел ьности согласно сетке основной образовательной деятельности для данного возраста. Анкетирование родителей детей.     Третий этап  -   Заключительный  ( апрель 2019 г. )   Аналитический отчет о проделанной работе Участие в конкурсе «Хозяйственно- бытового труда».  Составление портфолио проекта.     Образовательные области интеграции: «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное» «Познавательное развитие» «Художественно – эстетическое» «Речевое развитие»       6 Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.   Дети:  1. Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.   2. Охотно выполняют трудовые поручения.   3. Участвуют в совместной трудовой деятельности.   4. Развивают познавательный интерес по теме проекта.   Педагоги: Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.   Родители: 1. Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами. 2. Подготавливают материал для обучения своих детей. 3. За счет участия в проекте приобретают и обогащают  знания по теме проекта.   7 Перспективный план реализации проекта.   Содержание деятельности Сроки( начало – окончание) Форма представления результатов 1. Изучение метод. л итературы по теме: « Трудовое воспитание дошкольников»  » Октябрь- апрель   2. Родительское собрание. Доклад « Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков ». октябрь Выступление  для родителей воспитанников 3. Анкетирование родителей на тему: « Трудовые обязанности дошкольников в семье ». октябрь Аналитическая справка 4. Опрос дошкольников на тему  «Как я помогаю родителям». Октябрь; Апрель Вопросник, аналитическая справка 5. Организация выставки подделок совместного творчества детей и родителей. Октябрь, Декабрь Март апрель Выставка 6. Организация  коллективных форм труда   хозяйственно – бытового значения в помещении группы: стирка белья для кукол, мытьё игрушек и др. Каждую пятницу Календарно – тематическое планирование 7. Организация  коллективных форм труда хозяйственно – бытового значения на участке группы.   Ежедневно на прогулке Календарно – тематическое планирование 8. Консультация для родителей воспитанников « Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» Ноябрь Календарно – тематическое планирование 9. Организация  коллективных форм труда по ручному труду: починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм. Один день в неделю Календарно – тематическое планирование 10. Обновление уголка дежу рств дл я детей старшей группы. Октябрь Оснащение предметно – развивающей среды данной зоны группы 11. Организация дежурства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольникам  старшей группы( в том числе, дежурство в уголке п рироды) . Ежедневно Календарно – тематическое планирование 12. Консультация для педагогов ДОУ: «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников». Октябрь Сообщение на сайте ДОУ 13. Организация бесед и сюжетно – ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых. В течение учебного года Календарно – тематическое планирование 14. Изготовление памятки для родителей « О важном в трудовом воспитании». Октябрь Информационный лист 15. Изготовление дидактического пособия « Загадки о профессиях» Ноябрь Материал с карточками 16. Совместное с родителями изготовление атрибутов  к сюжетно – ролевой игре  «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты. Ноябрь- декабрь Организация коллективной формы ручного труда дошкольников; оснащение предметно – игрового пространства группы. 17. Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему: « Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых ». Январь Информационный лист – ширма- передвижка 18. Открытый показ ООД по ИЗО  для детей старшего дошкольного возраста « Умелые ручки ». 4 неделя января – 1 неделя февраля Конспект, коллективный просмотр 19. Консультация для родителей воспитанников «Закрепление представлений детей о труде взрослых ».  Март К алендарно – тематическое планирование 20. Целевая экскурсия  в школу №2 – знакомство с профессией учителя. Апрель К алендарно – тематическое планирование план- конспект фотоматериал 21. Презентация: «Все профессии нужны, все профессии важны». Май Презентация       10 Работа по реализации проекта.   Изучение педагогической литературы  нам показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.   Чтобы выявить знания родителей, о том  как помочь ребенку преодолевать трудности в исп олнении трудовых обязанностей, мы подготовили и зачитали     на родительском собрании доклад с показом презентации «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно тактично оценивать результаты труда детей. Нельзя наказывать ребенка за не умение что – то делать, а стара ться его научить. Чтобы научить ребенка трудиться, нужно сделать его труд творческим, приносящим  реб енку радость и удовлетворение.   Так же провели анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье».   Из анализа анкет родителей, можно сделать вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.   Для детей нашей группы мы провели опрос на тему «Как я помогаю родителям». Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.   Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее  воспитание. На э той возрастной ступени продолжаем работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаем контроль, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры, убирали игрушки на место.    Также стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь мы подчёркиваем, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.   Хозяйственно- бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировали следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы- помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И мы видим резуль тат работы за все прошедшие годы. Одни м из распространённых видов хозяйственно- бытового труда на участке: наведение порядка на веранде( весной, летом, осенью подметаем пол веником) , зимой – очищаем от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполн ял это дело с желанием. Иногда мы сталкиваемся с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими- то де лами. И здесь опять же используем все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приуча ли их к труду. Сейчас, когда наши дети овладели эле ментарными трудовыми навыками, мы поставили для себя задачу – поддерживать у детей эмоционально- положительное отношение к хозяйственно- бытовому труду. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда.  Широко распрос транённая форма работы – образовательная деятельность. Работая вместе с детьми, мы ставим задачу, намечаем, какой они получат результ ат, по мере надобности показываем нужные приёмы, сообщаем знания, всё это мы делаем по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за рас тениями, воспитываем трудолюбие, постепенно объясняем детям значение ухода для роста растений. Наиб олее приемлемые формы, которые мы с успехом используем в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённ ые трудовые навыки и умения, а мы стараемся осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так как уче бный год уже подходит к концу, мы смело можем сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь мы стараемся работать над совершенствованием навыков работы в уголке природы. Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше й работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом в иде труда. Здесь большое место мы уделяем индивидуальной работе, которую планируем как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, мы можем уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети могу т сделать красивую игрушку, научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Работая над этой задачей, нам пришлось самим изучить много литературы, перепробовать разные виды бумаги, изготовить множество разных поделок. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В связи с этим,   мы с детьми совместно с родителями организовываем выставки п оделок.   Через основные формы  организации труда детей- поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. По ручения- это задания, которые мы эпизодически даем одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой орга низации трудовой деятельности. Мы считаем, что поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.   Дежурства- это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В нашей старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индив идуальные поручения мы предлагаем детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле( когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) , т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.   В старшей группе ведется дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Мы обновили уголок дежурства новыми фотографиями. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. . . Как это происходит в нашей группе, мы подготовили консультацию для воспитателей ДОУ «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников». А для родителей оформили информационный лист на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых». При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.   Для того, чтобы родителям легче было организовать т рудовую деятельность в семье, мы подготовили консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием».  Так как мы считаем, в совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы.   Родители узнали, как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием.   Для этого нужно выстроит ь определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы. Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишко м ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и акк уратно делают своё дело, выясняем, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Для этого запланировали и провели открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки».   Мы можем смело сказать, что дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать с ообща.   В детском саду дети нашей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, тр уд в природе. В процессе труда мы стараемся распредели ть работу между детьми, объясняем, что им надо делать, показываем отдельные приёмы( как намылить бельё для кукол) . И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значен ие. Внимательно и чутко относимся к детям, которые хотят трудит ь ся, но очень медленно овладевают трудовыми навыками.   Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Для того чтобы воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребёнка в эту труд овую деятельность.   Тоже самое мы рекомендуем делат ь родителям в семье и изготовили памятку для них « О важном в трудовом воспитании». В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути: это организация совместно й деятельности детей и взрослых, о рганизация бесед и сюжетно – ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения. ( Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты. ) При посещении медицинского кабинета, кабинета заве дующей, кухни, прачечной особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления дете й с трудом взрослых мы стремимся раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.     Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий. Чтобы дат ь больше знаний о профессиях,   мы разработали дидактическое пособие «Загадки о профессиях», лэпбу к «Профессии». При ознакомлении дете й с трудом взрослых использовали иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др. , рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», рассказы о профессиях( совместно с родителями) , беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии( школа, стройка, п арикмахерская) . Не оставили и без внимания родителей нашей группы, подготовили для них консультацию на тему  «Закрепление предст авлений детей о труде взрослых».    Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.                                                            Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.   Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая ка к маляры красят стены – старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых. В подтвер ждение того, мы представляем презентацию «Калейдоскоп профессий».   Заключение.   Основные результаты проекта: Подводя итог нашей работы, хотим сказать, что: Дети овл адели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно- бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.  В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном нашем участии.                                                          Список литературы. Агеева И. Д. 500 загадок- складок для детей. – М. : Сфера. – 2011. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика/ Т. М. Бабунова. - М. : Сфера, 2007. - 204 с. Буре Р. С. , Година Г. Н. Учите детей трудиться. - М. , 1983 Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика – Синтез, 2014. - 64с. Журнал «Дошкольное воспитание»/ Гл. ред. М. А. Васильева. - № 12, 1988. Журнал «Дошкольное воспитание»/ Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994. Журнал «Дошкольное воспитание»/ Гл. ред. М. А. Васильева. - № 13, 1997. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. а света, 1987. Кравцов Г. Личность формируется в семье/ / дошкольное воспитание. - 1991 Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 2002. - 271 с.   Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие/ В. П. Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир/ М. В. Крулехт. - СПб. : Детство- Пресс, 2003. - 160 с. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3- 7лет. - М. : Мозаика – Синтез, 2014. - 128с. 14. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М. , 1985. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3 – е изд. , испр. и доп. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. 368с. Урунтаева. Практикум по детской психологии – М. , 1995.    

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы