a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы: "Использование нетрадиционных методов и форм работы по развитию диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-03 23:57:45

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм работы по развитию диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста ». Выполнила: Алькина С. А. , воспитатель 1 категории 2019 год Одним из направлений логопедической работы является  развитие  речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее  развитие  воображения и гибкого, нестандартного мышления. А сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи. А что же такое  связная речь? Связной  считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему; обладает относительной самостоятельностью, законченностью и разделяется на более или менее значимые части,   связанные между собой. Виды  связной речи: Диалогическая- естественная форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями( вопрос, ответ, добавления, пояснения, высказывание двух или нескольких говорящих на одну тему,   связанную  с какой- либо ситуацией) . Монологическа я-   развернутый вид речи, возникший в недрах диалогической  речи  ( описание, повествование, рассуждение) . ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Наглядные 2. Словесные 3. Практические 4. Игровые Нетрадиционные методы и приемы  развития связной речи дошкольников. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в  развитии  речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию. - Ухудшение состояние здоровья детей- Существенное сужение объема  « живого »  общения родителей и детей. - Глобальное снижения уровня речевой культуры в обществе. Связная  речь является основной для современной деятельности ребенка, так как в ее основе лежат понимание детьми друг друга. Не случайно такие  методисты, как Н. И. Средневский, Н. М. Соколов, В. И. Чернышев и другие считали, что детей, прежде всего, следует учить умению выражать свои мысли в устной форме. Использование в коррекционной работе разнообразных  нетрадиционных методов  и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к  развитию собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. Чтобы научить детей  связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными  методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные  методы обучения  : • Пескотерапия • Наглядное моделирование/ мнемотехника; • Прием  « ИЗОсказка ». •  Развитие речи  детей с помощью мультфильмов • Использование кругов Эйлера для  развития связной речи дошкольников • ТРИЗ • Технология исследовательской деятельности, коллекционирование • Технология проблемного обучения • Синквейн – технология. Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных  методов и приемов, но не самостоятельной  развивающей  детскую речь единицей. Пескотерапия Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Придумывая песочные истории, в удобной для ребенка форме, мы органично передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем об окружающем его мире. Пескотерапия, как коррекционн о –   развивающее мероприятие  ( занятие) , используется с любой возрастной категорией. Игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и  развитие речи ребенка. Детям с ТНР, во время игр с песком, обучающийся материал становится более доступным. Обобщение, классификация  предметов дается легко, психологические процессы протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия. При работе с песком, при минимальном напряжении, создается эффект успеха. Развивается диалогическая речь, при этом активизируется речевой центр. Дошкольники, при нарушениях мелкой моторики, имеют возможность получать тактильные ощущения. Высокая двигательная активность мелкой моторики рук ведет к улучшению речевой активности. Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют. Успешность и уверенность в себе появляются у   дошкольника  при создании образов на песке, открывая новые грани своего внешнего и внутреннего мира. Примеры игры- Развитие связной речи детей,   обучение рассказыванию:   « Дорисуй и составь предложение»; - составление описательных рассказов  «Что спрятал песок? »,   «Мой клад»,   «Две игрушки»; - составления творческих рассказов  «Что случилось»,   «Продолжи рассказ»,   «Придумай историю». Использование песочной терапии позволяет  развивать  не только все стороны  речи. В песочной стране ребенок и   педагог  легко обменивается идеями. Что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит  метод  песочной терапии для детей, которые по какой- либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях. Развитие речи методом  наглядного моделирования/ мнемотехника. Моделирование- это процесс создания модели и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и  связях  между элементами этих объектов. Задачи моделирования: — знакомство с графическим способом представления информации; —  развитие  умения дешифровки/ анализа модели; — формирование навыка самостоятельного моделирования. Этапы работы по моделированию • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. • Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. • После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др. , то есть происходит отработка  метода запоминания. • Зарисовка моделей в таблицу детьми ( в старших группах) . • Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми. При обучении  связной речи  моделирование может быть использовано в работе над всеми видами  связного высказывания  : — пересказ; — заучивание стихотворения; — загадывание и отгадывание загадок — описательный рассказ; — творческий рассказ. Мнемотехника для  развития речи детей.   Метод  основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого-   «искусство запоминания» Мнемотехника- это система  методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемотехника в детском саду, как результативный  метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем  педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки- э то несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2- 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют  педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на  развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Последовательность работы с мнемотаблицами. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы( образы, т. е. происходит отработка  метода запоминания. Для детей старшего  дошкольного  возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Логосказки Для  развития связной речи  ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Волшебные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Волшебная сказка имеет огромные возможности для  развития детей. Оно расширяет кругозор детей,   развивает  их познавательную активность. В процессе работы со сказкой сначала происходит процесс накопления знаний, закрепляются лексико- грамматические категории, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе работы со сказкой  развиваются, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, умение последовательно передавать происходящие события. Лучше подходить к работе со сказкой не традиционно. Т. к.   развитие  всех психических процессов у ребенка происходит  взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. , мы оказываем целенаправленное влияние на  развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую- то ситуацию. Рассказывание известной сказки от 3 – го лица или от 1 – го лица. Дети не только рассказывают придуманную сказку, но и должны описать свои чувства, которые возникают в той или иной сказочной ситуации. Можно рассказывать сказку под спокойную мелодию. Круговое рассказывание сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.   Можно создать альбом:   « Синквейн »   по теме:   «Сказочные герои », где дети дают ёмкие характеристики героям и делают выводы по поступкам героев. Придумывание продолжения к знакомой сказке. Последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Можно придумать концовку к таким сказкам, как  «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом.   «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый. Придумывание новой сказки или истории. Педагог   вместе с детьми может придумать сказку:   «Где же находится Дед Мороз летом? ». Наиболее интересные и оригинальные сочинения можно записать, что будет стимулировать творческую активность детей. Развитие речи  детей с помощью мультфильмов Смотреть мультфильмы малыши готовы бесконечно. И из этого  педагоги  могут извлечь пользу не только для воспитания детей, но и для  развития мышления, воображения и  речи. Игры и упражнения, способствующие  развитию  речевого творчества детей с использованием мультфильмов “Режиссер”- изменение деталей, эпизодов мультфильмов. “Мультфильм- калька”- используя схему- сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю. “Плёнка закончилась”- детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть его продолжение. “Создание мультфильма”- в программе “Мульти- Пульти ” или другими способами. “Потерянные серии”- сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма. “Описательные загадки о мультфильмах”- не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм. “Перепутанные серии”- восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием. “Склеенные мультфильмы”- на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю. “Реклама мультфильма”- придумывание рекламного текста, выступление. “Оживление мультфильма” - этапы работы: Озвучивание. Репетиция. Проигрывание. Использование кругов Эйлера для  развития связной речи дошкольников Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по  развитию речи. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаю схематично, с помощью пиктограмм. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания,   развивается речь, память и мышление. Различие  предметов  указаны схематично в кругах, сходства, одинаковые признаки  предметов, указаны в пересечении колец. Определение предмета, подходящего под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое- либо качество. Ребенку необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение. В   развитии  навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения  связной описательной речи  моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.   Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию; • величина; • цвет; • форма; • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект ( для неживых  предметов) ; • как он используется( какую пользу приносит? • за что нравится( не нравится? Для  развития связной речи, овладение приемом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения лучше использовать заранее нарисованные схемы, круги Эйлера. Различие  предметов  указаны схематично в кругах, сходства, одинаковые признаки  предметов, указаны в пересечении колец. Пример составления сравнительного описательного рассказа с использованием кругов Эйлера. Сравнительное описание кошки и собаки. Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы. У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка коричневого цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей. Сравнительное описание апельсина и лимона. Апельсин и лимон это фрукты. Они растут на деревьях. Перед тем как их съесть их нужно хорошо помыть водой. Они очень полезны для человека. В них много витаминов. У этих фруктов много общего, но также есть и отличия. Апельсин по цвету- оранжевый, а лимон – жёлтый. Апельсин круглый, а лимон овальный. Апельсин сладкий, а лимон – кислый. Апельсин можно вымыть и съесть, можно из апельсинов выжать апельсиновый сок. С лимоном можно пить чай. Технология ТРИЗ ( ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ) . ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей,   развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. ТРИЗ – можно использовать в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.   Например:   во время прогулок использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д.   Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т. д. Игра  «По кругу» Цель: составить словосочетания Оборудование: картинки по лексическим темам Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках  педагога  стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например:   «шубу», и придумывает какое- нибудь словосочетание,   предположим:   «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку.   «Шуба теплая»,   «Шуба новая», и пр. , - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку  «шуба »  у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок. Игра  «Предложения по цепочке» Цель: составить предложения. Оборудование: картинки по лексическим темам Ход игры:   педагог  поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Педагог  выкладывает на середину стола любую картинку, например  «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово  «кошка »  и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке( допустим слово  «шубка») :   «У кошки пушистая шубка». Наложив  «шубку»  на  «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово  «шубка»  с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок. Технология исследовательской деятельности, коллекционирование. Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку   связан  с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в  связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий  речи  : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических  конструкций, использование предлогов. На занятиях- опытах  развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической  речи, умение выстраивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения.   Развивается  и диалогическая речь( совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями) . Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации. Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально- поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием  предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции  предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается  «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Технология проблемного обучения Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством  педагога  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и  развитие  мыслительных способностей.   Методика   создания проблемных ситуаций: - педагог подводит детей к противоречию  и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает  противоречия   практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ; - определяет проблемные теоретические и практические задания (   например: исследовательские) ; - ставит проблемный вопрос, задачу, ситуацию. Проблемный вопрос:   «Когда опадают листья? » – это просто вопрос. «Почему осенью опадают листья? »  является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений. Какие птицы наших краёв улетают на юг последними?  ( просто вопрос) Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними?  ( проблемный вопрос) . Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Ситуации- проблемы ( в играх)  основным звеном является  противоречие. Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле. Что произойдет?  ( младшая группа) Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого. Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода? Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца? Что случится, если не будет растений? Как папа узнал, что ночью был дождь? Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему? Почему заяц и белка линяют? Введение в образовательный процесс технологии проблемного обучения в процессе  развития речи старших дошкольников  повышает активность детей, способствует   развитию  у них познавательных интересов. Синквейн – технология Синквейн происходит от французского слова —  «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Применение данной творческой работы позволяет  развивать у детей  : – Мыслительные способности( умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать) . – Речевые способности( развитие связной речи  — как составление рассказа из опыта,   развитие словаря) . – Проявление индивидуальности ( дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания) . Правила составления синквейна: Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова( обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь) . Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций,   связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Примеры синквейна: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье! Ель Душистая, чудесная. Растет, веселит, радует. Я люблю зимнюю ель. Зима, новый год, детство. Таким образом, систематическая работа по формированию  связной речи  у детей с использованием  нетрадиционных методов и форм, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты.

Оставить комментарий: