a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для родителей

Автор: Корчагина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2023-10-05 18:46:41

МБДОУ № 23 « Солнышко » Консультация для родителей" Музыкальные способности детей от рождения до 7 лет" М узыкальный руководитель Корчагина О. А. Психологическая наука определяет способности как индивидуально- психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности. Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию. Развитие способностей- это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта накопленного рядом поколений. Однако способности- это не врожденные свойства. Врожденными могут быть лишь анатомо- физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения. На основании данных биологии и физиологии- Б. М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет трехлетний. Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на десятый- двенадцатый день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4- 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Он начинает подпевать взрослому, хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. Третий и четвертый года жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свой ств пр едметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребенка появляется желание заниматься музыкой. Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально- слуховая интонация. Шестой и седьмой года жизни. Это период подготовки к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему миру. У детей 6- 7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски исполняются самостоятельно, выразительно и в какой- то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке – воспитательный процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 « Солшышко » Консультация для родителей « Самодельные музыкальные инструменты в музыкальном развитии детей. » Музыкальный руководитель: Корчагина Ольга Анатольевна Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных  качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования». Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детсаду и в школе. Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами( руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) которыми обладает каждый человек. Затем можно добавить все, что окружает ребенка, и что может стучать, шуршать, греметь и т. д. Шумовые инструменты  – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон- блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками  в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.   Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами( звучащими предметами) . Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой- нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно: Бумага( целлофан, пергамент, газета, гофре и пр. ) ; Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки; Коробочки из разных материалов( картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки) ; Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань; Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки; Кусочки пластика, небольшие металлические предметы( ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр. ) ; Металлические банки разных размеров; Стеклянные бутылки и фужеры; Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски. И многое другое, из чего можно извлечь звуки. Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах( чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка) - является определяющим для успешного  дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми  разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии. Для многих детей игра на самодельных и детских  музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения  передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности. А какое удовольствие получит ребенок, если под веселую музыку начнет играть весь « семейный оркестр», кто на чем. Можно включить музыку несколько раз и распределить порядок исполнения между участниками, а затем исполнить произведение для гостей. Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку: Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов. Развивать  музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство. Способствовать  практическому  усвоение музыкальных знаний. Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия. Воспитывать потребность к  музицированию. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог- ребенок». Способствовать воспитанию лидерских  качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля

Консультация для родителей «Поиграем со звуками» Для старшей группы Музыкальный руководитель Корчагина Ольга Анатольевна Поиграем со звуками Малыш- дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. А багаж этих представлений, накопленный в первые годы жизни уже достаточно велик. Наш малыш научился различать предметы по их форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие( иначе говоря, он различает звуки по силе) , может распознать мужской голос, женский, детский( а это значит, что он различает звуки по тембру- окраске) . Вступив в возрасте около трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если мы приглядимся к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружим, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает случая выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки( гудит, пищит, стучит) . Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны( есть в ассортименте наших" музыкальных" игрушек и беззвучные) . Он постарается понять, каков язык звуков. Игры со звуками. Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное дополнение к" звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, о некоторых из них мы сейчас расскажем. Прежде всего- ударные игрушки. Это барабаны, бубны, погремушки, колокольчики, металлофон. По барабану действительно ударяют( рукой или палочкой) , ударяются и по металлофону молоточками, а вот колокольчик бубен и погремушку можно просто встряхивать. Духовые инструменты представлены разнообразными дудками. Звук возникает, когда вдуваешь воздух в трубку. Но есть такие дудки, которые дудят, наоборот, когда воздух втягиваешь из дудки в себя. Если дудка к тому же снабжена клапанами, то надо, вдувая воздух в трубку, еще и клапан открывать. Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Путь дети сами наполняют такие коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Путь ребенок скажет, какая коробочка звучит звонко, а какая глухо. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку( например: звонкий, светлый, мягкий, глухой, темный: ) . Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась. По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлеки тихие, мягкие или резкие громкие, звонкие( но, быть может, ребенку понравился просто внешний вид игрушки? ) А теперь попробуем поиграть в игру" лесное эхо" . В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо( наверное, вы слышали вместе, когда гуляли в лесу? ) , как оно тихо отвечает на наши громкие крики. Можете сказать, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть: громко( форте) или тихо( пиано) , что от этих слов происходит название музыкального инструмента, хорошо всем знакомого. Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает, тихо. Ведь это эхо отвечает. Затем можно обменяться ролями и игрушками. В следующих играх уже без игрушек и инструментов, а собственными ладошками, мы проверим, насколько внимательны дети к конкретным заданиям, оценим их память и координацию движений. Эти игры со" звучащими жестами" ( то есть движениями рук, кисти, пальцев) вам уже знакомы. Хочется добавить, что естественные, ловкие, точные движения, которые дети будут развивать в играх, очень нужны тем, кто будет учиться играть на каком- либо музыкальном инструменте. Итак начнем игру" Зеркало" . Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3- 4- раза. Ребенок должен точно повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете ладонями 4- 6 раз громко, а потом оставьте несколько пальцев- получится ни так громко. На следующий раз, хлопнув три- четыре раза ладонями, похлопайте три раза двумя руками одновременно по своим коленям, закончите хлопками" неполными ладонями" . Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задание. Если ваш ребенок не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям. Вам придется намеренно ошибаться, чтобы дать ребенку возможность поправить вас: внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями другого. Сделаем еще один шаг вперед. Предложите малышу помочь вам спеть. Итак, кто- то из взрослых напевает мелодию, а ребенок в это время равномерно хлопает в ладошки или стучит кулачками, но, не заглушая мелодию, тихо. Понравилось? Споем еще раз! Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой- равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить. Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.

Консультация для родителей «Поиграем со звуками» Группы раннего развития и младшая Музыкальный руководитель Корчагина Ольга Анатольевна Поиграем со звуками Вступив в возрасте двух- трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если мы приглядимся к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружим, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает случая выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки( гудит, пищит, стучит) . Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны( есть в ассортименте наших" музыкальных" игрушек и беззвучные) . Он постарается понять, каков язык звуков. Игры со звуками. Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное дополнение к" звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, их можно приобрести в магазине, у многих такие игрушки уже имеются дома – это дудочки, свистульки, погремушки, барабаны и т. д. Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Путь дети сами наполняют такие коробочки мелкими камешками, горохом. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку( например: звонкий, светлый, мягкий, глухой, темный: ) . Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась. По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлеки тихие, мягкие или резкие громкие, звонкие( но, быть может, ребенку понравился просто внешний вид игрушки? ) А теперь попробуем поиграть в игру" лесное эхо" . В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо( наверное, вы слышали вместе, когда гуляли в лесу? ) , как оно тихо отвечает на наши громкие крики. Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает, тихо. Ведь это эхо отвечает. Затем можно обменяться ролями и игрушками. В следующих играх уже без игрушек и инструментов, а собственными ладошками, мы проверим, насколько внимательны дети к конкретным заданиям, оценим их память и координацию движений. Эти игры со" звучащими жестами" ( то есть движениями рук, кисти, пальцев) вам уже знакомы. Хочется добавить, что естественные, ловкие, точные движения, которые дети будут развивать в играх, очень нужны тем, кто будет учиться играть на каком- либо музыкальном инструменте. Итак начнем игру" Зеркало" . Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3- 4- раза. Ребенок должен точно повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете ладонями 4- 6 раз громко, а потом оставьте несколько пальцев- получится ни так громко. На следующий раз, хлопнув три- четыре раза ладонями, похлопайте три раза двумя руками одновременно по своим коленям, закончите хлопками" неполными ладонями" . Сделаем еще один шаг вперед. Предложите малышу помочь вам спеть. Итак, кто- то из взрослых напевает мелодию, а ребенок в это время равномерно хлопает в ладошки или стучит кулачками, но, не заглушая мелодию, тихо. Понравилось? Споем еще раз! Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой- равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить. Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.

Консультация для родителей: Как легко учить стихи с ребенком Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ №23 «Солнышко» Корчагина Ольга Анатольевна Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией.   Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно( задали в сад ике, дома к празднику и так далее) , а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка( усыпить его бдительность) . «Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса. Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово( фразу) . Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение. Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза( большее количество раз будет уже лишним) , а затем начинайте бесконечно бубнить по одной- две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну- две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого. Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение. Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Несколько рекомендаций 1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять. 2. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. 3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках. 4. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля- раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка- картошка, «иди на горшок — получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком. 5. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок. Такой приём называется «Мнемотехника». Вот несколько образцов МНЕМОТАБЛИЦЫ Стихотворение « Осень » Опустел скворечник, улетели птицы, листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня всё летят, летят. Видно, тоже в Африку улететь хотят. « Огород » В огороде много гряд. Тут и репа, и салат, тут и свекла, и горох, а картофель разве плох? Наш зеленый огород нас прокормит круглый год.

«Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников в контексте ФГОС ДО » Консультацию по теме п одготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/ с №23 Корчагина Ольга Анатольевна. «Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А. И. Буренина. Введение В наше социально- ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Своё занятие я выстроила по следующим направлениям: Речевой канон. Речевое интонирование играет важную роль в развитии ритмического слуха ребенка. Построить канон можно только тогда, когда дети почувствовали ритм текста, а также выдерживают темп речи. Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы — вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях. Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Музыкально – ритмическое приветствие. Музыкально – ритмическое приветствие «Здравствуй» построено на мелодии ирландского народного танца. Идея синкретического развития, опирающегося на народные лады, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак- Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для Шульверка ключевой. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры( драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения. Свободная импровизация и создания музыкального образа при помощи движений. Здесь используются свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы пере дать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа. Мы будем передавать образ Бабы Яги по произведению М. П. Мусоргского.   Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу- от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству. Игра «Ищи» на музыку Т. Ломовой. Эта игра формирует умение выразительно и качественно выполнять ритмические движения под музыку, развивает музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально – слуховые представления, музыкальную память и мышление. Африканский танец. Дети делятся на две группы, одни вместе с педагогом играют на музыкальных инструментах, другие исполняют танец. На занятиях участники групп могут меняться местами. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры( гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений) , из области сюжетной драматизации( изображение птиц, зверей, человек и его деятельность) , из области танца( элементы народных плясок, бальных танцев) , а также движения детской пляски. Теоретическая база  Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, элементы системы музыкального воспитания Карла Орфа « Шульверк » Эффективность педагогического опыта Музыкально- ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. И менно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети,  используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.  Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. Результативность опыта Организованная работа по развитию танцевально- ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т ворческие способности детей. Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках,  в театрализованной деятельности, на родительских собраниях и городских мероприятиях.

Оставить комментарий: