a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по математике: "Хотим все знать и измерять!"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-05 19:50:58

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 г. Кузнецка- 108013549530 Проект по математике « ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ И ИЗМЕРЯТЬ » Номинация: дошкольный возраст Тип проекта: познавательн о- исследовательский Продолжительность проекта: сентябрь- май Подготовила: Воспитатель: Алькина С. А. 2021 го д Пояснительная записка Актуальность проекта. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста. Сегодня «математика- это больше, чем наука, это- язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний. Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическ ая, геометрическая и величинная. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка- дошкольника многосторонне. Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно- действенного, наглядно- образного и логического мышления.  Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.  Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи. Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника. Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом( вода, песок, фасоль, горох, крупа) , через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом. За время пребывания в детском саду наш выпускник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественно- изобразительной. И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация. Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей. В нашем проекте «Хотим все знать и измерять» мы предполагаем, что формирование и развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по т еме «Величина» на основе интеграции основных направлен ий( познавательного, речевого, физического, художественн о- эстетического, социально- коммуникативного) , использования ИКТ будет эффективным. Проблема: Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. В ходе констатирующих экспериментов( см. Приложение 2) выявилось: - дети очень часто характеризуют предметы по какой- либо одной протяженности, в основном по длине; - м ного ошибок делают дети при показе ширины. Характер допускаемых ими ошибок говорит о недостаточно четкой дифференциации других измерений, так как дети показывают вместо ширины и длину, и всю верхнюю грань предмета( коробки, стола) ; - дети часто не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения. Так, под метром они подразумевают деревянный метр, с помощью которого производится отмеривание тканей в магазине, не воспринимая метр как единицу измерения. Точно так же под словом «сантиметр» имеют в виду сантиметровую ленту, которая в быту так и называется; - в процессе повседневной жизни дети не овладевают общепринятыми способами измерения, они лишь с большей или меньшей степенью успешности пытаются копировать внешние действия взрослых, зачастую не вникая в их значение и содержание. Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер. Применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы. Контингент участников проекта:   дети группы компенсирующей направленности с 6 до 7 лет, педагоги, родители. Цель проекта:   Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием. С пособствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации. Задачи проекта: Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Познакомить детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень( формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества) Знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины. Познакомить детей с весами( сравнение веса предметов путем взвешивания) . Научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки( бумаги в клетку) Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема. Развивать представление о том, что результат измерения( длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи. Учить  самостоятельно, находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента. Учить детей анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности. Развивать у них интерес к измерител ьной деятельности, к математике. Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно- образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств. Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни. Воспитывать познавательный интерес к исследовательской деятельности по математическому развитию Предполагаемый результат В ходе проекта через исследовательскую, практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятым способом измерения длины, ширины, высоты, объема, познакомятся с единицей измерения жидкости, с условными мерками, с самим термином «измерить», «взвесить» однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка. Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность. Полученные результаты: После изучения результатов контрольного эксперимента было выявлено следующее- дети: - научились измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки( бумаги в клетку) - дети, точнее стали дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи; - сформировалось знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов( они предлагают, при измерении объема выбрать подходящую мерку или взять мерный стаканчик) . - у своили основное правило измерения( соблюдение полноты мерки) - познакомились с весами- стали понимать, что результат измерени я( длины, веса, объема) зависит от величины условной мерки. Коллективные работы, сочетание измерения со счетом помогло вовлечь малоактивных детей в работу. Отражение способа и результата действий в речи способствовало совершенствованию умения давать полные, обдуманные ответы. Добиться хорошего усвоения материала нам помогла организация ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений. Дети с удовольствием играют в «Магазин», измеряя количество молока( 2- 3- 5 литров) ; чая в чайнике( условной меркой, хватит ли на всех гостей) . Научились правильно поливать цветы, готовить соленое тесто. В течении всего проекта создавались проблемные ситуации, мы поставили детей в условия, когда они сами придут к выводу о необходимости измерения: как определить хватит ли в чайнике чаю для всех, как помочь определить где «живая», а где «мертвая» вода для Ивана царевича; в джунглях засуха пересохли все реки. Обитатели мучаются от жажды. О сталось одно ведро воды на всех, как разделить ведро воды поровну, чтобы всем досталось, и обидно не было и пр. Дети убедились в том, что измерения необходимы и на опытах провед енных в домашних условиях: Дима готовил блины; Катя измеряла воду, чтобы напоить братишку, Настя измеряла объем кастрюль, нашла в магазине товары с объемом в 1 литр. Тем самым знания полученные на занятиях, были включены в каждодневную практическую деятельность. В результате применения этого в комплексе, выработались навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни. И мы с уверенностью можем сказать, что эти знания легко не забудутся т. к. нашли практическое применение. Эта пы реализации проекта: I этап. Организационный. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей; С оздание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта; П одбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно –образовательного процесса математической направленности. II этап. Основной. Составление проекта поэтапного плана работы; Определение задач воспитательн о- образовательной работы; Планирование деятельности; Разработка конспектов ООД, бесед, разработка презентации «Как измеряли в древности», подбор дидактических игр, подбор практического материала для исследовательской деятельности. III этап. Заключительный ООД( Математический досуг « В гостях у королевы Величины ») Создание презентации по теме проекта «Хотим все знать и измерять» Вывод по итогам работы над проектом.           Планирование и организация деятельности I этап – Организационный № п/ п Вид деятельности Цель Ответственные Сроки 1. Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» См. П риложение 1. Провести опрос родителей для получения обратной связи с родителями, оказание   помощи в вопросах подготовки детей к школе по математике. воспитатель сентябрь Консультации для родителей «Учим детей логически мыслить» «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики» См. Приложение 1. Изучение уровня родительской компетентности по развитию у ребенка математических способностей воспитатель октябрь Родительское собрание на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность» – как средство познания мира математики». См. П риложение 1. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей. Показать достижения детей в области математики воспитатель родители октябрь 2. Подбор, систематизация, имеющейся, литературы по математическому развитию детей. Подбор материала для выявления знаний по теме( тес т- материалы) . См. Приложение 2. Изучение литературы, выявление трудностей у детей. воспитатель октябрь Разработка планирования по теме проекта «Хотим все знать и измерять» Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения. Создать развивающую среду: пополнение математического уголка различными измерительными приборами: весами напольными, безменом, ростометром. подобрать материалы: атрибуты для исследовательск о- познавательной деятельности: кружки- 1л, 0, 5л, 01л. ; тазы разного объема, мерные стаканчики. дидактические игры « Веселые матрешки», «Длинное- короткое», «Широкое узкое», «Посади дерево», «Сварим кашу кукле»( см. П рил ожение 3) , презентации ««Как измеряли в древности», «В гостях у королевы Величины», иллюстрированный материал, художественную литерату ру произведения Г. Остера, Г. Юдина «Полезная заниматика », Подобрать материал по продуктивной деятельности: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема. Воспитатель Воспитатель родители родители воспитатель октябрь II этап- основной Вид деятельности Цель Ответственные Сроки 1. Рассказ воспитателя «Как измеряли в древности»( коммуникация, познание) см. Приложение 4. Показ презентации «Как измеряли в древности»- знакомство детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень; - закрепить понятия используемые в древности и сейчас) воспитатели октябрь Беседа «Инструменты измерения»( коммуникация, познание) см. Приложение 4. знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины; воспитатели ноябрь Исследовательская деятельность: ( познание, коммуникация, труд, здоровье) «Измерение стола различными мерками »( бумажные полоски) «Измерение роста детей»( ростометр) Создание картотеки « Самый высокий в группе», - знакомство детей с линейкой как инструментом для измерения длин отрезков; измерение при помощи ростометра, сантиметра, на глаз. Научить детей правильно пользоваться измерительными приборами Расширять знания детей о понятиях «длинный- короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», закреплять умен ие сравнивать предметы по длине. воспитатели В течени и всего проекта Чтеие художественной литературы: Чтение глав из книг Г. Остера «38 попугаев»; Просмотр мультфильма «38 попугаев» Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика », «Длинны й- короткий», «Низкий – высокий» Познакомить с произведениями Г. Остера, учить соотносить просмотренный мультфильм с текстом произведения, а также с иллюбстрациями в книге к данному произведению При помощи художественных произведений закреплять математические понятия воспитатели В течени и всего проекта Сюжетно – ролевая игры: «Ателье» «Магазин», «Ветеринарная аптека»( Поможем доктору Айболиту) ( социализация, коммуникация, познание) Закреплять полученные знания в игровой деятельности Выработать навыки измерительной деятельности. Закрепить умение устанавливать взаимно- однозначные соответствия Воспитатели В течени и всего проекта Самостоятельная деятельность: Рисование « Двери для зверят » Рисование на тему «Моя семья»- ( самый высокий, самый низкий) Рисование «Банки с компотом» Лепка «Емкости»( кастрюля, чашка, графин, банка) . Конструирование «Строим высокие и низкие мосты» Закреплять полученные знания в изобразительной деятельности воспитатели В течени и всего проекта Физическое развитие Подвижная игра «Разноцветные ленты» Игровое упражнение «Прыжки на короткой и длинной скакалке» Игровое упражнение «Кто выше» Игровое упражнение «Кто дальше прыгнет» Закреплять полученные знания в двигательной деятельности воспитатели В течени и всего проекта Трудовая деятельность « Цветочный патруль»- Уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, растениями крупными в больших горшках и за небольшими растениями( полив и корневая подкормка) «Дежурство»  - набираем воду для рисования в непроливайки с использованием обговоренной мерки; «Здоровей- ка»- с использованием условной мерки( стаканчика и ложки) готовим соленой и содовый раствор для полоскания горла и полости рта; Закреплять полученные знания в трудовой деятельности воспитатели В течени и всего проекта Конспект ООД по ФЭМП Тема «Измерение длины при помощи условной мерки»: ( исследовательская деятельность) Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки. Материалы:  лента( 1 м) , мерка – полоска( 10см) , кубики. Ход: На доске горизонтально прикреплена лента. В. : Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины( показываю мерку) . Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать? Выслушиваю ответы. Затем предлагаю показать, как надо измерять, помогаю ребенку и объясняю правила измерения. Порядок измерения длины: начать измерять от самого края; отметить конец мерки; после того как мерка улож ится полностью, положить кубик( чтобы не запутаться) ; перенести мерку и продолжить измерение. - Сколько бантиков получиться? Как узнать? ( Пересчитать палочки. )  Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения( начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр. ) ведет к ошибочному результату. Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ, вначале мы устанавливали, что будем измерять( например, горох) , что необходимо для измерения( выбрать подходящую мерку) , как надо заполнить мерку, до каких пор надо продолжать измерение. воспитатели ноябрь ООД по ФЭМП Тема: «Знакомство с весами» Цель: Познакомить детей с устройством и принципом работы весов. Показать зависимость между величиной, меркой, числом. Оборудование: различные виды весов, презентация, вата, камень- 50 грамм Ход: Предлагаю просмотр презентации о весах, их возникновении и разновидностях. Беседа по теме. Практическая часть. Предложила детям камень и вату( 50 г) . Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему? » получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня. На вопрос «Почему так получилось? » лишь двое детей дали ответ: «Потому что ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты Просмотр мультфильма « Фиксики » воспитатели декабрь январь Конспект ООД по ФЭМП Тема « Измерение с сыпучих веществ помощью условной мерки »( измерение объемов сыпучих веществ- гороха) Цель: Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки( стакан, ложка, блюдечко) . Материал: мисочка с крупой( например, горох) , набор мерок, кукла. Ход: Воспитатель выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу. - Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна. Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко( типа розетки) . - Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее( в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце) . Игровое упражнение «Сварим кукле Кате кашу» февраль Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Измерение жидкости» Цель: Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема; Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки. Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема. Игровое упражнение «Поможем доктору Айболиту». Ход:  Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию: доктор Айболит, с обравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом- лекарство для компрессов. Его пить нельзя. Кувшины перепутали. и доктор Айболит не знает где у него какая жидкость. Он помнит, что лекарства для компрессов было больше, чем микстуры. - Помогите доктору Айболиту. Дети высказывают своё мнение. Воспитатель показывает опытным путём непригодные способы( на глаз сравнить нельзя, п очему) . В месте с воспитателем дети решают: надо измерять жидкость условной меркой и сравнить. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится таз, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют жидкость из 1- го кувшина( желтая, а затем из 2- го( красного) . Сравнивают их. На кувшины клеятся наклейки. Самостоятельная опытническая деятельность: « Угадай сколько литров вмещается в посуду»( вначале объем измеряется на глаз, а затем- измерением) ; март апрель III этап- заключительный 1 2. 3. ООД( Математический досуг «В гостях у королевы Величины») ( см. Приложение 5) Создание презентации по теме проекта «Хотим все знать и измерять» Вывод по итогам работы над проектом. Обогащение личного опыта детей( приложение) Обобщить работу над проектом( см. П риложение 6) Представить творческий отчёт о проделанной работе в форме электронной презентации( см. Приложение 6) Воспитатели Воспитатели Воспитатели апрель май Вывод: В ходе проекта через исследовательскую, практическую и игровую деятельность дети овладели общепринятым способом измерения длины, ширины, высоты, объема; п ознакомились с единицей измерения жидкости- литр, с условными мерками; обучение детей измерению объема помогло устранить недостатки в формировании представлений о числе. с измерительным приборо м- весами; термином «измерить», «взвесить» однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка. Обогатилось содержание детских игр( сюжетн о- ролевая игра «Ателье», где дети в роли модельеров самостоятельно снимали мерки, отмеряли нужное количество ткани для платья) ; в сюжетно – ролевой игре «Магазин», дети с удовольствием отмеряли крупы при помощи условной мерки( совочка, стакана) , приобретенные знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность. Список использованных источников. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айриспресс, 2008. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006 Клещёва И. В. Основные требования к организации учебно- исследовательской деятельности учащихся при изучении математики( The Emissia. Offline Letters) – СПб. , 2010. Михайлова З. Н. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин – СПб. : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. Непомнящая Р. Л. Значение обучения детей дошкольного возраста измерениям – М. : Просвещение, 1988. 7. Помораева И. А, . Позина В. А, М. «Занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников подготовительная группа»: Мозаика- синтез, 2010. Г. 8. Интернет ресурсы: maam. ru nsportal. r u

Оставить комментарий: