a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Соблюдаем этикет-хорошо пройдет обед!"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-05 20:48:38

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 города Кузнецка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: « Соблюдаем этикет – хорошо пройдет обед! ». ( Правила столового этикета) . Составила воспитатель: Алькина С ветлана А лексеевна Возраст: дети старшего дошкольного возраста Форма взаимодействия: групповая Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета. Задачи: Познавательное развитие: - познакомить детей с историей возникновения посуды на Руси; - развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; Художественно – эстетическое развитие: - воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде; - формировать умения правильно сервировать стол. Речевое развитие: - обогащать словарный запас детей по теме «Столовая посуда»; - развивать умение детей четко формулировать мысль, стремиться строить предложения грамматически правильно( при ответе на вопросы и формулировке правил) Социально – коммуникативное развитие: - формировать навыки культурного поведения за столом во время приема пищи; - воспитывать дружеское взаимоотношение. Материалы и оборудование: Мультимедийная установка; Презентация « Правила поведения за столом и посуда на Руси », «Викторина Веселый этикет»; Картинка «Чайный сервиз», схема «Сервируем стол»; Скатерть, набор посуды( хлебница, салфетница с салфетками, глубокая и мелкая тарелки, салатница, вилка, ложка, нож, стакан( чашка) ; Медальки «Знаток этикета»; б рошюра «О правилах поведения за столом» Предварительная работа: Чтение художественной литературы( сказка С. Козлова «Как ёжик и медвежонок пили чай») , разучивание стихотворений, чтение рассказов из книги « Этикет для малышей. Как вести себя за столом», «Этикет для детей различных лет». Просмотр мультфильма «Веселый этикет Тима и Тома». Рассматривание схем «Сервировка стола», предметных картинок «Посуда» Сюжетно- ролевые игры «Чаепитие», « У Маши день рождения» и др. Разучивание физкультурной минутки «Посуда». Индивидуальная работа ребенка по подготовке сообщения о чайном сервизе. Методы и приемы: - Наглядный( рассматривание картинок, презентация) . - Словесный( художественное слово, рассказ и вопросы воспитателя) . - Практический( д/ и « Эта посуда какая? », физ культурная минутка «Посуда», практическое упражнение «Сервировка стола») ; Ход: Воспитатель достает из коробки красивую посуду. Дети заинтересовываются этим действием, подходят к воспитателю и задают вопросы: Что он делает? Зачем? В- ль: Р ебята, сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Но прежде вспомним, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать, нам нужна посуда. Именно с разговора о посуде мы и начнем: Попробуйте ответить на мои вопросы: 1. Самая распространенная посуда, необходимая нам для еды – это …? ( Ответы детей: Тарелка) . 2. Из какой тарелки едят суп? ( Ответы детей: Из глубокой) . 3. Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда? ( Ответы детей: Столовой ложкой) . 4. Из какой тарелки едят второе? ( Ответы детей: Из мелкой, на нее кладут мясо, котлеты, рыбу и гарнир) . 5. С помощью каких столовых приборов едят второе блюдо? ( Ответы детей: С помощью вилки и ножа) . 6. Из какой тарелки едят салаты? ( Ответы детей: Из небольшой тарелки – салатницы) . 7. А какая бывает посуда для напитков? ( Ответы детей: Чашки для чая, стаканы для фруктовых соков и компотов) . 8. А что такое хлебница? ( Ответы детей: Так называется тарелка для хлеба) . В – ль: Все верно. Вы ответили на все вопросы. А сейчас подумайте и скажите, как Вы понимаете слово «Сервиз»…( ответы детей) . Замечательно! И я хочу предложить Вам рассмотреть повнимательнее чайный сервиз, изображенный на экране. Присаживайтесь где Вам удобнее. Давайте обсудим из чего состоит данный сервиз и правильно назовем все предметы. ( р ечевая игра: масленка необходима для масла, сахар лежит в сахарнице, молоко налито в молочник, чай заварен в чайнике …) Собираться всей семьей и пить чай с таким нарядным чайным сервизом – это всегда приятно! В – ль: А сейчас мы поиграем и превратимся сами в посуду, я предлагаю изобразить посуду с помощью жестов и мимики, а я Вам в этом помогу. Физкультурная минутка «Посуда»( выполняется вместе с воспитателем в соответствии с текстом) Вот большой стеклянный чайник, ( Надули животик, одну руку поставили на пояс) Очень важный, как начальник( Другую руку изогнули – «носик») Вот фарфоровые чашки( Присели, одну руку поставили на пояс) Очень крупные, бедняжки, Вот фарфоровые блюдца: ( Кружатся, рисуя руками в воздухе круг) Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, ( Потянулись, сомкнули руки над головой) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос( Легли, вытянулись) Он посуду нам принёс. ( в ытягивают руки, изображая поднос) В- ль: Спасибо за такую разминку! А у меня для Вас следующий вопрос: Как вы понимаете, посуда бывает самая разная и из разных материалов. ( д ети и воспитатель встают в круг, проводится словесная игра с мячом) Д/ игра «Эта посуда какая? » В- ль: Ответьте мне на вопрос: « П осуда какая? ». Например: если посуда из стекла, то она стеклянная; Из глины – глиняная; Из дерева – деревянная; Из металла – металлическая; Из фарфора – фарфоровая; Из хрусталя – хрустальная. ( Воспитатель бросает мяч тому, кто должен ответить) В- ль: Кроме того, посуда бывает повседневная и праздничная. Повседневная посуда обычно проще, на тарелках, чашках, блюдцах меньше украшений, рисунков. Праздничные сервизы богато украшены позолотой, на них красивые рисунки в виде птиц, цветов, растений. Они часто переливаются перламутром. ( Воспитатель предлагает вернуться на мягкие модули и посмотреть презентацию) Презентация « Правила поведения за столом и посуда на Руси » Наши предки с глубоким почтением относились не только к самой пище, но и к тому, что было с ней связано. И такой наш обычный за столом предмет, как ложка появился очень давно. Н осили ложки и ножи в особых футлярах или за голенищем сапога. В хозяйстве очень дорожили горшками для приготовления пищи, их даже «пеленали ». Правила поведения за столом были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на стол, громко говорить или смеяться. Перед тем как сесть за стол каждый должен был перекреститься, читались соответствующие молитвы. Хозяин дома сидел в «красном углу» и следил, чтобы «каждый ел, не обгоняя друг друга». Сначала всей семьей ели из одного горшка, потом появились миски. Делали их из глины, дерева, позднее из металла. Еще позднее появились « тарелы ». Сначала « тарелу » замещали большие ломти хлеба. Настоящие тарелки появились гораздо позднее, а вилками и вовсе пользовались только в богатых семьях. Что же касается правил поведения за столом как книги или сборника правил, то он появился почти тысячу лет назад. Любопытно, что само слово «этикет» пришло к нам из Франции, от слова « этикетки ». На них были написаны правила поведения гостя, приглашенного на бал. С тех пор этикет стали воспринимать как определенный ритуал. В- ль: Вот такие правила были в старину. А как сейчас накрывают на стол и какие правила нужно соблюдать попробуем разобраться вместе. . Сервировать – значит накрывать, готовить к приему пищи. В обычные дни столы мы накрываем и дома, и в детском саду. При этом соблюдаем определенные правила. Стол должен выглядеть аккуратным и красивым. Это повышает аппетит. Практическое упражнение «Сервировка стола на обед». Сего дня у нас на обед …( чтение меню) . ( у детей и воспитателя распечатано меню, воспитатель зачитывает, дети смотрят по картинкам) В- ль: Я предлагаю вам накрыть стол к обеду, учитывая все правила. ( В – ль: Схему Вы можете увидеть на экране) ( дети по очереди выполняют поручения по сервировке стола) Стол покрывают чистой скатертью. В центре стола ставят салфетницу с бумажными салфетками, чтобы вытирать руки и губы( Примечание: А вот если вам дали тканевую салфетку, то её нужно сложить вдвое и положить себе на колени. Как вы думаете для чего? ) Рядом с салфетницей расставляют хлебницу с хлебом, ведь хлеб – всему голова! ! Расставляем тарелки по количеству обедающих. У нас будет 1 мелкая тарелка для второго блюда и глубокая тарелка для первого блюда. Справа от тарелок раскладываем столовый нож режущей стороной лезвия к тарелке, столовую ложку выпуклой стороной вниз. Слева от тарелки раскладываем вилку для второго блюда спинкой вниз. Перед тарелкой, чуть справа от них ставим стакан( кружку) для напитков. Слева от тарелки перед вилками стави м мелкую тарелку для салата. В- ль: Замечательно вы справились, думаю, что вы запомнили, как пра вильно сервировать стол к обеду. Ребята, а здесь в коробке еще и какая то книга с красивой закладкой. Откроем на этой странице…. Послушайте, как здорово! Здесь сказка «Как нужно вести себя за столом…. » Интересно ребята! ? Предлагаю послушать! ( слушаем сказку) Жила – была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон раздается прекрасный запах еды! Девочка постучалась в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти? »- Входи! – ответила старушка, выглядывая в окно. – Я здесь живу с моими внуками. Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настояющую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал ее обкусывать, измазал при этом нос, щеки и вытер их рукавом. «Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот». И тут же в скрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб …- Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша. Все разом стали что – то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что они говорили с набитыми ртами. – Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла. Плохой конец у сказки! – сказал Миша. – Нужно было не уходить, а научить их как вести себя за столом. – Правильно! Улыбнулась мама. – Вот ты бы, например, что им сказал? – На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы он скорее остыл. И локти на стол класть тоже нельзя. – А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой, - добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко. – Молодцы! – похвалила мама. В – ль: А вы, ребята, подумайте, что еще эти дети делали неправильно? В – ль: Ребята, обсуждая сказку мы с Вами проговорили правила поведения за столом! Что необходимо делать, а что категорически запрещено! Давайте еще раз четко сформулируем эти правила и соберем таблицу «Столовый этикет»( выбирают разрезные картинки и проговаривают какое правило необходимо соблюдать, размещают на мольберте. Большая картинка появится на экране после завершения упражнения, либо появляется сразу как подсказка для правильной расстановки) Правила столового этикета( Большая картинка с правилами появляется на мультимедийном экране, а на столе таже картинка, но разрезана на части. Воспитатель предлагает взять по две картинки и сформулировать правило этикета. Дети размещают по очереди свои картинки на мольберте и называют правило) 1. Перед едой обязательно вымой руки. 2. Сидеть следует прямо, немного наклонившись над столом. 3. Не ра скачивайся на стуле, не крутись и не размахивай руками. 4. Не играй со столовыми приборами и посудой. 5. Пользуйся правильно столовыми приборами. Не забывай, какие блюда едят ложкой, а какие – вилкой и ножом. 6. Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом, не чавкай и не облизывай пальцы. 7. Не клади локти на стол, н е разговаривай во время еды. 8. Не балуйся с едой, ешь аккуратно. 9. Не тянись через весь стол за чем- либо. Попроси передать. 10. Не читай во время еды. 11. Закончив еду, столовые приборы положи на тарелку. Руки и рот выт ирай салфеткой. 12. Будь вежливым за столом, пожелай всем приятного аппетита, а после еды скажи «спасибо». В- ль: Хорошо, ребята. Вот такие правила этикета мы с вами составили. Их необходимо знать и помнить.

Оставить комментарий: