a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по развитию речи : "Ручеек красивой речи"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-05 21:05:38

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 города К узнецка Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста « Ручеек красивой речи » 1912620208914 Автор проекта: учитель- логопед Кривова В. В. Воспитатель: Алькина С. А. , Кузнецк 2022г. Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями( как? почему? зачем? ) , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи- коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи- одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблема: развитие связной речи и формирование навыков общения- одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель- логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ФФНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка. Цель проекта: развитие связной речи детей старшего возраста. В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования: Задачи проекта: воспитание звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования( диалогической, монологической) речи, развития связной речи; обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом; повысить профессиональную компетентность педагогов; сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей. Тип проекта: информационно- практико- ориентированный. Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности 5- 6 лет, родители и воспитатели ДОУ. Общие сведения о проекте Место реализации: МБ ДОУ ДС №28 По методу информационно- практико- ориентированный. По содержанию коррекционный По продолжительности: долго срочный( октябрь- май 2022- 2023г. г. ) По форме реализации: Индивидуальный, подгрупповой Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, учитель- логопед Возраст детей: 5- 6 лет Образовательная область: «Речевое развитие» Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социальн о- коммуникативное», «Речевое развитие». Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития( достижение целевых ориентиров) . Целевые ориентиры: ребенок владеет речевыми умениями: инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности; с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей; имеет богатый словарный запас; безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Методы проекта: игровой; творческий; словестный; наглядный; практический; использование ИКТ; развивающие игры. Этапы реализации проекта: Название тапа Содержание работы Сроки 1 этап- подготовительный( диагностический, информационно- аналитический) . 1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задачи проекта октябрь- январь 2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольник» Укрепление материально- технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала 4. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности 5. Составление примерного перспективного планирования работы с детьми 2. этап- практический Работа с детьми 1. Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю» февраль( 1- я неделя) 2. «Волшебные загадки»( сочинение загадок, используя мнемотехнику) 3. Игра – драматизация: «Живая сказка» 4. Коллаж «Назови и опиши героя сказки» февраль( 2- я неделя) 5. «По речевой дорожке»( обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме) 6. Игра «Что будет, если. . . »( использование приема изменения сюжета сказки) 7. Рисование по сказке: «Нарисуем сказку» февраль( 3- я неделя) 8. Сочинение сказок « Весёлые сочинялки » 9. Акция «Подари книжку малышам» 10. Игра – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» февраль( 4- я неделя) 11. Изготовление альбома «Мы любим сказки» 12. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» 13. Речевые игры с движением 14. Занятия по обучению детей рассказыванию март( 1- я неделя) 15. Беседа – диалог по теме недели 16. Слушание ауди о сказок 17. Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок март( 2- я неделя) 18. Речевые тренинги с детьми; 19. Работа с мнемосхемами, мнемотаблицами 20. Динамические этюды март( 3- я неделя) 21. Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» 22. Составление писем: своему другу; на передачу 23. Письмо сверстникам в другой детский сад март( 4- я неделя) 24. Письма – загадки; письмо – приглашение 25. Сочинение сказок на новый лад 26. Изготовление альбома «Мы любим сказки» апрель( 1- я неделя) 27. физкультурное развлечение «Живые загадки» 28. Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании 29. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» апрель( 2- я неделя) 30. Игры- драматизации по знакомым сказкам 31. Познавательные игры «Я и моя речь» 32. Сочинение сказок « Веселые сочинялки » апрель( 3- я неделя) 33. Беседа – диалог по теме недели 34. Слушание аудисказок 35. Занятия по обучению детей рассказыванию апрель( 4- я неделя) 36. Акция «Подари книжку другу» 37. Ритмопластика Работа с родителями 1. Заседание родительского клуба «Развитие связной речи у дошкольников» январь- апрель 2. Акция «Подари книжку в группу» 3. Памятка для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» 4. Выпуск газеты «Ладушки» 5. Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» 6. Мастер- класс «Драматизация сказок». 7. Консультации «Развитие связной речи у дошкольников», «Влияние развития связной речи на школьное обучение». Работа с педагогами 1. Консультация «Формирование связной речи у дошкольников», «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников» январь- апрель 2. Экспресс- опрос педагогов « Речевое развитие»» 3. Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» 4. Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» 5. Мастер- класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие» 6. Викторина для педагогов на педчасе «Красивую речь приятно слышать» 7. Смотр конкурс мини- центров по ОО «Речевое развитие» 3. этап- заключительный. 1. Презентация проекта май 2. Разработка картотеки дидактических игр по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Презентация игр «Игры на развитие связной речи у детей подготовительной группы» Коллективный выпуск фотогазеты «Наши дети рассказывают» Итоговое мероприятие совместно с родителями « Ручеек красивой речи » 6. Развлечение совместно с родителями: «Сказочная страна». 7. Анкетирование о результатах проекта. Заключение Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексик о- грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья- детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно- ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры- забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

Оставить комментарий: