Мастер - класс: "Использование игровых обучающих ситуаций в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с элементарной математикой"а
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Мастер – класс: «Использование игровых обучающих ситуаций в процессе ознакомления старших дошкольников с элементарной математикой». Выполнила: Алькина Светлана Алексеевна Воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Пензенской области 2020 год Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми( организованная образовательная деятельность и режимные моменты) , самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным. Что сделает занятия по математике эффективными? ( слайд) - Нетрадиционная форма. - Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. - Задания развивающего, проблемно- поискового характера. - Игровая мотивация. - Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой. - Интеграция разных видов деятельности( игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др. ) на основе математического содержания. - Чередование видов деятельности. В своей работе с детьми я использую: ( слайд) Занятия- соревнования. Выстраиваю на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Предполагаю разделение детей на 2 подгруппы и провожу как математические викторины, КВН. Также провожу игры «Поле чудес» для читающих детей или викторины с ответами на вопросы по типу игры «Что, где, когда? » Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Например, я говорю детям: «П редставьте, что вы очутились в лесу, на опушке леса стоит теремок, а вы лесные звери. В какого зверя вы превратитесь? ( дети надевают маски) . Посчитайте, сколько зверей сегодня на лесной опушке». Персонажей сказки может быть разное количество 7, 8, 10. К традиционным героям сказки добавляются рысь, кабан, лось. Дети в лицах разыгрывают фрагмент, отвечая на вопросы «Который по счету заяц, медведь, кабан». Затем выполняют следующие задания- пересчитывают всех зверей по порядку ( прямой и обратный счет) ; затем считают от первого до шестого, от второго до седьмого, от третьего до восьмого, от четвертого до десятого. Отвечают на вопросы: « Назовите соседей каждого персонажа» Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т. д. «Математические сказки». «Поможем Золушке» «Буратино ждет гостей» «В плену у Снежной Королевы» и др. Например, занятие «Поможем Золушке. В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро. Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки. Занятие «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов. На этом же занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало? » Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также как и названия дней недели. Мама дала поручение Красной Шапочке отнести бабушке пирожков больше чем 4, но меньше чем 6, а горшочек взять третий слева. Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их имени. Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием. Наша группа является логопедической, поэтому на своих занятиях я широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием. Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачу. Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена? » Занятия- взаимообучения. Ребёно к- «консультант» обучает других детей. Дети – дошкольники любят учить других, рассказывать о том, что они умеют, помогать в выполнении знакомых заданий. Предлагаю ребенку с хорошим уровнем усвоения материала поиграть в учителя и провести мини –у рок математики, например рассказать о том, из каких двух чисел состоит число 8, как разделить круг или квадрат на части и т. д. Ребенок с моей помощью предлагает сверстникам выложить состав числа на раздаточном материале, проверяет правильность выполнения задания. Такие задания дают возможность детям показать свои знания, развивают умение объяснять, рассказывать, стимулируют остальных воспитанников на проведение подобных мини – уроков. Экспериментирование и опыты. Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины( высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы( длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному( бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу) , чтобы определить, что их количество( равное) не зависит от того, сколько места они занимают. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Даю задание по работе со схемой, ориентировке по схеме с детективной сюжетной линией. Например, В чаще леса густой, Под зеленым листком Жил трудяга лесной Добрый маленький гном. Под землею он днем Самоцветы искал, Золотые монеты Везде добывал. Знают все, что сундук Полный золотом был. Но никому не известно, Где его он зарыл. Нам зеленый листок Может путь указать. А сундук тот с добром Лишь самим отыскать. Если смелые вы, Если знаний полны, Предлагаю сундук Нам всем вместе найти. - Вы согласны? Вы действительно смелые и полны знаний? Вас можно назвать знатоками? Тогда мы начинаем наше следствие. - Вот тот листок, под которым жил гном. Интересно чем он сможет нам помочь? - Нам нужно соединить точки- цифры по порядку от меньшего к большему. И мы узнаем, что здесь нарисовано, где кроется подсказка. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении я использовала инновационные педагогические технологии, одним из которых является моделирование. Моделирование- наглядно- практический прием, включающий создание моделей. Использовала модели при формировании временных представлений ( модель частей суток, недели, года, календарь) ; пространственных представлений ( например, модели геометрических фигур и т. д. ) Лепка цифр Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени. Использование наглядного моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, оказывает влияние на развитие речи, внимания, мышления, что во многом готовит детей к успешному обучению в школе, способствует формированию способности употреблять заместители и модели" в уме" , решать задачи" про себя" , то есть во внутреннем плане, развивает" знаковую функцию сознания" - показатель более высокого интеллектуального уровня детей. В старшем дошкольном возрасте я применяла следующие виды наглядных моделей: Условно – символические модели, в которых существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов, символов: ( слайд №10) - линейные модели, которые позволяют сформировать у детей понимание сменяемости, последовательности и необратимости времени, - круговые модели( знаковые и предметные) . «Круговое движение» подводит детей к пониманию непрерывности времени. Работая с круговой моделью суток, дети усваивают, что новый день состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро, а следующее, не вчерашний вечер, а новый. Аналогично работали и круговой моделью времен года. - спиральные( цикличные) - более сложные модели, которые работают на закрепление знаний о всех свойствах времени: последовательности, необратимости, непрерывности, цикличности. Данные модели охватили в основном все основные временные промежутки: сутки, неделя, месяц, время года и в целом год. Графические модели( графики, схемы, рисование, аппликация и др. ) , которые условно передают признаки, связи и отношения временных явлений( слайд №11) - календари природы и погоды со специальными значками и символами для обозначения явлений в живой и неживой природе. ( Слайд №12) Сутки- это первая единица времени, которую усваивает дошкольник. Знакомить детей, что такое сутки, их части и последовательность, я начала с анализа и наблюдения явлений, происходящих в окружающей среде: различное положение Солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появление и исчезновение Луны, звезд; с наблюдений, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых. Затем перешла к графическому моделированию, где части суток обозначена картинкой, которая отражает ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребенка действия, например: ■ утро- утренняя гимнастика; ■ день- подвижная игра или занятие; ■ вечер- спокойные игры или просмотр вечерней сказки; ■ ночь- спящий ребенок. Предметная модель может быть представлена и одним и тем же пейзажем в разное время суток с изображением небесных светил: Утро – восход солнца, Обед – зенит Вечер – закат солнца Ночь – луна и звезды После того как дети наблюдали розовый восход и серый вечер, предлагалось им с помощью цветовых карточек составить модель суток. Предварительно мною задавались воспитанникам наводящие вопросы, например: ■ Как вы думаете, какое время суток мы обозначим на модели желтым, ( красным, фиолетовым, ч ерным) цветом? Почему вы так думаете? ■ В каком порядке мы разместим эти карточки? ■ Почему желтая карточка у нас должна находиться между черной и красной? И т. д. Раздав детям карточки указанных цветов, закрепляла данное условное соотношение в игровых упражнениях. Например, выложив поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т. д. , просила ребенка показать с помощью цветовой карточки, в какое время суток используется этот предмет. Усвоив понятие сутки, продолжала знакомить детей с моделью" Неделя" . ( Слайд № 13) Принцип ознакомления с понятием неделя и последующими понятиями, такими как месяц, время года, год, тот же что и в первом случае – от простого наблюдения и накопления чувственного опыта до самостоятельного моделирования( различные виды схем и графическое изображение) . При этом, когда воспитанникам предлагалось изобразить модель недели, в первую очередь обращалось их внимание на то, что число элементов в модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами( секторами круга, бусинками, лепестками цветка и т. д. ) . Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, которая чаще всего обозначается цветом( в моем случае был выбран ассоциативный ряд «радуга») . Осознание сменяемости дней недели позволило перейти к оперированию детьми в речи понятиями «вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра». В работе с детьми я использовала линейную модель этих понятий, выраженную геометрическими фигурами разной величины и цвета, символизирующие удаленность друг от друга и осознанность происходящего в данный период времени. Так же воспитанникам предлагались следующие варианты заданий с использованием круговой модели недели: ( Слайд №14) Положи карточку на тот лепесток, какой сегодня день. Какую карточку ты положишь и почему? А какой день был вчера? Ты помнишь, что делал вчера? Положи слева от этого лепестка такой символ, который тебе более яркий из оставшихся. Какой символ для тебя менее запоминающийся? Ты помнишь, что делал позавчера? А ты знаешь, что будешь делать завтра? Послезавтра? Положи справа от желтого цвета такой символ, при котором ты планируешь сделать сначала, а следующий символ, что потом. Широко использую в работе с детьми проектную деятельность. Проектируя деятельность, совместно с детьми создаю план. Все сюжетно- дидактические игры объединяются в один проект по теме, например «Число и цифра». ( с лайд) Главная цель организации проектной деятельности- развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В рамках работы над проектом «Число и цифра» мои воспитанники приняли участие в дополнительном оснащении сюжетных игр «Торговый центр», «Аптека», совместном составлении рассказов- сочинений «Где живут цифры? », «Для чего нужны числа? », придумывании сказочных историй «Приключение потерянной цифры» и их зарисовка, составление коллажа «Цифры в нашей жизни», составление различных количественных лесенок «Мы растем», «Какой по счету? », изготовление вместе с родителями объемных макетов цифр, математических пособий, участие в совместной викторине «Это волшебные цифры» Для создания интереса к обучению математике широко использую обучающие программы, мультимедийные презентации, которые активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. В мультимедийные презентации включаю игровые задания, которые дети последовательно выполняют, например …( слайд) Большое оживление в работу вносила с помощью занимательных задач, " замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить ООД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что- то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множе ств пр едметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических( количественных, пространственных, временных) представлений детей. Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами. 2. Игры путешествие во времени. 3. Игры на ориентировке в пространстве. 4. Игры с геометрическими фигурами. 5. Игры на логическое мышление. Во время занятий с дошкольниками использую различные игры( с предметами, динамические и др. ) , литературный материал. Только тогда занятие пройдет увлекательно и велика вероятность того, что дети поймут и запомнят новый материал. Так как я работаю в логопедической группе, в работе с детьми часто использую игры с прищепками. Эти игры позволяют не только закрепить математические знания, но и развивают мелкую моторику рук, что немаловажно для развития речи детей. С этой же целью использую игры- шнуровки «Прикрепи столько предметов, какую цифру видишь». Такие игры стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой- либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т. д. Вот какие игры я использую в первой группе: Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Помоги цыпленку отыскать своих друзей – соседей», «Найди пропущенное число». У мение продолжать счет — количественный и порядковый — можно в словесной игре «Считай дальше», а закрепить навыки количественного счета можно в игре «Посади бабочку на нужный цветок». Дети считают количество кружочков на крылышках бабочек и находят цветок с нужным числом. Можно разнообразить ход игры, дать задание прикрепить бабочку к нужному цветку таким же количеством скрепок или прищепок. С этой же целью я использую игры «Автобус» и «Помоги пчелке отыскать нужный бочонок с медом». В игре «Автобус» дети считают количество пассажиров, едущих в автобусе, находят сбоку нужное число из 3 вариантов и прикрепляют к нему прищепку, а во второй игре наоборот, дети по цифре, которая есть у пчелки ищут бочонок с нужным количеством точек. Для закрепления представлений о составе числа из двух меньших чисел я использую дидактическую игру «В олшебный диск» Игра проводится таким образом. Перед детьми кладутся 2 круга, вставленных друг в друга с изображенными предметами, например в количестве 4. Поворачивая круги вокруг друг друга, выкладываются разные варианты состава числа( один и три, два и два, три и один) . На столах дети выкладывают данные варианты цифрами. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Построй свой дом», «Цветик- семицветик », «Найди свой улей». В этой игре дети решают примеры на сложение и вычитание и по ответу находят улей с нужным числом. . При формировании представлений о промежутке времени как « год» использую такие игры, как «Круглый год». Ее можно проводить как с детьми – месяцами, так и с иллюстрациями месяцев. Вызываю 12 детей, даем им названия месяцев. Под звук бубна или колокольчика дети гуляют по группе. По сигналу «Год – стройся! » дети- месяцы выстраиваются по порядку. Также и с иллюстрациями. Дети выкладывают месяцы по порядку с января по декабрь. Для закрепления представлений о временах года использую игру с иллюстрациями, изображающими то или иное время года. Дети должны отгадать время года, изображенное на картинке и выложить их по порядку, как они идут друг за другом. Еще одна игра для тех детей, кто читает «Разложи месяцы по временам года». Дети читают название времени года и подкладывают названия месяцев самостоятельно. С теми детьми, кто не читает, выполняют задания с моей помощью. Одной из наиболее эффективных игр, направленных на развитие зрительно- пространственной ориентировки на микроплоскости и активизацию соответствующей терминологии в речи детей является игра «9 клеток». Сначала даем название каждой клеточке, в зависимости от того, где она располагается относительно листа: в середине, в середине вверху 9внизу) , в середине справа( слева) , в правом( левом) нижнем углу, в правом( левом) верхнем углу. Далее по словесной инструкции ребенок самостоятельно располагает фигуры, предметы в 9 клетках, например: в правый верхний угол положите квадрат, с правой стороны в середину – треугольник. Располагая фигуры, ребенок словесно обозначает их пространственное расположение в клеточках. Задание можно усложнить, если детям предложить самим по цепочке придумать задание, называя пространственное направление расположения фигуры, предмета в определенной клетке. Такое задание они выполняют с удовольствием. Дети поочередно исполняют роль ведущего, который вправе выбрать любого из детей и спросить, где он расположил заданную фигуру или в какой клетке находится фигура, предмет. При закреплении знаний о величине предметов можно предложить детям такие игры, как «Подбери лестницу к фонарному столбу», или «Подбери ремешки к часам». Для совершенствования знаний о геометрических фигурах я использую следующие игры: Игра «Что лишнее? » побуждает детей найти лишнюю геометрическую фигуру по нескольким признакам. Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников. Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась конфетка, рыбка и др. Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как" Найди нестандартную фигуру, чем отличаются? " , " Мельница" , и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Сюжетно- ролевые игры в математике Наряду с дидактическими в детских садах используются увлекательные игры «в кого- нибудь» или «во что- нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, поваров; в больницу, магазин, парикмахерскую, школу, завод и т. д. Этим сюжетно- ролевым играм свойственна свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно- ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически- действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. В игре ребенок с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей. Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др. ; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д. Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную ситуацию, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное педагогом ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий. Благодаря сюжетно- ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Изначально их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игре ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач- шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими ( действия в подборе, перекладывании) и мыслительными ( обдумывании хода, предугадывании результата) . В ходе поиска дети проявляют догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей дошкольного возраста применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности. Задачи- шутки- занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их необходимо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание лишь косвенно напоминают математическую задачу. Задачи- шутки для детей 6- 7 лет: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ( Двое. ) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? ( Положить ее на угол стола. ) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( шесть. ) На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? ( Переложить крайнюю. ) Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? ( Положить их в угол стола. ) Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. ( Одна должна взять яблоко вместе с корзиной. ) Логические концовки. Если два больше одного, то один. ( м еньше двух) . Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. ( в ышел позже Саши) . Если река глубже ручейка, то ручеек. ( м ельче реки) . Если правая рука справа, то левая. ( с лева) . Если стол выше стула, то стул. ( н иже стола) . Задачи в стихотворной форме. Ежик по лесу шел. н а обед грибы нашел: два под березой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? Под кустом у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? Стихи- шутки: Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире: стульев было ровно пять, а теперь четыре. Начал младший брат считать: «Раз, два, три, четыре, пять. » «Не реви! », - сказал малыш, - «Ведь на пятом ты сидишь! » Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например: Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один, В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. Помогут пословицы и при изучении временных представлений. Декабрь год кончает, зиму начинает. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один отрежь. Во время занятий по формированию у детей 6- 7 лет элементарных математических представлений задачи- шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Они и сами не замечают, как в игре осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. В настоящее время в образовательной деятельности широко распространен метод квест – игр. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности( неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации) . Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. В ходе организации работы по квест- технологии реализуются следующие задачи: - образовательная- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания; - развивающая- развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; - воспитательная- воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Для составления маршрута можно использовать разные варианты: Маршрутный лист( на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать) ; «Волшебный клубок»( на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции) ; Карта( схематическое изображение маршрута) ; «Волшебный экран»( планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники) Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции( от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п. Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. Вот сейчас и мы с вами совершим « Квест- Путешествие в страну Математики ». , а поможет нам в этом математическая ширма. 1 остановка «Г ород знаков», 2 остановка «Город чисел». 2 задания «С оседи чисел», «Состав числа» 3 остановка «Город задач» 4 остановка «Город геометрических фигур» 5 задание «Разложи фонари по высоте» 6 задание «Ориентировка в пространстве» 7 остановка «Времена года» Вывод: - Использование образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей. - Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль. - Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников. - Способствует развитию умения работать самостоятельно. - Ребята с удовольствием ждут таких игр.
- Тема: «Детская застенчивость»
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"