a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие с воспитателями (семинары, семинары-практикумы, мастер-классы)

Автор: Михеева Светлана Владимировна Опубликовано: 2023-10-09 13:11:12

Муниципальное образовательное учреждение Быковская средняя общеобразовательная школа С еминар №1 « Содержание воспитательной деятельности в ДОУ в рамках реализации новых положений законодательства » Подготовила: Старший воспитатель МОУ Быковская СОШ Михеева С. В. 2021 План семинара 1. «Нормативно- правовые основы воспитания детей »- сообщение старшего воспитателя МОУ Быковской СОШ Михеевой С. В. 2. « Алгоритм проектирования рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в ДОУ »- сообщение старшего воспитателя МОУ Быковской СОШ Михеевой С. В. 3. « Структура и содержание рабочей программы воспитания в ДОУ »- сообщение старшего воспитателя МОУ Быковской СОШ Михеевой С. В. 4. Обмен мнениями. 1. Нормативно- правовые основы воспитания детей Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о новых положениях законодательства, которые требуют от нас расстановки акцента в своей педагогической работе в сторону процесса воспитания детей, а не только образования. В связи с этим хочу познакомить вас со следующими документами: К онституция Российской Федерации( ред. от 04. 07. 2020 г. ) ; Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 304- ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; Ф едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н" Об утверждении профессионального стандарта" Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) " ; Указ Президента РФ от 07. 05. 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996- р «О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; К онцепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятая в 2009 году. К онституция Российской Федерации( ред. от 04. 07. 2020 г. ) Статья 67. 1 4. Дети являются важнейшим приоритетом г ocyдapcтвeннoй политики Poccии. Государство создает yc лoвия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гpaждaнственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 304- ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» Статья 2 пункт 2 Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде. Статья 2 пункт 9 Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования, организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования и организационно- педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Статья 12 дополнить частью 9. 1 Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования( программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. Дополнить статьей 12. 1 Общие требования к организации воспитания обучающихся 1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования( программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9. 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. 3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся( при их наличии) . 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года. 2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ" Об образовании в Российской Федерации" ( в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 г. 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и( или) их родителей( законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ" Об образовании в Российской Федерации" ( в редакции настоящего Федерального закона) . Ф едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155; Раздел III Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н" Об утверждении профессионального стандарта" Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) " Часть вторая: воспитательная деятельность. Трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога: регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка; проектирование и реализация воспитательных программ; помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде: использование конструктивных воспитательных усилий родителей( законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения: строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; создавать в учебных группах разновозрастные детско- взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов; управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно- познавательную деятельность; анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу; защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/ или неблагоприятных условиях; находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций; сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. Указ Президента РФ от 07. 05. 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» Пункт 5. Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: А) … воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально- культурных традиций. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996- р «О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» Раздел III. Основные направления развития воспитания Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание; Духовное и нравственное воспитание; Приобщение детей к культурному наследию; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание; Экологическое воспитание. К онцепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятая в 2009 году Национальный воспитательный идеал- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания; Духовно- нравственное развитие и воспитание; Базовые национальные ценности; Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания. 2. Алгоритм проектирования рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в ДОУ. Обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе сложно. Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304- ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, и в первую очередь – детских садов. Поэтому перед нами стоит задача выстроить план мероприятий по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, чтобы выполнить новые требования. Алгоритм действий по разработке программы воспитания представляет собой систему мероприятий по направлениям: - организационно- управленческое обеспечение; - методическое обеспечение; - обсуждение проекта с участниками образовательных отношений; - нормативно- правовое обеспечение; - информационное обеспечение; - кадровое обеспечение; - финансовое направление. 1. Организационно- управленческое обеспечение Чтобы разработать программу воспитания, требуется: Ознакомление педагогического коллектива с Федеральным законом от 31. 07. 2020 № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания», разъяснить педагогам основные понятия, которые внес новый закон, и рассказать о предстоящих изменениях в работе. Создать рабочую группу педагогов. Для этого заведующий должен издать приказ «О создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы». В приказе указать состав рабочей группы – это педагоги детского сада, специалисты и обязательно педагог- психолог. В этом же приказе можно утвердить план мероприятий по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработать и утвердить «Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы». В положении необходимо отразить информацию об организации деятельности рабочей группы, а также обязательно указать, что в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана принимают участие советы родителей( на основе ч. 6 ст. 2 Федеральный закон от 31. 07. 2020г. № 304 – ФЗ) . Разработать Положение о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы. В Положении необходимо указать на основе и с учетом каких документов разрабатывается рабочая программа воспитания, цели и задачи программы, её структуру, требования к оформлению, срок действия программы и календарного плана. Положение утверждает заведующий и издает приказ «Об утверждении Положения о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы». Рабочей группе предстоит: - Проанализировать нормативно – правовую базу по данному вопросу, основные понятия Федерального закона от 31. 07. 2020г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания. - Проанализировать основную образовательную программу образовательной организации и рабочие программы воспитателей в части реализации целей, задач и содержания воспитания, определить, что мы хотим усилить, какое направление за счет использования новых парциальных программ, которые не входят в основную образовательную программу, форм, технологий. - Организовать исследование социокультурного пространства детского сада: местные промыслы, достопримечательности, интересные объекты; потребности социума, города. - Разработать план совместной работы с социальными партнерами. - Родители воспитанников – непосредственные участники образовательных отношений по закону, поэтому они должны быть в курсе всех изменений, которые касаются образовательной деятельности дошкольной организации. Кроме того, родители вправе участвовать в разработке программы воспитания совместно с педагогами. Поэтому следующий шаг – ознакомить родителей с новыми положениями закона. Для этого необходимо разместить информацию на сайте дошкольной организации, информационных стендах, подготовить презентацию и рассказать на родительских собраниях, что теперь педагоги будут проводить воспитательную работу по- новому. Определить инициативную группу родителей и предусмотреть рабочие встречи с ними, чтобы совместно обсуждать результаты разработки и корректировки программы. - Провести мониторинг запросов родителей. А также провести работу по изучению особенностей организации и принципов воспитания детей в семье, семейных традиций, взаимоотношения родителей и ДОО, необходимости поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников, удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы в детском саду. Для проведения мониторинга используется анкетирование, опрос, беседы и другие формы. 2. Методическое обеспечение Разработка рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В конце этой работы инициативная группа должна представить проект рабочей программы коллективу детского сада с рекомендациями, как интегрировать новые воспитательные задачи в рабочие программы воспитателей разных возрастных групп и календарный план воспитательной работы ДОУ на 2021- 2022 учебный год. 3. Обсуждение проекта с участниками образовательных отношений 3. 1. Обсуждение проекта программы на Педагогическом совете. Внесение корректировок. Оформление протокола заседания Педагогического совета. 3. 2. Обсуждение проекта программы воспитания на совете родителей или Управляющем совете. Внесение корректировок. По итогам заседания оформляется протокол. 3. 3. Корректировка проекта программы воспитания в соответствии с решениями педсовета и совета родителей( управляющего совета) . 4. Нормативно – правовое обеспечение 4. 1. Принятие рабочей программы воспитания как части образовательной программы ДОУ педагогами на Педагогическом совете. 4. 2. Утверждение рабочей программы воспитания. Заведующий издает приказ «Об у тверждении рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы ». В приказе необходимо указать, что рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы утверждается на основании решения педагогического совета, указать сроки размещения рабочей программы воспитания и календарного плана на сайте образовательной организации и ответственного за размещение. 4. 3. Внесение рабочей программы воспитания в состав основной образовательной программы образовательной организации. Заведующий издает приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу». 4. 4. Корректировка рабочих программ воспитателей в соответствии с рабочей программой воспитания и календарного плана воспитательной работы ДОУ. 4. 5. Подписание договоров с социальными партнерами образовательной организации об организации совместной деятельности в сфере воспитания. 4. 6. Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации по реализации рабочей программы воспитания, ( или внесение изменений в действующие) . Протоколы заседаний коллегиальных органов управления, на которых рассматривались вопросы согласования, внесения изменений в локальные акты. Также необходимо будет проверить должные инструкции педагогов, чтобы в них была прописана воспитательная функция в их работе в соответствии с рабочей программой воспитания и при необходимости, внести изменения. В профстандарте педагога прописана трудовая функция «Воспитательная деятельность». Трудовые действия: - Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе, интерактивных, форм и методов воспитательной работы. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка( учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д. ) . - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально- ценностную сферу ребенка( культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) . - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей( законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. 5. Информационное обеспечение 5. 1. Организация и проведение цикла совещаний, семинаров по вопросам реализации в образовательной организации Федерального закона от 31. 07. 2020 № 304 – ФЗ, разработки и внедрения рабочей программы воспитания, ежегодного календарного плана воспитательной работы. 5. 2. Консультирование родителей обучающихся по вопросам разработки, внедрения рабочей программы воспитания, ежегодного календарного плана воспитательной работы. 5. 3. Размещение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы на официальном сайте образовательной организации. 5. 4. Проинформировать родителей о внесенных изменениях в основную образовательную программу на родительских собраниях, с помощью размещения информации на стендах, буклетах. 6. Кадровое обеспечение Мотивирование педагогов, воспитателей, специалистов образовательной организации на профессиональное совершенствование в области воспитания, в рамках прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, посещение семинаров, мастер- классов. 7. Финансовое обеспечение 7. 1. Совершенствование системы стимулирования и мотивации педагогических работников образовательной организации к эффективной организации и повышению качества воспитательной работы. Для этого необходимо внести корректировки в критерии о стимулирующих премиях. 7. 2. Финансовое обеспечение реализации рабочей программы воспитания, мероприятий ежегодного календарного плана воспитательной работы за счет средств муниципального и областного бюджета, привлечения спонсорской помощи, участие в проектах и программах на соискание грантов. 3. Структура и содержание рабочей программы воспитания в ДОУ В соответствии с современным законодательством специальной примерной рабочей программы воспитания для дошкольного образования не предусмотрено и эти функции отданы непосредственно самой образовательной организации. Единственными документами, которыми мы можем воспользоваться для написания программы воспитания – это примерные рабочие программы и методические рекомендации по написанию рабочих программ, которые представлены для школ( с ними Вы можете познакомиться на сайте института стратегии развития и образования) и адаптировать их для системы дошкольного образования сообразно целям и задачам дошкольного образования, особенностям воспитательного процесса, видам, формам и содержанию деятельности. Поэтому предлагаем оставить структуру рабочей программы такую же как рекомендовано для школ, но наполнить ее другим содержанием и составить календарный план. Рабочая п рограмма воспитания включается в основную образовательную программу, поэтому не должна ее дублировать. Рабочая п рограмма воспитания должн а включать в себя четыре основных раздела: 1) особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующих программы дошкольного образования; 2) цель и задачи воспитания; 3) виды, формы и содержание деятельности; 4) основные направления самоанализа воспитательной работы. Разделы не должны быть большими – от одной до трех страниц. Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в образовательной организации В первом разделе необходим о описать данные, которых у Вас нет в пояснительной записке основной образовательной программы: специфику расположения детского сада( количество корпусов) ; ос обенности социального окружения и источники положительного или отрицательного влияния на детей, зн ачимых партнеров детского сада, поскольку для реализации программы воспитания бывает важным с кем у нас заключены договоры о сотрудничестве( ГИБДД, библиотеки, музеи и другие партнеры, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию и тогда планы работы с этими организациями можно использовать в календарном плане) . особенности контингента оригинальные воспитательные находки педагог ического коллектива В каждом детском саду есть свои традиции, свои особенности реализации воспитательных мероприятий, тематические проекты важные для детского сада принципы и традиции воспитания. Поскольку общие сведения об образовательной организации уже указаны в образовательной программе, в данном разделе нет необходимости их повторять. 1. 1. При написании первого раздела программы предлагаем Вам акцентировать свое внимание на следующие направления. В первую очередь любая программа должна начинаться с нормативно- правовых основ, т. е. на основании каких нормативных документов эта программа разработана. 1. 2. В разделе особенности воспитательного процесса в образовательной организации можно сделать акцент на игровую деятельность, т. к. игра является ведущей деятельностью в детском саду( т. е. все воспитательные мероприятия реализуются в игровой деятельности) . Игра является и формой и видом деятельности. 1. 3. Важным акцентом является организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста( подсказкой в этом разделе может быть описание психолого- педагогических условий реализации образовательных программ, которые есть в ФГОС) . 1. 4. Одним из важных направлений является индивидуальная работа с детьми. В любом случае ряд воспитательных мероприятий мы проводим в форме индивидуальной работы. 1. 5. Огромную роль в дошкольном возрасте играет развивающая предметно- пространственная среда. Качественная развивающая предметно- пространственная среда выдвигается во ФГОС как одно из условий реализации образовательной программы. 1. 6. Следующий пункт – это приоритетные воспитательные направления. Как выбрать приоритетные направления? Для этого можно использовать документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года », о чем уже говорилось в нормативно- правовой базе. 1. 7. Важным абзацем должен быть раздел интеграция семейного и общественного воспитания, здесь нужно описать сотрудничество с родителями( или другими участниками образовательных отношений) , т. к. никакая воспитательная программа не будет иметь эффекта, если она не имеет поддержки семьи. Рабочая программа воспитания реализуется в сотрудничестве с семьями воспитанников, во взаимодействии, при взаимной поддержке, при участии – это важные слова, которые нужно использовать в этом разделе. 1. 8. Последний раздел – это региональные особенности, в котором воспитательная составляющая будет носить специфический характер. Раздел 2. Цели и задачи воспитания Во втором разделе формулируют цель воспитания и задачи, которые детскому саду предстоит решать для ее достижения. Оксана Алексеевна Скоролупова, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы предлагает для программы воспитания взять цель из ФГОС: обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства, как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Авторы инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Николай Евгеньевич Веракса, Тамара Семеновна Комарова, Эльфия Минимулловна Дорофеева, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Фед ерации на  период до 2024 года», предлагают нам использовать цель: в оспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традици й. Для достижения этой цели можно сформулировать следующие задачи: - формировать первичные ценностные представления( понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и  пр. ) ; - фо рмировать положительные мотивации( уверенность в себе, инициативность, позитивное отношение к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», стремление к здоровому образу жизни и пр. ) . Каждая дошкольная образовательная организация вправе уточнять и корректировать задачи в зависимости от особенностей ООП и особенностей контингента детей, посещающих ДОО. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности Раздел может состоять из набора тематических модулей: гражданское и патриоти ческое воспитание; д уховно- нравственное развитие; приобщение детей к культурному наследию; физическое развитие и культура здоровья; трудовое воспитание и проф ессиональное самоопределение; экологическое воспитание которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из направлений воспитательной работы детского сада. Например, фольклорные мероприятия, физкультурные события, работа с родителями. Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания( например: игровая, познавательно- исслед овательская, трудовая и т. п. ) Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания( например: иг ра, беседа, экскурсия и т. п. ) Система форм организации воспитания дошкольников- простые формы воспитания построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме( беседа, рассказ, эксперимент, опыт, наблюдение, упражнение, дидактическая( или любая другая) игра и др. ) ; - составные формы воспитания состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях( образовательная ситуация, дидактическое занятие, игра- занятие, игра- путешествие, творческая мастерская, детская лаборатория, творческая гостиная, творческая лаборатория, мастерская слова, викторина, целевая прогулка, экскурсия, интерактивный праздник и др. ) ; - комплексные формы воспитания создаются как целенаправленная подборка( комплекс) простых и составных форм( детско- родительские и иные проекты, тематические дни, тематические недели, тематические периоды) . Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. В разделе необходимо показать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания. Раздел может состоять из набора тематических модулей( например, День Победы) , которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из направлений воспитательной работы детского сада. Например, творческие соревнования, праздники, фольклорные мероприятия, физкультурные события, организация предметно- эстетической сред ы, работа с родителями и т. д. Необходимо представить виды, формы и содержание работы как на уровне образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, так и на уровне группы и в индивидуальной работе с дошкольниками. К рабочей программе воспитания каждой образовательной организацией разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы. Каждый год он может изменяться. ( Примерная форма написания календарного плана представлена на слайде)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Выписка из годового плана Раздел 3. Организационно – методическая работа. Семинары. Семинары- практикумы. 1. Совершенствовать работу с детьми и педагогами на занятиях и в повседневной жизни ДОУ, повышать уровень работы и взаимодействия специалистов. Семинар №1 « Содержание воспитательной деятельности в ДОУ в рамках реализации новых положений законодательства ». Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов. Задачи: 1. Повысить профессиональный рост педагогов. 2. Изучить и освоить педагогический опыта коллектива. 3. Проработать и использовать в дальнейшей работе н ормативно- правовые основы воспитания детей. План: 1. «Нормативно- правовые основы воспитания детей». 2. «Алгоритм проектирования рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в ДОУ». 3. «Структура и содержание рабочей программы воспитания в ДОУ». 4. Обмен мнениями. Старший воспитатель МОУ Быковской СОШ Михеева С. В. Педагоги школы Директор МОУ Быковская СОШ Лукошников Е. О.

Семинар «Театрализованная деятельность в ДОУ» Составила старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок» С. В. Михеева Тема: « Театральная деятельность в ДОУ» Цель семинара: 1. Систематизировать теоретические основы развития театрализованной деятельности. 2. Уточнить знания педагогов об этапах подготовки и проведения театрализованной деятельности. 3. Формировать творческий подход в составлении сценариев развлечений с учётом индивидуальных возможностей детей группы. 4. Стимулирование творческой активности педагогов при проведении театрализованных игр. План: 1. Теоретическая часть: - Воспитательные возможности театральной деятельности. - Создание условий для развития театральной деятельности. - Подготовка к театральной деятельности. - Виды театров по возрастным группам. 2. Практическая часть: - Представление творческих проектов своей возрастной группы. Сообщение на семинаре «Воспитательные возможности театральной деятельности» Составила старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок» С. В. Михеева Чтобы разобраться и решить успешно какую –л ибо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Давайте вспомним теорию. Что же такое театральная деятельность? ( ответы педагогов) . А что такое театр? ( ответы) . Что является главным в театральной деятельности для актера? ( ответы) Что включает в себя образ? ( ответы) Наша работа связана с воспитанием и развитием дошкольников. п ри взаимодействии с ними в какой- либо деятельности происходит развитие детей. А какое влияние на развитие ребенка оказывает театральная деятельность в ДОУ? ( ответы) Развитие речи, ее выразительности Да, театральная деятельность развивает речь ребенка, ее выразительность. Выразительность речи можно представить в виде схемы. Театральная деятельность- источник развития чувств ребенка, его переживаний и открытий, приобщение его к духовным ценностям. Это средство развития детей эмпатии( сопереживание, понимание другого) . Б. М. Теплов говорил: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место». Теат р альная деятельность формирует о пыт социальных навыков поведения. Художестве н ное произведение для детей всегда имеет нравственную напра вленность. Благодаря сказке мир познается не только умом, но си сердцем. Д. Б. Кобалевский в книге « Воспитание ума и сердца» пишет: «Оставляя неи згладимое впечат ление на всю жизнь, оно уже в эти ранние года дает уроки не только красоты, но и морали, нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира». Духовность – постижение причинно- сле д с т венных связей и воспитание в себе нравственных качеств, таких как доброта, честность, справедливость, правдивость. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа, что помогает преодолевать робость, н еуверенность в себ е, застенчивость, т. е. развивает коммуникативные способности ребенка. Театральная деятельность развивает воображение ре бе нка. Чтобы сыграть какую- либо роль, ребенку надо стать этим персонажем: включить свое воображение, представить себя этим героем. Театральная деятельность развивает память ребенка и мышление. Роль надо запомнить, а она может быть и в стихах, и в прозе. А как произнести ту или иную фразу, где сделать жест? Это уже мышление. Театральная деятельность формирует эстетический вкус детей и воспитывает нравственно на художественной литературе, являющейся базой для театральной деятельности, раскрывает творческий потенциал ребенка. Таким образом, театральная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка. Сообщение на семинаре «Создание условий для развития театральной деятельности» Составила старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок» С. В. Михеева Прежде всего педагоги должны создавать условия для развития творческой активности дошкольников. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Кроме того, педагоги обеспечивают условия для взаимодействия театрализованной и других видов детской деятельности в педагогическом процессе( используются игры драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно- ролевых игр, на занятиях по художественному труду изготовляют атрибуты и элементы декораций, костюмов и пр. ) . Педагоги создают условия для с о вместной театрализованной деятельности детей и взрослых( ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников, организует выступления детей старших групп перед малышами и пр. ) . Организация театральной деятельности Театральная деятельность может быть организована в нерегламентированные врем я( утренние и вечерние часы) , органично включена в другие занятия( музыкальные и др. ) . Для занятий театрализованной деятельностью могут быть организованы студии, кружки. Особое значение приобретает совместная творческая деятельность детей и сотрудников, родителей. Предметная среда Среда- одно из основных средств развития личности ребенка. Развивающая среда Обеспечение совместной Основа для самостоятельной театральной деятельности деятельности, самообразования ребенка при проектировании среды следует учитывать: - индивидуальные психологические особенности детей; - особенности эмоционально- личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес, творческие способности; - возрастные и полоролевые особенности; Социально- психологические особенности: 1. Стремление к совместной деятельности со сверстниками- театральные уголки или зона сказки. 2. Потребность к уединению – тихий уголок с зеркалом, иллюстрации к сказке. Человек- существо социальное, поэтому он стремиться к общению с себе подобными и нуждается в уединении. Развитие индивидуальных и эмоциональных особенностей личности Создание зон приватности – специальные места, где ребенок хранит свое имущество для использования в театральной деятельности. Развитие интересов, склонностей, потребностей. Среда обеспечивает право каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения, поэтому зона театра должна иметь различные виды кукольного театра. Н еобх одимо пе риодически обновление материала с учетом интересов детей. Любознате льность и исследовательски й интере с. Создание условий для моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атри бутов, декораций и костюмов к спектаклям. В зоне театра должны быть природный материал и бросовый, театральные костюмы, разное ос вещение. Дети с большим удовольствием изготовляют маски и очки, делают бусы, украшают накидки и костюмы. Учет возрастных и половых особенностей Должны быть виды кукол по возрастам, рекомендуемым специалистами по театральной деятельности, чьи программы реализуются, и интересное оборудование для мальчиков и девочек. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста Создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста Педагоги поощряют исполнительское творчество детей( исполнение разных ролей в спектаклях, постановках, выразительное чтение на занятиях и др. ) Педагоги развивают у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, дают роли застенчивым и детям с дефектами речи. Педагоги поб у ждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выраз ительных движений и интонации( при передаче характерных особенностей разных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний) . Педагоги учат детей различать настроения, переживания эмоциональные состоян ия персонажей, передаваемые раз личными средствами драматизаци и( педагог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагает детям определить его состояние используя кукольный персонаж) . Ребенок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие угадывают характер и настроение персонажа. Педагоги представляют детям возможность выбора средств для импровизации и самовыражения( в том числе сюжетов драматизаций, ролей, атрибутов, костюмов и видов театров. ) Приобщение детей к театральной среде Педагоги знакомят с устройством театра –с ценой, занавесом, зрительным залом и пр. ( организуют посещение театра, показывают видеофильм) . Педагоги рассказывают детям о театральных жанрах – драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде и пр. Педагоги з накомят детей с разными видами т еатра – би- ба- бо, настольным, пальчиковым и др. Сообщение на семинаре «Подготовка к театральным занятиям» Составила старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок» С. В. Михеева 1. Чтение произведений и беседа по содержанию. При чтении использовать весь арсенал выразительности сре дств дл я достижения смысла произведения. 2. Необходимо осмыслить образ героев Для этого используется: - упражнения «Ты с этим согласен? »- иллюстрации художественного произведения; - видеофильмы; Для каждого возраста есть свои средства для достижения смысла произведения. Средства выразительности для достижения смысла произведения. Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Имитирование характерных движений сказочных героев Интонация, мимика, пантомима Образноиспольнительские движения Творческая самостоятельность в передаче образа Какие виды театров можно использовать в ДОУ и в каком возрасте? Есть программы по театральной деятельности, методические разработки В дошкольном учреждении используется программа «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и Л. М. Миганович, ее цель- развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Авторы предлагают использовать в дошкольных учреждениях такие виды театров Виды театров по возрасту. Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1. Настольный театр: – резиновый игрушки; –дымковской игрушки; – конусной игрушки; – крупной игрушки; – мелкой игрушки; –кукол; – вязаной игрушки; 2. Драматизация в шапочках зверей, птиц. 3. Драматизация в костюмах. 1. Настольный театр. 2. Драматизация в костюмах. 3. Драматизация в шапочках зверей, птиц. 4. Верховые куклы. 5. тетар на ложках. 1. Настольный театр. 2. Драматизация в костюмах. 3. Драматизация в шапочках зверей, птиц. 4. Верховые куклы на гапите. 5. Театр на ложках. 6. Театр марионеток. 7. Куклы с живой рукой. 8. Тростевые куклы. 1. Настольный театр: 2. Драматизация в костюмах. 3. Драматизация в шапочках зверей, птиц. 4. Верховые куклы на гапите. 5. Театр на ложках. 6. Театр марионеток. 7. Куклы с живой рукой. 8. Тростевые куклы. 9. Перчаточные куклы. 10. Люди куклы. 11. Театральные куклы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выразительность речи Вербальные средства Невербальные средства Поза Жесты Мимика Синтаксис Лексика Интонация

СЕМИНАР- практикум( с элементами коммуникативного тренинга) «Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ с целью установления доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями» Провела старший воспитатель Михеева С. В. Присутствовали: Любимова М. Г Заика Т. С. Немцова Е. В. Ксенофонтова А. А. Игнатенко Н. В. Чистова С. Н. Скрипко Д. О. Карлина Л. В. Терентьева З. Г. Вострикова Е. А. Георгиу А. И. Овсянникова Е. А. Углова А. А. Мелконян Т. Ю. Черемисина Е. В. Кузнецова Т. В. Петросян О. И. Утепова Н. С. Поколо И. А. Юшина О. В. Мухсян А. Г. Шокарева Н. А. Корнеева А. Н. Лесных Н. В. Текунова Е. В. СЕМИНАР- практикум( с элементами коммуникативного тренинга) «Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ с целью установления доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями» Составила старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок» Михеева С. В. 2014 Цель семинара: 1. Оптимизировать взаимодействие педагогов с родителями 2. Вооружить воспитателей практическими навыками преодоления трудностей общений с родителями. 3. Формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их индивидуальных возможностей. План семинара: 1. Теоретическая часть: - Воспитание со циальной компетентности в семь е- сообщение воспитателя Скрипко Д. О. - Развитие основ социальной компетентности дошк ольников в поликультурной сред е- сообщение воспитателя Кузнецовой Т. В. Практическая часть: 1. Упражнение «Минута на разговор» 2. Упражнение «Поиск общего». Анкетирование «Причины трудностей взаимодействия воспитателя с родителями». 3. Анализ анкетирования. 4. Упражнени «Развитие простейших навыков общения», «Точка зрения», «Встречают по одежке». Практическая часть: 1. Вступительное слово старший воспитатель Михеева С. В. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. Это может быть по разным причинам. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные и неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования чада. Негативные отношения могут произрастать из уже ранее полученного негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых. Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, дает какие то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Когда обращаешься к воспитателям, многие высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. А родители это первый этап социализации ребенка, как воспитатель найдет подход к родителям, так и будет идти работа «воспитатель, ребенок, родитель». 2. Упражнение «Минута на разговор». Цель: сплотить группу, создать положительную эмоциональную атмосферу, рабочую обстановку. Участники делятся на две команды и садятся в два круга( внутренний круг остается неподвижным) . Члены внешнего круга, выполнив задание беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Тема беседы: погода, дети, любовь, работа, дом, отпуск. 3. Анализ трудностей взаимодействия с родителями. - Участникам необходимо разделиться на три группы, каждая берет себе для анализа( методом жеребьевки) по две выявленные причины трудностей взаимодействия с родителями. - Поиск путей преодоления трудностей( стандартные, нестандартные, комплексная работа, частна я- каждого педагога. ) - Выступление групп. - Совместный анализ. 4. Упражнение «Последняя встреча» Цель: совершенствовать коммуникативную культуру. Старший воспитатель: Наш семинар заканчивается. Но все ли вы успели сказать? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Мили вы хотите поблагодарить кого- либо? Сделайте это сейчас.

Михеева Светлана Владимировна, старший воспитатель МДОУ №28 «Петушок», Подольск, Быково Педагогический час в форме тренинга «Великая сила голоса» Цель: Познакомить с основами совершенствования техники речи, способствующие оптимизации педагогического общения с родителями. Задачи: Совершенствовать коммуникативно- речевые умения анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения по тембру, интонационной окраске, темпу и другим качествам голоса. Форма работы: Тренинг, коллективные игры, индивидуальная работа, работа в парах. Информация для педагогов. Голос обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, он может быть обращен ко многим участникам коммуникации. Кроме того, голос при известных условиях позволяет расположить к себе собеседника( это особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание. Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким ди апа зоном( как высотным, так и динамическим) , большей гибкостью и разнообразием тембра. Во многих случаях необходимыми атрибутами профессионального голоса также являются полетность, адаптивность, помехоустойчивость и суггестивность. Речеголосовой тренинг. Развитие речевой культуры – серьезная и каждодневная работа, первый этап который –о владение техникой речи( работа над речевым дыханием, речевым голосом, дикцией) . Все типы упражнений необходимо выполнять систематически. Начинать надо с тренировки дыхания, затем переходить к артикуляционным упражнениям, которые обеспечивают четкую дикцию, после чего к упражнениям на мимику и интонацию. Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения выполняются при открытой форточке или сразу после проветривания помещения. «Дыхание жизни». И. П. - стоя руки опущены вдоль тела, ноги шире плеч. Расслабьтесь. Вдох производите медленно через нос, как бы принюхиваетесь. Сначала заполняйте воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем диафрагму, а затем грудь. При окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, затем медленно выдыхайте: грудь – диафрагма – живот( 6 сек вдох, 6 сек. в ыдох) . Упражн ение следует повторить 10- 12 р аз, пока вы не почувствуете прилив бодрости. Самоконтроль: не надо сосредотачиваться и мысленно контролировать последовательность дыхания. Процесс должен происходить автоматически, равномерно. Это упражнение снимает сонливость и создает бод рое настроение. «Объем дыхания». И. П. - стоя ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, а затем очень громко, с выражением, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение «Наша Таня». Читая стихотворение, медленно наклоняйтесь: концовка стихотворения должна совпасть с окончанием наклона. Цель упражнения – расширить объем дыхания. Делая его, не вдыхайте воздух. Нужно распределить вдох, так чтобы его хватило на все стихотворение и возвращение тела в исходное положение. Повторите упражнение 3- 5 раз. Самоконтроль: Постарайтесь не задыхаться и не хватать ртом воздух. При чтении стихотворения воздух необходимо распределить, так чтобы не пришлось читать на голосовых связках, напрягая мышцы шеи. «Сила дыхания». И. П. - стоя, ноги на ширине плеч. Медленно, как в предыдущем упражнении, наклоняясь, громко прочтите стихотворение через нос с закрытым ртом. Следите за тем, чтобы воздух при первом же слове не ушел через нос. Это упражнение нужно выполнить 3 раза. Самокнтроль: Помимо требований, изложенных в предыдущем упражнении, надо добиваться того, чтобы слава звучали внятно, чтобы окружающие могли понять, что вы читаете. «Длительность дыхания» И. П. - стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните, задержите дыхание и произносите: как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки, Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…. Самоконтроль: Долгое дыхание появляется не сразу. Но постоянными тренировками вы добьетесь того, что сможете на едином выдохе сосчитать всех Егорок. С помощью этого упражнения можно провести самодиагностику и выявить успехи за определенный период времени. Речевое( диафрагмально – брюшное) дыхание играет в работе педагога первостепенную роль: если он не владеет таким дыханием, его голосовые связки подвергаются большой опасности, проявляющейся в различных профессиональных болезнях( ларингит) . Фонационное дыхание характеризуется быстрым вдохом и долгим выдохом. - Тренировка вдоха( всегда носом и незаметно) ; - Тренировка выдоха( порционность выдоха) ; Артикуляционная гимнастика для губ. «Рекламная растяжка». Представляем огромную рекламную растяжку через улицу и начинаем губами вытянутыми в «пятачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию «Шторки». 1- верхняя губа поднимается так, что зубы обнажаются; 2- губы принимают и. п. ; 3- нижняя губа опускается, обнажая зубы; 4- губы возвращаются на место. Сначала делаем упражнение беззвучно. Потом подключаем звучание: «верхняя шторка»- В; нормальное положение губ – М; «нижняя шторка»- З; возвращение губ в и. п. – М; После каждого упражнения или усталости губ сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуками ТПРРУ. Самоконтроль. Следите за тем, чтобы работали губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы исключить её движение. « Покусывание ». Начинаем гимнастику с поочередных покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа. «Жвачка». Делаем активные крупные жевательные движения; при смыкании челюстей происходит «почесывание »г уб с внутренней стороны. «Почесывание». Нижние зубы почесывают нижнюю губу. Начинаем медленно, затем увеличиваем темп движений. «Хоботок –у лыбка». Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на 3 сек. ; затем растягиваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксируем; снова вытягиваем; растягиваем в улыбку, обнажая зубы. По мере выполнения упражнения увеличиваем темп. Артикуляционная гимнастика для языка. «Двойные уколы в щеки». При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные колы языком попеременно то в левую, то в правую щеку. «Жало». Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную условную точку, которая может располагаться с любом месте нашей аудитори и( внизу, слева, справа, вверху) . «Часовая стрелка». Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами, язык гладит верхние и нижние десны. Направление движения языка меняем. «Чаша». Широко открыть рот, язык высунуть, поднять кверху, подерэжать в таком положении и убрать. Только после того, как кончик языка коснется верхнего нёба, закрыть рот. «Окно» Широко открываем ро т( окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого упражнения. Максимально работает высунутый язык: «горизонтальны »( язык перемещается влево- вправо) ; «вертикаль»- ( вверх- вниз) ; «крест»- ( вверх, вправо, вниз, влево) ; «круги»( движение по часовой стрелке и против нее) ; Если язык устает, положить расслабленный язык и потрясти головой, так чтобы язык болтался из стороны в сторону. В этом положении очень быстро отдыхают все мышцы языка. Самоконтроль. Оцените, удалось ли разнообразить средства интонационной выразительности речи и над чем необходимо работать. Работа над голосом. Над этим можно работать с помощью простых упражнений, направленных на озвучивание дыхания: « Шмель», «Ветер», «Гудок». Вдох через нос( короткий) , пауза, выдох через рот с подключением голоса в виде звукоподражания полету шмеля, шуму ветра, гудку паровоза. Работа над дикцией. Дикция зависит от грамотной работы органов речи, играет важную роль в работе педагога, так как привлекает слушателей своей красотой или отталкивает неотесанностью звучания фраз. Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умения правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить, не сколько быстро, сколько отчетливо. - Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. - Дал взятку – ты взяткодатель, а взял взятку – ты взятковзятель. - Врал крал в ларь, враля брала из ларя. - Не только у прокурора компромат на вора, но и у вора компромат на прокурора. Важно! После того как сказали, запишите, затем прорговорите тих и медленно, беззвучно и, шепотом, тихо. Громко, можно и пропеть. Четкость дикции достижима при автоматической рефлекторной, хорошо скоординированной работе артикуляционного аппарата.

Оставить комментарий: