a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Компетентностный подход на уроках окружающего мира"

Автор: Чуруксаева Ольга Николаевна Опубликовано: 2023-10-10 15:43:01

Документы для скачивания

Индекс УДК 376. 356 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Автор: Чуруксаева Ольга Николаевна Адресные данные автора: КГБОУ «Минусинская школа – интернат» 662606 г. Минусинск, ул. Б отаническая 32 churuksaeva@ mail. ru Аннотация: статья содержит требования ФГОС НОО к формированию основных компетенций у учащихся начальной школы. Рассматриваются технологии и методы реализации компетентностного подхода. Приводятся примеры заданий из курса «Окружающего мира» за второй класс, направленные на формирование компетенций у младших школьников. Ключевые слова: компетентностный подход, ФГОС НОО, предмет «Окружающий мир», младшие школьники. THE COMPETENCE APPROACH ON THE LE SSONS OF THE SURROUNDING WORLD Author: Churuksaeva Olga Nikolaevna The address data of the author: KGBOU" Minusinsk school- boarding» 662606 g. Minusinsk, Botanicheskaya str. , 32 HYPERLINK" mailto: churuksaeva@ mail. ru" churuksaeva@ mail. ru Abstract: the article contains the requirements of education standards for the formation of key competencies in elementary school students. Explores the techniques and methods of realization of competence approach. Examples of tasks from course" Surrounding world" for the second class aimed at formation of competences in pupils. Key words: competence approach, education standards, the subject of" Surrounding world" , younger students. В соответствии с требованиями ФГОС НОО формирование творческого потенциала личности возможно только в ходе учебных занятий, направленных на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Это стало возможным с введением компе тентностного подхода в деятельность нашего образовательного учреждения. Для реализации компетентностного подхода используются следующие педагогические технологии: - личностно- ориентированный подход в обучении; - создание проблемных ситуаций, способствующих развитию когнитивных уме ний; - здоровьесберегающие технологии( смена видов деятельности, проведение физкультминуток и физкультпауз способствуют здоровьесбережению) ; - проектные методы, направленные на проявление и раз витие личностных каче ств шк ольника, сплочени е детского коллектива, разви тие интеллектуальных способностей, самостоятельности, умений планировать, принимать решения, оц енивать результаты, приобретение школьниками опы та при разрешении реальных проблем в будущей жизни; - обучение сотрудниче ству( парная, групповая работа) способствует социализации младших школь ников, развивает коммуникативные способности; - информационно- коммуни кативные технологии, помогающие конструировать урок с использованием информационно- коммуникативных обучающих средств, создавать учащимся творческие работы; - дифференцированный и индив идуальный подход к уча щимся, способствующий целенаправленно решать задачи экологического вос питания детей, возникновения необходимых ценностных ориентации. Для реализации компетентностного подхода применяются следующие методы. Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систе матических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально- чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логиче ских операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать на выки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений фор мируется очень важное качество личности- наблюдательность, т. е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не вы деляющееся из окружающего. Частично- поисковый метод обучения, когда обучающиеся решают про блему под руководством учителя, выполняют самостоятельно некоторые эта пы поисковой деятельности, рассуждают, анализируют, сравнивают, обобща ют, делают выводы и т. д. Результаты обобщения могут быть представлены в виде: - сформулированного правила, свойства, определения, вывода; - модели, схемы, таблицы( н- р связи в природе, группы расте ний, группы животных) ; - памятки- алгоритма( н- р, описания времени года) и т. п. Вариантом частично- поискового метода является эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых яв ляется шагом на пути к решению проблемы. Учитель, задавая эти вопросы или организуя наблюдения и анализ материала, подводит обучающихся к откры тию какой- либо закономерности, формулировке понятия( н- р, о дикорастущих и культурных растениях, о взаимосвязи в природе) . При выполнении опытов и практических работ нужно учить детей ви деть проблему, предлагая задавать вопросы. Можно предложить детям выдви гать гипотезы, делать выводы( н- р, измерение тем пературы, исследование состава почвы) . Для реализации компетентностного подхода необходимо: - регулярно задавать детям вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами? », «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения? »- проблемные вопросы и задания, направленные на формирование у обу чающихся умения применять знания в новой ситуации. Например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен? », включив в нее следующие жизненные ситуации: 1. Малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке? 2. Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру? 3. Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву? 4. Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли надевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать? Тема: «Какие бывают животные». - Почему на поле живет мало зверей? ( выбери главное) Мало пищи. От крытая местность. Много врагов. - Чье это меню? Расскажи об этом животном. Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед. Тема: «Какие бывают растения» Части растений( Загадка) Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки- дробинки. ( Горох, фасоль, редис, репа) О каких частях растений говорится в загадке? Какие загадки о различных частях растений вы знаете? - Что произойдет, если всю воду из реки человек потратит на свои нуж ды? - Как ты думаешь, может ли такое случиться? - Какое участие в сбережении воды мог бы принять ты и твои друзья? - Прочитай просьбу жителей водоема, которую они направили эколо гам: «Лягушки по ночам нам спать не дают. Хотим извести их, да не знаем как, к каким последствиям может привести полное исчезновение лягушек. Дайте нам мудрый совет». Предположи, какой ответ дал эколог: A) станет меньше комаров и мошек; Б) станет больше цапель и аистов; B) нельзя нарушать природные связи. - включать работу над учебными проектами. Метод проектов развивает познавательный интерес, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности, учит общению. - включать творческие и продуктивные задания, например, отгадывание загадок и ребусов( Придумай загадку про воду( воздух. . . ) и загадай её другу) , задания на поиск ошибок. Например, прочитай текст. Что неправильно делали герои? Зачеркни эти слова, а сверху напиши, как они должны были поступить. Теплым весенним днем школьники отправились в лес. Мальчики налома ли веток, срубили молодую елочку и развели костер. Девочки в это время на рвали ландышей. После обеда все пошли смотреть старинную церковь. Воз вращаясь, ребята прошли мимо своего горящего костра. Дальше они вернулись домой. Результатом познавательной деятельности может быть создание нового продукта( сочинения, рассказа, плаката и др. ) . - Подготовь рассказ о своем питомце; - Напиши небольшое сочинение о том, есть ли на твоей улице растения. п очему нужно озеленять город. - Вместе с другом придумайте плакат на тему: «Охраняйте водоемы! ». - Придумайте и нарисуйте свои экологические знаки. - Изобрази сказочное небо( или небо по своим наблюдениям) . Поиск информации и составление сообщений, организация выставок( по делок, фотографий, рисунков) . Для формирования познавательных УУД: - прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверьми. Этот материал не только помога ет в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и вос питывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их( Н. Сладков «Вести из леса») . Привлечение произведений художественной литературы к изучению при родоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, оживляют урок, вызывает интерес учащихся. - дидактическая игра- творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явле ния окружающей действительности. «В магазине природы». Игра. Перед открытие магазина директор просит продавцов распределить рас тения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку. Отделы: а) теневыносливые: аспидистра, бегония, кливия, традесканция; б) тенелюбивые: аспарагус, алоэ, хлорофитум, плющ; в) светолюбивых: кактус, колокольчик, монстера. «Я- диктор» Ведущий описывает погоду, остальные определяют время года. «Отгадай животное» Ведущий от имени животного рассказывает о себе, остальные отгадывают его название. Формы организации учебного процесса. 1) Традиционные и нетрадиционные уроки, обобщающие уроки. 2) Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Примеры заданий для парной и групповой работы. - Выпишите из текста основные природные явления осени. Обсудите по лучившиеся варианты. Если необходимо, дополните свою работу( сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками) - Порассуждайте с другом: почему дождь хорошо, а почему дождь плохо, ( обсуждение проблемы) - П оиграйте в игру « Да- нет- ка ». ( совместная игра) - Прочитайте тексты: один- про аквариумных рыбок, а другой — про хо мяков. Расскажите по очереди друг другу, что вам удалось узнать, ( взаимообу чение) - Совместное проведение опытов. - Назови какое- либо животное, а твой друг определит, к какой группе оно относится( взаимоконтроль) . - Обсудите, почему многие растения и животные стали редкими, исче зающими. 3) Внеурочная деятельность может происходить в разнообразных формах: походы и экскурсии; проведение дидактических и ролевых игр; учебные диа логи; проектная деятельность; различные творческие задания; организация по сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром; а также локальные воспитательные мероприятия в начальной школе: праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, турниры. Экскурсии в природу- классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно- познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Экскурсии могут включать и эле менты поисковой работы. При повторении материала часто использовалась самостоятельная работа учащихся. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими. Большую роль сыграли на этом этапе ра боты перфокарты, карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Такие карточки рассчитаны на разный уровень знаний учащихся Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природо охранительных делах: озеленении школы, поддержании чистоты в парках, скверах, уходе за домашними животны ми, подкормке птиц и зверей. Проведение конкурсов, тематических вечеров, праздников с участием ро дителей позволяют подвести итог проделанной работе. REFERENCES Занина, Л. В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности учителя начальных классов/ Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова    / / Основы педагогического мастерства/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/ Д. : Феникс, 2016. Саяхова Е. В. Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования». - ЭНГЕЛЬС, 2015. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов/ / Политика в образовании[ Электронный ресурс] . http: / / barierovnet. org/ glavnaya- zadacha- sovremennoj- sistemy- obrazovaniya/

Оставить комментарий: