a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа Веселые краски по нетрадиционному рисованию для детей с РАС

Автор: Саранина Елена Хакимжановна Опубликовано: 2023-10-15 15:50:56

Документы для скачивания

Педагогическая практика с детьми дошкольного возраста с РАС Авторский коллектив с указанием должностей: Саранина Е. Х –в оспитатель компенсирующей группы Круглова Т. В. –воспитатель компенсирующей группы Ме шегешеа Н. А. - воспитатель компенсирующей группы Калабина Г. Ю. –воспитатель компенсирующей группы Описание практики: нетрадиционное рисование Название практики: » «Веселые краски» » Краткое описание практики( аннотация практики не более 200 слов) ; Известно, что изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально- волевой и двигательно- моторной сфер, способствует развитию потребности в общении.  Детей с аутизмом не так то просто научить рисовать правильно. Их в принципе сложно чему- то научить, так как они мало подвержены влиянию других людей, такова сущность их состояния. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером и т. д Дети пробуют рисовать предметы руками( ладонью, пальцами, кулаком) , получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки. Цель данной практики: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с РАС посредством использования нетрадиционной техники рисования. З адачи: Обучающие: - познакомить детей с разнообразными видами нетрадиционных техники рисования- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов- учить применять предметы обихода в нетрадиционных техник рисования Развивающие: - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание, речь, мелкую и крупную моторику рук дошкольников- развивать навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми. Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. - воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность. Сфера применения: образовательная/ воспитательная деятельность, в рамках какого возраста/ уровня образования применяется данная практика; образоват ельно- практическая деятельность Опишите проблему на решение которой направлена данная практика; Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта.  Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки. Опишите целевую группу, для ко торой применяет данная практика: Дети дошкольного возраста с РАС 8. Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе да нной/ практики: - развивают специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Кто реализует данную практику( педагог, педагог и специалист психолого- педагогического сопровождения, команда педагогов и специалистов, тьюто р, педагог- психолог, волонтеры) : Команда педагогов Степень участия воспитанников и категория воспитанников, участв ующих в практике: С овместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. О риентирована на работу с воспитанниками в возрасте от 4- 7лет с РАС. Степень вовлечения родителей: Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы: Оформление творческих детских работ для родителей Проведение бесед Консультаций Совместное проведение мероприятий Совместное творчество родителей и детей Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми. Опишите этапы и содержание профессиональных действий при реализации данной практики; Подготовительный этап: Проведение диагностики основанной на методе наблюдения. В процессе наблюдения за ребёнком в свободной игре и в процессе ООД за основу берутся оценки таких параметров, как эмоционально – поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности. А также заполняется карта «Диагнос тики изобразительной деятельности» по методике Г. А. Урунтаевой( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Практический этап Примерное перспективное планирование коррекционно –развивающих занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Заключительный этап- Заполнение диагностической карты «Диагнос тики изобразительной деятельности» по методике Г. А. Урунтаевой- Выставка детских работ Какое время необходимо для реализаци и всей практики и каждого этапа: Практика рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в неделю 1, в меся ц 4 занятия. В год проводится 34 занятия. Длительность занятия 15- 20 мин. Подготовительный этап 1 месяц( сентябрь) Практический этап – 7 месяцев( октябрь- апрель) Заключительный этап- 1 месяц( май) Какие условия необходимы для реализации данной практики( материально- технические, организационные, социальные и т. п. ) ;       Материалы и оборудования: - Наборов разнофактурной бумаги. - Дополнительного материала( природного, бытового, бросового) . - Художественно- изобразительного материала. -   Нетрадиционных инструментов для художественного творчества. - Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам; -   Демонстрационного  наглядного  материала. Материально- технические: 1. Бумага разного формата и цвета. 2. Гуашь. 3. Акварельные краски. 4. Целофановые пакетики. 5. Мятая бумага. 6. Поролон. 7. Манная крупа. 8. Трубочки от коктейля. 9. Восковая свеча 10 Восковые мелки 11. Одноразовые вилочки. 12. Ватные палочки. 13. Крышки от минеральной воды или сока. 14. Кисточки. 15. Чашечки для гуаши. 16. Баночки для воды. 17. Заготовки рисунков. 18. Салфетки влажные. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики( ассистивные, дид актические, методические и т. д Принципы использования средств обучения: 1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. 2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей с РАС более развита нагляднообразная память, чем словесно- логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. 3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. 4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Дидактические: ……………… Дидактические игры 9ПРИЛОЖЕНИЕ) Методические: Методы и приемы: - коммуникативные( беседа, художественное слово, напоминание о п оследовательности работы, диалог, расширение и активизация словаря) ; - наглядные- практические- игровые( оригинальность сюжета, мотивация) ; - личностно – ориентированные( проблемные вопросы и ситуации) ; - педагогические( стимулирование, авансирование успеха, пауза) . Методические рекомендации Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Виды и техники нетрадиционного рисования. Учитывая особенности дошкольников с РАС, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей с РАС третьего уровня развития при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»( ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) , оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью. Для детей второго уровня развития с РАС: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+ акварель; свеча+ акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки( ниткография) . Дети первого уровня развития с РАС могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография Опишите, на какие результаты направлена данная практика, какими инструментами и методами они оцениваются; Данная практика способствует: - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки. - Расширение и обогащение художественного опыта. - Формирование предпосылок учебной деятельности( самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. - Сформируются навыки трудовой деятельности- а ктивность и самостоятельность детей в изодеятельности; - умение находить новые способы дл я художественного изображения; - У мение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Планируемые результаты: - проявляет интерес к изобразительной деятельности; - установление контакта между взрослым и ребёнком; - использует различные техники и способы создания изображения; Оценивать можно по диагностической карте по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой Перспективы развития практики Межсетевое взаимодействие с 8 школой «День открытых дверей для выпускников и их родителей) Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации данной практики. Личностные, индивидуальные качества: - Креативность- Артистические Ссылки на материалы практики, размещенные на сайте организации. Нет При наличии публикации материалов по теме реализуемой практики, укажите ссылки на источники( иначе «Нет») . Нет Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования. Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет. Например, отпечаток ладони – птичка, сидящая на ветке дерева или в траве. Можно использовать различные поролоновые губки, вату, природные материалы. Изображаем блины на Масленицу, мамин яблочный компот, заснеженный лес, поляну цветов и т. д. Каракули, любимые многими детьми, рисуются восковыми мелками или пастелью. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие. Если впоследствии еще и закрасить акварелью весь лист, то ребенок увидит как волшебным образом проступает предыдущий рисунок. Обыгрываем как сказку, например, про узор на окне от дыхания Морозко. Кляксография –– одна из самых любимых детьми техник рисования. Выдувание трубочкой не каждому по силам, этому многим сначала нужно научится, не втягивать воздух, а выдувать. Наносится на бумагу клякса, одна или несколько и ребенок начинает дуть. Педагог по мере необходимости поворачивает лист, чтобы клякса раздувалась в нужных Опыт коррекционно- развивающей работы с использованием рисования разными техниками позволяет сделать вывод, что такая система занятий однозначно дает положительный эффект в работе с аутичными детьми. Методические рекомендации по работе с данной категорией детей. - Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения к нему, т. к. его может вспугнуть громкий голос, резкое движение, излишняя активность и суетливость взрослого. - В то же время ситуация знакомства не должна быть абсолютно нейтральной, необходимо дать ребенку понять, что мы находимся здесь ради него, что нам интересно то, что он делает. - Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Можно начать рисовать с ним одну картинку. Если он отказывается, педагог может начать без него. В конце концов ребенок подключится- Есть дети, которые постоянно находятся в движении, либо погружены в созерцание природы за окном. Основная задача педагога – организовать место для расположения листа бумаги, например на окне, подоконнике или на диване, зная, что ребенок будет двигаться в этом направлении или стоять на своем любимом месте. Именно здесь возможно с большей вероятностью присоединиться к его аутостимуляции, постараться наладить контакт и привлечь к деятельности. Главная задача – постепенно сформировать для совместной работы постоянное место и не обязательно сидя за столом, т. е. выработать необходимый стереотип занятия. - Рисовать надо достаточно быстро, чтобы ребенок, который быстро пресыщается и не в состоянии долго удержать внимание на рисунке, успел схватить целостный образ. Если ребенок отвлекся, отошел в сторону, необходимо завершить и прокомментировать изображение, постараться, чтобы рисунок попал в поле его зрения еще раз. - Заранее должны быть подготовлены краски, инструменты для рисования, чтобы обеспечить возможность подключить ребенка к рисованию, как только у него возникнет такое желание, а также не отвлекать от процесса, если ребенок выльет воду или отберет у рисующего кисточку. - Надо стараться сохранять рисунок целым, не позволяя ребенку порвать или замазать его, нужно успеть вовремя убрать лист, например сказать, что нужно «высушить краску», «отправить на выставку» или «подарить маме». Необходимо отметить некоторые особенности изобразительной деятельности детей с РАС: - Детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность; - Основное внимание педагога при рисовании с таким ребенком обращается непосредственно на процесс работы, а не ее результаты, так как дети зачастую не проявляют интерес к рассматриванию и обсуждению рисунков, как только заканчивают их создание. Известно, что изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально- волевой и двигательно- моторной сфер, способствует развитию потребности в общении.  Детей с аутизмом не так то просто научить рисовать правильно. Их в принципе сложно чему- то научить, так как они мало подвержены влиянию других людей, такова сущность их состояния. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки. Структура занятий: Первая часть занятия. Процесс формирования замысла. ( в результате ребенок должен понять- Что? и К ак? надо делать) Это очень ответственная часть занятия- от того, как воспитатель построит именно эту часть занятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Одной из главных задач воспитателя- создать атмосферу творчества и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легковозбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Эмоциональным моментом может быть и рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. Обследование предмета, анализ натуры- ответственный момент, формирование у детей умения смотреть- одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей работы имеют свою специфику в каждом виде изо деятельности. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета. Вторая часть занятия. Воплощение замысла. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ставил не творческие, а технические задачи, например отработку приемов рисования, лепки, аппликации, то и в этом случае нужно дать детям возможность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить её. Дети с увлечением выполняют задание, находятся в атмосфере творчества или сотворчества, внимательны и с уважением относятся к работающим рядом детям. Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске- стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом. 20 3. 2. Перспективный план занятий кружка «Весе Техники рисования. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью( пришлепывание, прихлопывание, размазывание) , пальцами( размазывание, примакивание) , которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой « пальцеграфия » начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр- тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных( обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии) . При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого- либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок. Печатка- является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1- 1, 5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что- нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т. д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки( по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами) , изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т. д. Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали. Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже. Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом( небо) , а нижнюю – голубым( вода) . Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предмето в– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск. Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых( бабочек, жучков) , морских животных( медузы, осьминоги) . Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов. Также существует техника «рисование нитками»( ниткография) . Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток( 2- 5 шт. ) длиной 7- 10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона( высота- 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм) , бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным. Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одном – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок( трава) , а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы. Практический этап Примерное перспективное планирование коррекционно –развивающих занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. Младший дошкольный возраст № п/ п Тема Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование Октябрь 1- 2 Игры с пластичыми материала ми Пластильнография( рисование пластилином) Учить мять и отщипывать пластилин. Учить надавливающим движением и размазывающим. Развивать тактильные ощущения. Предложить кусочек теста, затем — глину. Обратить внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами Пластилин разных цветов, кусочек теста, гл и н ы. Л и с т картона 1/ 2А4. 3 Яблочки на тарелочке Пластильнография( рисование пластилином) Учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Круг и з тонированной бумаги. Пластилин красного или желтого цвета. Я блоки дл я рассматривания и угощения детей, салфетка для рук. 4 Ягодки на тарелочке Пластильнография( рисование пластилином) Учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Круг из тонированной бумаги. Пластилин красного цвета салфетка для рук. Муляжи или натуральные ягодки. Ноябрь 1 Моя любимая чашка Рисование ватными палочками Учить украшать простые по форме предметы. Нанося рисунок по возможности на всю поверхность бумаги, украшать в техники печатания. Воспитывать аккуратность Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочка, салфетки, предметная картинка чашечка. 2 Тарелочка Рисование ватными палочками Учить украшать простые по форме предметы. Нанося рисунок по возможности на всю поверхность бумаги, украшать в техники печатания. Воспитывать аккуратность Вырезанные из бумаги круг, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочка, салфетки, предметная картинка тарелочка. 3 Клубочки Пластильнография( рисование пластилином) Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Плотный белый картон, размер 1/ 2 А 4. Пластилин ярких цветов. Салфетка для рук. Д оска для лепки. Клубок с нитками, игрушка – котёнок. 4 Самолёт летит Пластильнография( рисование пластилином) Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение новыми деталями деталями( окошками- иллюминаторами) , используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Плотный белый картон, картон синего( голубого) цвета размер 1/ 2А4. Пластилин серого и желтого цветов. с алфетка для рук. Доска для лепки. Стека. Самолет- игрушка. Декабрь 1 Витамины Пластильнография( рисование пластилином) Учить передавать посредством пластилинографии изображение витаминки. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. . Лист бумаги с контурным изображением баночки Пластилин разного цвета салфетка для рук. Иллюстрация с изображением витаминов. 2 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью, учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность Маленькая ёлочка вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, влажные салфетки. 3 Конфетки на тарелочке Пластильнография( рисование пластилином) Учить передавать посредством пластилинографии изображение конфетки. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Вырезанный из цветного картона круг. Пластилин разного цвета салфетка для рук. Конфетки 4 Конфетки Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Дорисовывать фломастером изображение. Вырезанный из цветного картона круг, разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные, фломастеры Февраль 1 Маленькой ёлочке холодно зимой Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа( снежинки, снежные комочки) . Лист бумаги с наклеенной ёлочкой, разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные 2 Весёлый снеговик Тычок жёсткой полусухой кистью Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью, учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Вырезанный из бумаги снеговик( два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, лист бумаги тонированный тёмным цветом 3 Мы рисуем что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии. 4 Мои рукавички Рисование ватными палочками Упражнять в техники печатания. Закрепить умение украшать предмет не сложной формы, нанося рисунок по возможности на всю поверхность Вырезанные из бумаги рукавички разных размеров, ватные палочки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, влажные салфетки. Март 1 Бусы для мамы Пластильнография( рисование пластилином) Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из н ескольких частей, располагать элементы( бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать ум ение скатывать из пластилина ко лбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Формировать знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Формировать знание о цвете, развивать чувство ритма. Плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/ 2 А 4. Пластилин ж ел т ого и красного цветов. Стека. Салфетка для рук; доска для лепки. Разные бусы. 2 Бусы для куклы Рисование пальчиками Использование различных вариантов исполнения одного рисунка. Л ист белой бумаги с контуром нитки для бус, размер 1/ 2 А4. Краски жёлтого. Зелёного, Салфетка для рук; красного цвета. Разные бусы. 3 Мы рисуем что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии. 4 Солнышко Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Лист бумаги голубого цвета 1/ 2 А 4, жёлтая гуашь в мисочке, влажные салфетки. Апрель 1 Мой любимый дождик Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек Два листа бумаги А 4 светло – серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки влажные, зонтик. 2 Экспериментирование с акварельными красками Рисование акварельными красками на мокром листе Учить смешивать краски, рисовать акварельными красками на мокром листе Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки. 3 Дождик Рисование по сырому фону Совершенствовать умение рисовать акварельными красками на мокром листе Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки. 4 Цветики- цветочки Рисование по сырому фону Совершенствовать умение рисовать акварельными красками на мокром листе Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки. Май 1 Воздушные шары Пластильнография( рисование пластилином) Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными. Научить преобразовывать шарообразную форму в движениями овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. . Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/ 2 А 4. Пластилин красного, синего, зеленого цветов. В оздушный шар красного цвета. 2 Воздушные шары Рисование пальчиками Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Белый лист бумаги размером А 4, разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные. Воздушные шары разной формы.

Оставить комментарий: