Программа кружковой работы «Развивайка» с детьми подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей №17 «Звёздочка» города Лесосибирска»
Программа работы
кружка «Развивайка»
на 2022-23 учебный год
Подготовительная группа
Воспитатель:
Петрова Л.С.
АКТУАЛЬНОСТЬ Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для стимулирования и развития логического мышления с детьми через игру в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому. Судить об особенностях наглядно-образного мышления детей можно на основе тех мыслительных средств, которые они используют при решении задач.
Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Также дошкольнику оказывается доступной задача точно воспроизвести на листе бумаги пространственные отношения между элементами одного сложного объекта или совокупностями объектов. Например, он может нарисовать группу точечных объектов, что необходимо для развития письма. Не случайно это задание входит во многие тесты готовности ребенка к школе. В этом возрасте ребенок свободно запоминает список из 10 слов и произвольно воспроизводит его. Кроме того, он в состоянии совершить мысленное преобразование образа предмета (например, может представить, что получится, если разрезать лист бумаги пополам). Такие преобразования важны для усвоения различных математических отношений. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий (например, правильно определяет, какая из двух машин едет быстрее).
ТЕМА: «Развивайка».
ЦЕЛЬ: повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу
Развитие у дошкольников способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе. Развивать
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе
приобщения к искусству оригами.
упражнений активизируется
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
- Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Совершенствовать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ КРУЖКА: 2022-2023 учебный год.
КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ: 8
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: подготовительная группа «Звёздочки» в д.с. №17 «Звёздочка».
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебство из бумаги» (подготовительная к школе группа)
№ |
Ф.И. ребенка |
Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить |
Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения |
Украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) |
Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. |
Точность и аккуратность выполнении работы |
Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы
|
Общее количество баллов |
Процент усвоения программ мы |
|
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
октябрь |
1. |
Лягушонок. |
Закреплять умения работать с бумагой. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать глазомер. |
Цв. бумага размером7,5 *7,5 см (для головы); 7,5 *7,5 см (для туловища);4*4 см(по 2 квадр. на каждого ребенка- лапы) лист цветной бумаги 15*15смили картон, цветной гофрокартон шириной 1 см., клей, объемные глаза, бант. |
Привлечь родителей к детской продуктивной деятельности.
|
Кружок поможет развить зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику руки, глазомер у детей.
|
2. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, воображения.
|
Кубики Никитина, схемы 1-10. |
|||
3. |
Игра конструктор «Колумбово яйцо» |
Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.
|
Конструктор, схемы 1-4 |
|||
|
4. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы |
||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
ноябрь |
1. |
Ожившая картинка «Аквариум» |
Научить складывать базовую форму «двойной треугольник» |
Готовая поделка. Цветная бумага размером 7,5 *7,5 см по 2 квадрата (для рыбки); цветной гофрокартон шириной11*17 см, клей.
|
Оживить картину с ребенком с помощью создания задуманного сюжета и приготовленных заготовок. |
Кружок поможет подготовить детей к школе. В процессе изготовления поделки будет развиваться пространственное воображение.
|
2. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, художественных способностей.
|
Кубики Никитина, схемы 11-20. |
|||
3. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы |
|||
4. |
Игра «Что сначала, что потом?» |
Развивать логического мышление и речь детей дошкольного возраста. Учить обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, развивать внимание, наблюдательность, связную речь.
|
Картинки из серии игры. |
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
декабрь |
1. |
Елочка. |
Создавать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника. Познакомить с новой формой складывания «водяная бомбочка». Развивать мелкую моторику рук. |
Готовая поделка «ёлочка», на каждого ребенка – 3 бумажных квадрата (15*15, 12*12, 9*9 см) зеленого цвета, клей-карандаш, цветной картон.
|
Подарить сделанную поделку своей семье с воспитанником.
|
Кружок будет способствовать развитию детей перед поступлением в школу Развитие художественного вкуса, творческой способности и фантазии детей.
|
2. |
Игра «Танграм» |
Развивать устойчивость внимания, закреплять представлений о геометрических фигурах. |
Комплект из геометрических фигур
|
|||
3. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения. |
Занимательные рабочие листы
|
|||
4. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, художественных способностей. |
Кубики Никитина, схемы 21-30.
|
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
январь |
1. |
Сердечко на подставке. |
Развивать воображение, аккуратность, усидчивость. Учить проявлять заботу о близких. |
Готовая поделка «сердечко». Лист бумаги формата А-4. Карандаши.
|
Предложить сделать родителям для ребенка поздравительную открытку к предстоящему празднику и подарить. |
Дети научаться анализировать, сравнивать. В процессе деятельности будет совершенствоваться мелкая моторика рук ребенка. |
2. |
Игра «Танграм» |
Развивать умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности.
|
Комплект из геометрических фигур
|
|||
3. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения. |
Занимательные рабочие листы
|
|||
4. |
Игра конструктор «Колумбово яйцо» |
Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.
|
Конструктор, схемы 5-8 |
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
февраль |
1. |
Лётное шоу. |
Воспитывать умение работать в коллективе. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. |
Цветная бумага размером 5 *5 см (по 3 квадрата разного цвета на каждого ребенка), цветной картон, клей.
|
Беседа с родителями о увлечениях ребенка. |
В процессе занимательной деятельности - развиваться внимание, память, логическое и пространственное воображение.
|
2. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, художественных способностей. |
Кубики Никитина, схемы 31-40.
|
|||
3. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы. |
|||
4. |
Игра «Танграм» |
Развивать сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.
|
Комплект из геометрических фигур.
|
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
март |
1. |
Подснежники |
Вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди. Научить сформировывать складки «гора» и «долина», слаживать складки «молния». Воспитывать аккуратность. |
Цветная бумага размером 6 *6 см (по 5 квадратов разного цвета на каждого ребенка) для цветка; 1,5 *15 см для стебля (по 3 прямоугольника); 7,5*7,5 см для листа (по 6 квадратов на каждого ребенка), цветной картон, клей.
|
Предложить сделать с ребенком поделку из бумаги и подарить близкому человеку. |
Дети улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. |
2. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы. |
Кубики Никитина, схемы 41-50.
|
|||
3. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы |
|||
4. |
Игра «Танграм» |
Способствовать формированию внимательности, упорства в достижении цели, способствовать творческому поиску чего – то нового. |
Комплект из геометрических фигур
|
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
апрель |
1. |
Космос. |
Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики». Научить соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. Воспитывать аккуратность. |
Цветной картон, цветная бумага размером 12 *12 см (для ракеты); 2,5 *2,5 см (3 квадрата на каждого ребенка), клей.
|
Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» |
При изготовлении - научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В игровой деятельности у детей будут совершенствоваться трудовые навыки, сформировываться культура труда. |
2. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей.
|
Кубики Никитина, схемы 51-60. |
|||
3. |
Игра конструктор «Колумбово яйцо» |
Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.
|
Конструктор, схемы 9-13 |
|||
4. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы |
|||
СРОКИ |
№ ЗАН. ДЕЯТ-ТИ |
ТЕМА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ |
ПРЕДМЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ВЗАИМОДЕЙСТ ВИЕ С СЕМЬЁЙ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА КРУЖКА |
май |
1. |
Голубь мира |
Совершенствовать навыки работы с бумагой. Упражнять в свободном выборе цвета. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
|
Цветная бумага размером 15 *15 см, нитки. |
Беседа с родителями о практической пользе кружковой работы и индивидуальные рекомендации занимательной деятельности с ребенком дома. |
Сформируются умения следовать устным инструкциям, самостоятельность, аккуратность. |
2. |
Игра конструктор «Колумбово яйцо» |
Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.
|
Конструктор, схемы 17-20 |
|||
3. |
Сложение узора по кубикам Никитина |
Способствовать развитию восприятия, комбинаторных способностей.
|
Кубики Никитина, схемы 61-70. |
|||
4. |
Задания на развитие мышления |
Развивать логическое мышление, учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.
|
Занимательные рабочие листы |
Список используемой литературы
- Мусеенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Обруч, 2010.
- Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – 2-е изд. - - М.: Айрис-пресс, 2003.
- Тема: «Детская застенчивость»
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"