a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Внедрение опыта работы: "Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации работы в образовательной области"Физическое развитие"

Автор: Алькина Светлана Алексеевна Опубликовано: 2023-10-22 17:11:05

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 города Кузнецка Организация развивающей предметно- пространственной среды в группах при реализации работ ы в образовательной области «Физическое развитие». Подготовила: воспитатель Алькина С. А. Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды   ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ДО)   к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач  предусматривается  не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом  реализации  требований ФГОС ДО является создание   развивающей образовательной среды,   которая: • Рассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного   развития  ребёнка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях; • Включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения; • Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка. Составляющие  предметно- пространственной среды  : •  пространство дошкольной организации ( группа и участок) ; •  средства ( в том числе технические, материалы( в том числе расходные, оборудование и инвентарь ( игровое, спортивное, оздоровительное и пр. ) . Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению  предметно- пространственной среды ДО. Понятие  развивающая предметно- пространственная среда определяется как   «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и  физического развития ». Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых  предложил рассматривать среду  как условие оптимального  саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может   развивать  свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой  среды, которая способствует максимальному  развитию личности ребёнка. Современные учёные и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребёнка  пространство  должно претерпевать изменения в соответствии с  развитием  потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой  среде  возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей  группы. Требования ФГОС к  развивающей предметно- пространственной среде  : •  развивающая предметно- пространственная среда  обеспечивает максимальную   реализацию   образовательного потенциала; • доступность  среды, что  предполагает  : доступность для воспитанников всех помещений  организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды   в ДО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно  развивать  индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способность укреплению здоровья и закаливания  организма каждого из них. Создавая  развивающую предметно- пространственную среду необходимо помнить  : •  среда  должна выполнять образовательную,   развивающую, воспитывающую, стимулирующую,   организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на  развитие  самостоятельности и самодеятельности ребёнка; • необходимо гибкое и вариативное использование  пространства.   Среда  должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка; • форма и дизайн  предметов  ориентирована на безопасность и возраст детей; • элементы декора должны легко сменяемыми; • в каждой  группе необходимо предусмотреть  место для детской экспериментальной деятельности; •  организуя предметную среду в групповом  помещении необходимо учитывать закономерности психического  развития, показатели их здоровья,   психофизиологические  и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого  развития, а также показатели эмоционально- потребительской сферы; • цветовая палитра должна быть  представлена тёплыми, пастельными тонами; • при создании  развивающего пространства в групповом  помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности; •  предметно- развивающая среда группы  должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область  « Физическое развитие »  в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Содержание образовательной области  « Физическое развитие »  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям  физической культурой, гармоничное  физическое развитие   через решение следующих специфических задач: •  развитие физических качеств  ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ; • накопление и обогащение двигательного опыта у детей ( овладение основными движениями) ; • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и  физическом совершенствовании. Физическое развитие   направленно на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на  развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы   организма,   развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящем ущерба  организму, выполнением основных движений. Формирование начальных  представлений  о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) Потребность в движении является важной задачей при  о рганизации предметно- пространственной среды. Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью. Задачи: формирование потребности в двигательной активности и  физическом совершенствовании; накопление и обогащение двигательного опыта; воспитание личных, интеллектуальных и  физических качеств; формирование начальных  представлений  о здоровом образе жизни. Для  реализации  задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям  физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и  физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой  группе  необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в   пространство групповой комнаты. Оборудование и материал,   которое необходимо в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками  ( для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Сенсорный стол, сухой бассейн, качалки, горки для  групп  младшего дошкольного возраста; подборка игр и игрушек для  развития  мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму.   Картотека: гимнастики  « пробуждения », утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры. Важно, что  предметная среда  имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и  развитию. Иначе говоря,   среда не только развивающая, но и  развивающаяся. При любых обстоятельствах  предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям  определённого возраста. Таким образом, создавая развивающую   предметно- пространственную среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн современной  среды  дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной  группы, на которую нацелена данная  среда.

Оставить комментарий: