Внедрение опыта работы: "Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации работы в образовательной области"Физическое развитие"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28 города Кузнецка Организация развивающей предметно- пространственной среды в группах при реализации работ ы в образовательной области «Физическое развитие». Подготовила: воспитатель Алькина С. А. Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды, которая: • Рассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребёнка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях; • Включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения; • Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка. Составляющие предметно- пространственной среды : • пространство дошкольной организации ( группа и участок) ; • средства ( в том числе технические, материалы( в том числе расходные, оборудование и инвентарь ( игровое, спортивное, оздоровительное и пр. ) . Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- пространственной среды ДО. Понятие развивающая предметно- пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития ». Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Современные учёные и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребёнка пространство должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде : • развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала; • доступность среды, что предполагает : доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды в ДО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способность укреплению здоровья и закаливания организма каждого из них. Создавая развивающую предметно- пространственную среду необходимо помнить : • среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка; • необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка; • форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей; • элементы декора должны легко сменяемыми; • в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности; • организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребительской сферы; • цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами; • при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности; • предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область « Физическое развитие » в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Содержание образовательной области « Физическое развитие » направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: • развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ; • накопление и обогащение двигательного опыта у детей ( овладение основными движениями) ; • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Физическое развитие направленно на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящем ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) Потребность в движении является важной задачей при о рганизации предметно- пространственной среды. Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью. Задачи: формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; накопление и обогащение двигательного опыта; воспитание личных, интеллектуальных и физических качеств; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Для реализации задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой группе необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в пространство групповой комнаты. Оборудование и материал, которое необходимо в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками ( для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Сенсорный стол, сухой бассейн, качалки, горки для групп младшего дошкольного возраста; подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму. Картотека: гимнастики « пробуждения », утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно- пространственную среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
- Тема: «Детская застенчивость»
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Один день из жизни группы
- "Волшебный зонт Осени"