a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на семинар по теме: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"

Автор: Шкура Юлия Николаевна Опубликовано: 2023-10-27 11:40:47

Документы для скачивания

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57 «Ладушки» Сообщение на семинар по теме: " Формирование здорового образа жизни у дошкольников" Подготовила и прочитала воспитатель: Шкура Ю. Н. Г. о. Подольск 2021 г. «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста. Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно- гигиенических, психолого- педагогических условий и подбор оздоровительных средств. «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека. Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных. Предметно- пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь, но и, обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули( игра «Шоферы») , кольцеброс, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Цель: Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Задачи: Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей; Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье; Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности; Воспитать у детей сознания того, что человек- часть природы и общества; Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой; Формировать личность ребенка; Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ: физкультурные занятия; самостоятельная деятельность детей; подвижные игры; утренняя гимнастика; физкультминутки, упражнения после дневного сна; физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники; беседы; чтение художественной литературы. Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей. Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых играх, в повседневной жизни. Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие. Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т. п. В сюжетно- ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т. п. закрепляются навыки здоровьеформирования. Фи зкультурные досуги и праздники. Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии: медико- профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие; физкультурно- оздоровительные технологии- закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; психолого- педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников; учебно- воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье; технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей; технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно- игровые занятия; коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия; «Бодрящая гимнастика после дневного сна»- эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость. Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально- благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми. Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости. Сказкотерапия используется для психо- терапевтической и развивающей работы. Медицинские здо ровьесберегающие технологии в ДОУ. технологии профилактики заболеваний; углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники; витамино- п рофилактика( фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов) ; санитарно- гигиеническая деятельность ДОУ; Принципы организации питания. Выполнение режима питания; Гигиена приёма пищи; е же дневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; Эстетика организации питания( сервировка) ; Индивидуальный подход к детям во время питания; Правильность расстановки мебели; Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие тех нологии в работе с педагогами ДОУ. Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей; Консультации для педагогов; Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико- педагогических совещаниях; Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями: Результаты работы. Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально- активной, творческой личности. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера. У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность. Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости. У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Оставить комментарий: