a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей : «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Автор: Абдуллаева Наталья Викторовна Опубликовано: 2023-10-29 17:46:56

Консультация для воспитателей на тему: « Общение как социально- психологический феномен. Значение общения в жизни человека » Подготовила воспитатель Абдуллаева Н. В. Нижневартовск, 2022 Содержание Введение ……………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Виды общения ………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Значение общения в жизни человека ……………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Заключение …………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Список литературы …………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Введение Тема “Общение как социально- психологический феномен”- одна из интересных и важных тем. Т ема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально- психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социально- психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни, деятельности, к этому изначально стремится человек. Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально- личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решек деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей: профессионально- деловой, общественной культурной( социально- бытовой, политической, религиозной, области искусства и т. п. ) , в сфере личностных отношений. В психологии принято выделять следующие закономерности общения: - наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению; - отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации; - развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается; - позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так как понимание идущей от такого партнера информации. Общение как социально- психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру: 1) восприятие людьми друг друга; 2) понимание людьми друг друга; 3) отношения людей друг к другу; В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении: - коммуникативную( обмен информацией между партнерами по общению) ; - перцептивную( взаимное восприятие и понимание людьми друг друга) ; - интерактивную( взаимовлияние партнеров) . В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп 1) вербальные( слово, речь) ; 2) невербальные( неречевые средства) ; 3) смешанные( сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении) . Виды общения Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды: М атериальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. К огнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально- психологическом развитии. Кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние. Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Важное значение в социально- психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида. Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату. В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой( руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. ) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для труда. Значение общения в жизни человека Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразны е правила общения между людьми. Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование чел овеческой психики, правильном её развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете. Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянн ым нахождением в обществе, будь то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, нап оминал бы человека лишь внешне. Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей- маугли », лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из- за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми. Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми. Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помо чь древнейшие заповеди общения: 1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мне нию, образом. 2. Проявляйте уважение к человек у, с которым вы разговариваете. 3. Доверяйте тому, с кем общаетесь. Заключение Основываясь на информации, изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтнос ть, симпатия и антипатия и т. д. В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение( или размежевания) людей, вырабатываются пр авила и нормы поведения. Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются. Список литературы Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. , 1982. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М. : Просвещение, 1995 г. Е. Ю. Чеботарёвой, В. Н. Денисенко и А. И. Крупнова «Психолингвистический анализ речевых действий» М. : Изд. РУДН, 1998 г.

Оставить комментарий: