a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».

Автор: Реутина Зоя Александровна Опубликовано: 2023-10-29 19:26:09

Документы для скачивания

Представление педагогического опыта воспитателя по теме « Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».   2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, в какие игры играли, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Народные игр ы- одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно. Меня очень заинтересовала эта идея. В течение трех лет, с 2017 по 2020 год, я работала по теме « Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста ». 3. Актуальность выбора данной теме обусловлено тем, что с появлением  новых технологий, на мой взгляд, народные игры почти исчезли из нашего быта, а детская игровая культура во многом утрачена: Народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм; Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование поведения героев современных мультфильмо в, различных детских программ. 3) Сокращается двигательная активность детей как в семье( дети привязаны к телевизору и компьютерным играм) , так и в детском саду( велика продолжительность образовательной деятельности с пр еобладанием статических поз) ; 4) Родители недооценивают значение русских народных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают их, а, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка. Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компоне нтами русской народной культуры, а именно народными играми. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно- нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами. 4 Теоретическая база опыта. При изучении данного вопроса не обойтись без теоретической базы. Помощниками в изучении этой темы для меня стала следующая литература: 1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В. , Осокина Т. Н. 2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. 3. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. 4. Князева О. Л. , Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. 5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В. 6. Картотека русских народных подвижных игр. 7. Пензулаева Л. И. . Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 5. Условия формирования ведущей идеи и задач опыта, условия возникновения, становления опыта. Изучив теоретическую базу, я определила основную цель своего опыта работы: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр. Следуя этой цели, я определила для себя круг задач: 1. Создать условия в группе для приобщения детей к русским народным играм; 2. Познакомить детей с особенностями жизни, обычаями русского народа, народными играми, истоками появления игр; 3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры. 4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народ ному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к на родным играм и т. д. 4. Использовать все виды фолькло ра( сказки, песенки, потешки, заклич ки, пословицы, поговорки, загадки, хо роводы) , так как фольклор является бо гатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Зна комить детей с народными праздника ми и традициями, народными играми. 6. В работе использовала следующие методы: - наглядный метод; - словесный метод; - игровой метод- практический метод. Новизна опыта. Возрождение русской народной игры. Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи. В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоциональн о- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре. 7. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания. Начиная работать в этом направлении, следовала следующим правилам: – выбранные игры соответствовали возрасту детей; – сюжет был интересен и доступен детям; – учитывалось общее эмоциональное состояние детей; – всегда готовилось место для проведения игры. 8. При введении новой игры продумывалось условие, в котором будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на и меющемся пространстве. Знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст. Игры   планировала и проводила  в первой и во второй половине дня. 9. РППС. Развитие предметно- пространтвенной среды. В группе есть центр книги  с произведениями русского народного   фольклора   сказками, потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками) . Важным в работе стало создание картотеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры- шутки, игры- состязания, игры с подражанием и многие другие Собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм. В своей работе использую разнообразные народные игры, предварительное з накомство дет ей с русской народной игрой, я начала с рассматривания репродук ций картин, иллюстраций, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых. Далее разучивали зазывалки. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Собирайся народ, Кто в прятки играть идёт? Для проведения полноценной народной игры необходимо было разучить с детьми русские народные считалки, т. к. традиционно в русских народных играх определить водящего можно с помощью них. Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, с юмором. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра. Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила. Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Существует множество русских народных игр, например; 10. 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т. д. 2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. " Горшки" , " Башмачник" , " Лапти" , «Липкие пеньки» и другие. Благодаря этим играм дети познакомились с обрядовыми праздниками русского народа. 1 1 3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. К этому разделу относятся игры: " Горелки" , " Жмурки" , " Ловишка" , " Краски" , " Гуси- лебеди" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива. 1 2 4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. " Тяни в круг" " Бой петухов" , " Перетяни за черту" , " Цепи кованы" , " Перетягивание каната" , «Бой мешками». Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчикам. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей. Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, продолжаем укреплять и охранять здоровье детей, через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, селу, к своим традициям и обычаям. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей повседневной жизни. Особенно на прогулке, воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон». Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например, как: «Кисонька», «Овощи», «Гуси- Лебеди», «Серый волк», продолжаем развивать творческие способности. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения. Также позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр. Кроме того, многие игры используются в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов. 13. С детьми были проведены фольклорные праздники. На Новый год, Колядки проводила такие игры, как « Бабка- ёжка », «Жмурки», «Два мороза». На Маслениц у- «Горелки», «Гори, гори ясно», « Ловишки », «Метёлка», «Пирог», « Перетягивание каната», «Сковорода». 1 4. На Пасх у- «Солнышко», «Катание яиц с горки», «Цепи кованные», Зимние забавы- « Стульчики», «Пугало», «Золотые ворота». Праздник забытых игр- «Жмурки, «Где работа – там еда», «Волшебный платок», «Тачка». 15. Осенние состязания- «Бег в мешках», «Полёт на метле», «Платок». Досуг «Народные игры стран ближнего зарубежья» играли в такие игры, «Липкие пеньки», «Продаём горшки», «Перетягивание на палках» С учениками ДСШ №1 «Русские народные забавы». и т. д. Если в начале работы главным было познакомить детей с разнообразием народных игр, то в дальнейшем работа усложнилась: приоритетными задачами стали: - самос тоятельное проведение русских народных подвижных игр, знание правил игры, умение объяснить; - знать несколько способов выбора водящего; - уметь д ать оценку игре, водящему; - уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием. 1 6. Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно- образовательного процесса. Предварительно провела анкетирование для родителей «Знаете ли вы русские народные игры». Результаты показали, что родители под забыли во что играли в детстве. Но в беседе с воспитателем вспоминали, что оказалось основными играми в детстве были: «лапта», «прятки», « выбивалы », «чижик», «казаки разбойники», «догонялки», «ручеёк», «классики», « резиночки ». Родители помогали в изготовлении атрибутов к русским народным играм, принимали участие в проведении праздников. 1 7. Для педагогов: были проведены( мастер – классы, консультации) «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста». «Воспитание культуры общения в игре». «Организация народных подвижных игр в ДОУ». Мастер –к ласс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». Мастер – класс: « Русские народные игры, как средство приобщения дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа». Мастер- класс: «Народная игра, как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста». 18. В 2018 году мною был подготовлен и реализован проек т- «Русские народные игры». Цель проекта:  формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Задачи проекта: Создать позитивный микросоциум, где каждый участник( взрослый и ребенок)   может   развить   свои   способности   в   процессе   совместной деятельности; творчески организовать общение и игру. Познакомить  с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр. Развить   физические   качества   –   быстроту,  ловкость,   выносливость   в народных играх. Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной   культуре,   народному   творчеству,   обычаям,   традициям, обрядам, к народным играм. Способствовать  развитию педагогической компетентности  родителе й. 19 2 0. Анализ результативности   опыта. Подводя итог, можно сказать, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо ральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор ческой деятельности. Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего- то приятного и светлого. Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». В результате целенаправленной систематической работы: Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных играх и праздниках; Дети знают считалки, заклички, умеют договариваться на игру, проявляют выдержку, волю, стремление к победе, соблюдают правила игры. Умеют самостоятельно организовать игру и пользоваться атрибутами для игр. Знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций. 21 Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Оставить комментарий: