a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект «Солнечный лучик»

Автор: Киселева Ольга Витальевна Опубликовано: 2023-11-01 09:52:33

Документы для скачивания

Филиал МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга» детский сад «Колокольчик» Проект «Солнечный лучик»( первая младшая группа, краткосрочный, информационно- исследовательский) Автор:   Киселева Ольга Витальевна Участники проекта:   Воспитатель, дети  младшей группы, родители. Срок реализации:  2 недели Тип проекта:  краткосрочный, информационно – исследовательский. 2023г. Первый этап: Проблема: Какого цвета солнышко? Какой формы солнышко? Как солнышко влияет на природу? Для чего нужно солнышко? Актуальность разработки и реализации педагогического проекта: Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.   В связи с этим была определена такая темы. Цель проекта: Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой( прежде всего) ; познавательной( наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; музыкально- эстетической, продуктивной. Задачи проекта: 1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир. 2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений. 3. Обогатить словарный запас детей по данной теме. 4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже». Предварительная работа: Беседы с детьми, для выявления знаний детей  о солнце. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал. Подготовка атрибутов для игр, занятий. Второй этап: Виды деятельности Тема 1. Чтение художественной литературы Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик» 2. Двигательная Подвижная игра «Солнечный зайчик» 3. Коммуникативная Дидактическая игра « На что похоже? »( по форме, цвету, ощущениям) 4. Познавательно – исследовательская Наблюдение за изменениями в природе 5. Продуктивная Проведение занятий рисования и лепки по теме «Солнышко» 6. Музыкально- художественная Разу чивание песни «Смотрит солнышко в окошко » 7. Двигательная Мало подвижная игра «солнышко и дождик » 8. Познавательно – исследовательская Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца( в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома) 9. Познавательно – исследовательская  Эксперимент «Холодно – тепло» Третий этап: Презентация материалов проекта Подведение итогов проекта. Подготовка презентации по фотографиям. Оформление выставки для родителей «наши солнышки»     Работа с родителями: Консультация на тему « как проводить наблюдения с детьми в природе весной». Изготовление атрибутов для игр и занятий. Четвёртый этап: Ожидаемый результат: - обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д. - познавательный интерес к экспериментам; - развитие у детей наблюдательности. Приложение 1. Занятие по лепке на тему «Солнышко» Задачи: Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук, прикладывать к фону и сплющивать( прижимать пальчиками) Побуждать детей к активному общению, развивать речь, мышление. ( ч увство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. Закреплять знания о солнышке. ( д ля чего оно нужно, какое оно) . Формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии. Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Материал для занятия: плотный картон голубого( синего) цвета, размер 1\ 2 А4; пластилин желтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки. Ход занятия Организационная часть Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится: Оно весь мир обогревает. И усталости не знает. Улыбается в оконце, А зовут его все. . . А вот эта загадка про кого Кто утром раньше всех встает. Кто всем тепло и свет дает? ( Солнце. ) Педагог показывает картинку с изображением солнца. - Правильно. Просыпается солнце раньше всех, умывается из тучки, чтобы быть чистым, а потом поднимается высоко в небо. - Посмотрите, какое солнышко? ( Круглое) Дети вслед за педагогом пальчиками рисуют в воздухе солнышко. - А лучи у него прямые, как наши ручки. У нас с вами две руки, а у солнышка сколько лучиков? ( Много. ) - Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех- всех обогреть, ярким светом осветить, утром разбудить – цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Вот какое доброе у нас солнце! Но однажды солнышко не вышло на небо. Пасмурное и невеселое настало утро. Видимо нездоровится солнышку, нет у него сил глазки открыть, землю светом осветить. И загрустили звери и птички, что не смогут больше играть и веселиться. Придется нам с вами выручать наших друзей: пока солнышко болеет, мы его нарисуем, только не карандашом, а при помощи пластилина. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно. ( Круглое. ) А какого цвета оно может быть? ( К расного, желтого, оранжевого) . Практическая часть Дети на выбор берут пластилин красного, желтого или оранжевого цвета. Одну часть кладут между ладошками и скатывают шарик, круговыми движениями слева направо, надавливая на него ладошкой. Готовый шарик кладут на середину картона и слегка надавливают на него, чтобы расплющить. Отщипывают небольшой кусочек от второй части, кладут между ладошками и скатывают колбаску прямыми движениями обеих рук. Получившийся лучик столбик прикрепляют к солнышку слегка прижимая к картинке по всей длине лучика. Таким же образом сделать остальные лучи. Пальчиковая гимнастика( после прикрепления нескольких лучиков дети сжимают пальцы рук в кулачок и разжимают, 3- 4 раза. ) - Утро красное пришло, - Солнце ясное взошло. Стали лучики светить Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному Прилетели тучки- Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачок, - Посмотрите, как светло стало у нас в комнате! Это ваши солнышки так ярко светят. Ребята, вот и на картине солнышко проснулось и п редлагает вам с ним поиграть. Заключительная часть В от как солнышко встает. Выше, выше, выше. ( Поднять руку с солнышком вверх, потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. ( Медленно присесть на корточки, руку опустить на пол) Хорошо, хорошо. Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. ( Хлопать в ладоши) - Вот какое замечательное, доброе солнышко! Всех ребят погладило, чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми, как солнышко. Педагог по очереди гладит всех ребят по головам, называя каждого по имени. к онспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Солнечные лучики» Цель: Закрепить геометрическую фигуру «круг», познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии; развивать мелкую моторику рук. Задачи занятия: Обучающие: Формирование навыков работы с красками; Обратить внимание детей на то, что кисть оставляет след на бумаге; пробуждение интереса к рисованию; обучение умению рисовать прямые линии. Учить детей рисовать прямые линии нетрадиционной художественной техникой – рисование пальчиком; Закрепление знаний геометрической формы «круг»; закрепление понятий «один» и «много»; закрепление знания цвета «жёлтый». Развивающие: Развивать интерес к новым техникам рисования. Развивать мелкую моторику рук. Развивать аккуратность в работе с красками. Воспитательные: Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе, Вызвать чувство радости от своего рисунка; умение доводить начатое дело до конца. Ход занятия Вступительная часть. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости? Это же солнышк о( воспитатель показывает изображение солнышка) Как ярко светит солнце! Оно гладит нас по щечкам, по головке, смотрит, все ли у нас в порядке. Заглядывает в окошко и видит, как вы играете в детском саду. Согревает и радует нас каждый день! Давайте и мы порадуемся солнышку. Встаньте все в круг и повторяйте за мной. Физминутка  «Солнышко» Встало утром солнышко( потягивание) И гулять отправилось( ходьба на месте) И на нашей улице Все ему понравилось( наклоны головы вправо- влево) Побежало солнышко Золотой дорожкой( бег по кругу) И попало солнышко Прямо к нам в окошко( складывают руки в фигуру «окошко») Вместе мы отправимся С солнцем в детский сад( ходьба по кругу) Приласкало солнышко Сразу всех ребят( дети гладят рукой по своей голове) Воспитатель: Посмотрите, какой формы солнышко? Дети: круглое. Воспитатель: А лучи у него прямые, как наши ручки. У нас с вами 2 ручки, а солнышка лучиков много. Ребята, сколько лучей у солнца? Дети: м ного. Воспитатель: У солнышка много лучиков, чтобы всех- всех обогреть: и деток, и деревья, и травку, и цветы, и животных, и букашек. Вот какое доброе у нас солнце! А сейчас, давайте сядем за столы и нарисуем доброе солнышко. Дети садятся за столы. Воспитатель: Посмотрите, ребята на ваших листочках нарисованы солнышки без лучиков. Воспитатель: Давайте нарисуем нашим солнышкам лучики. Краской, какого цвета будем рисовать солнышко? Дети: Желтого. Воспитатель: А рисовать мы будем с вами не как обычно кисточкой, а пальчиком. Посмотрите, как я рисую. Пальчик я сначала опускаю в баночку с краской и рисую лучики от кружочка в разные стороны, вот так, вытираю пальчик об салфетку. Теперь рисуйте вы. Ребята рисуют лучики пальчиковыми красками. Воспитатель: Молодцы, ребятки, у вас получились замечательные солнышки, а как они светят, ярко и тепло. Давайте сейчас сделаем солнечную зарядку для пальчиков. Пальчиковая гимнастика: Смотрит солнышко в окошко( дети сжимают руки в кулачки) Смотрит в нашу комнатку. ( и снова их разжимают) Мы захлопаем в ладошки, ( хлопают в ладоши) Очень рады солнышку! ( хлопают в ладоши) Воспитатель: А теперь покажите, какие у вас замечательные получились солнышки. Посмотрите какие красивые лучики, как их много, и какие они красивые, все ребятки постарались! Молодцы! Приложение 2 Консультация для родителей «Организация наблюдений в природе весной » Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Ребенку следует показать гармонию пробуждения природы. Капель с крыш, сосульки, потемнение и уплотнение с снега, набухание почек на деревьях и кустах, первые проталины – все может спровоцировать вопросы ребенка, если взрослый обратит его внимание на эти явления. Именно весной следует начинать развивать в ребенке навыки бережного гуманного отношения ко всему живому – все молодое хрупко, ранимо, не выносит грубого обращения. На прогулках расскажите о том, что в это время года солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее. Природные события сменяют сейчас дуг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. В начале весны продолжайте наблюдения за снегом. Сравнивай те цвет снега( серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Пока снег не растаял, а ночью еще держатся морозы, на прогулке организуйте игры детей со снегом: лепите снеговиков, снежные комья. На прогулках отметьте изменения погоды: становится все теплее, тает снег, появляются ручьи. Можно организовать игры с водой. Дети пускают лодочки, кораблики в ручьях, делают запруды. Обратите внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя- и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно. А вот и проталины – лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее что ли, под кленом? Конечно теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещается- то поровну, а нагревается по разному. И убедится в этом легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите детям, положить одну ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются неодинаково. Темные – сильнее, светлые – меньше. Потому- то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает. Прогулки ранней весной могут подарить незабываемые впечатления встречи с подснежниками. Самые первые весенние цветы в лесу очень разные: подснежники – это их собирательное название. Их жизнь коротка: расцветут раньше всех, пока в лесу все деревья и кусты голые, дадут семена и весной же засохнут. Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме. Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна и возврата зимы уже не будет. Понаблюдайте за весенним поведением птиц, только взрослый должен вовремя обращать внимание ребенка на происходящие события. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнезда. Вороны подправляют свои старые гнезда, носят в клювах прутья, палки, громким карканьем отгоняют от своей территории чужаков. Воробьи устраивают гнезда в каких- нибудь щелях, под крышами. Во всех случаях, если взрослый заметил такое поведение пернатых, он предлагает ребенку проследить, куда птица летит, что несет в клюве, и подумать, что это означает. В дальнейшем, когда выведутся птенцы и оба родителя начнут выкармливать их насекомыми, такие полеты можно наблюдать чаще, ребенок сможет сам заметить интересное поведение птиц. Замечательные наблюдения могут получиться вблизи скворечника, гнезда ласточки. Взрослый учит ребенка вести себя тихо, сосредоточиться: чтобы заметить что- то необычное, нужно иметь терпение. Ожидание будет вознаграждено: ребенок увидит, как скворцы втаскивают строительный материал или корм в домик, как скворчиха сортирует корм для птенцов, выбрасывая жестких жуков, как ласточка ловко влетает в гнездо- норку. Понаблюдайте за интересными особенности поведения птиц, которые служат приметами к изменению погоды. Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если они купаются в воде – будет потепление. Если разные птицы много кричат, в том числе вороны громко каркают, значит, будут осадки. Обратите внимание на порхающую бабочку, расскажите, что она всю зиму прожила в какой- нибудь щели в доме, а сейчас почувствовала потепление и выпорхнула. Некоторые из бабочек первыми встречают весну и на фоне просыпающейся природы, пока не очень богатой красками, восхищают детей своей яркостью, изяществом и красотой. Дети так и кидаются ловить порхающих красавиц. От этого их и надо предостеречь. Убедите детей в том, что в руках человека, даже очень осторожно поймавшего это нежное насекомое, бабочке грозит если не гибель, то потеря красоты. Если детей привлечь к наблюдению за порханием бабочки, то они заметят, как она села на цветок, раскинула крылья и затаилась – слилась с ярким растением. А вот она выбрала для отдыха пень или ствол дерева, окраска которых блеклая, неяркая: бабочка сложила крылья «домиком», то есть подняла их так, что видна матовая сторона крыльев. Опять ее не видно! Помимо бабочек познакомьте с муравьями. Наблюдения за ними не менее интересны. Дети без труда усваивают, что муравьи живут в разных местах: в стволе дерева, под землей, в муравейниках. Самые интересные открытия, конечно же, ждут детей около муравейника. Муравьи живут большой семьей. Они постоянно строят и ремонтируют свой дом. Обратите внимание на строительный материал, из которого сооружен муравейник: палочки, веточки, хвоинки, мелкие камешки. Обычно детей заинтересовывают «входные двери» муравейника: как они устроены, когда и почему их закрывают. Муравьи не любят сырости, поэтому при приближении ненастья закрывают «двери». Эту примету детям будет интересно узнать, а потом проверить ее вероятность на практике. Детей завораживает активность и подвижность муравьев: все заняты, все куда- то спешат. Оказывается, в муравейнике, как в хорошей семье, все обязанности распределены: одни выносят, как солнышко куколки( дети ошибочно иногда называют их «яичками») : другие заняты строительными работами; третьи бегут за добычей. Можно предложить ребенку найти дорожки, по которым муравьи спешат по делам и возвращаются обратно домой. Если ребенок будет следить за одной такой дорожкой, то узнает много нового. Так, в пути муравьи отправляются налегке, обратно тащат различный груз, часто больше их самих по объему и массе. Чтобы донести крупную находку, на пример большие семена, муху или гусеницу, муравьи объединяются и тащат ее вдвоем – втроем. На основе этих наблюдений детей подводят к пониманию того, что, во- первых, муравьи- санитары леса, во- вторых, всеядные насекомые. Весной можно показать малышу божью коровку, которую можно увидеть в лесу, парке, поле. Рассмотрите внешний вид божьей коровки: голова у нее черная, крылья красные, с пятнышками. Дети должны знать повадки божьей коровки: поймали ее на ладошку, а она лежит, не шевелится. Хитрит, прикинулась мертвой: сложила свои ножки, спрятала усики. Дети узнают, что божья коровка- хищница. Она поедает множества тли- крошечных насекомых, которые живут на листьях и сосут сок из растений. Вид у жука добрый, поэтому ее называют божьей. Дети могут усвоить, почему этого жучка прозвали «коровкой»: при опасности на сгибах ножек у нее появляется капелька пахучей жидкости – «молочко». Понаблюдайте с детьми за весенним дождем: деревья, крыши, дома – все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики. Рассмотреть появившиеся на деревьях и кустарниках маленькие нежные листочки. Также возле густых кустарников можно остановиться и прислушаться к шорохам – в таких местах часто устраивает свое гнездо еж. Проснувшись от зимней спячки, ежиха тщательно обустраивает старое гнездо: расширяет, выкладывает его мягкими листьями – скоро у нее появятся голые, слепые, беспомощные ежата. Еж- отец живет где- то рядом, но не в одном гнезде с ежихой. Если вам доведется встр етить этого симпатичного жителя, понаблюдайте вместе с ребенком за его интересным поведением: как оттопыривает иголки, как шипит и подпрыгивает, чтобы запугать, как сворачивается в клубок, как бежит по дорожке и подергивает носом, обнюхивая все вокруг. Забирать ежа из леса не стоит – это может оказаться ежиха- мать, которая как раз в это время выкармливает свое беспомощное потомство. Весной постарайтесь побывать с ребенком возле пруда, канавы, болотца или другого водоема, где скапливаются лягушки, чтобы отложить в воду икру. В это время( особенно вечером) можно услышать громкие «лягушачьи концерты»- их устраивают зеленые водяные лягушки. Встреча с этим животным интересна ребенку – взрослый должен побороть в себе возможную( и несправедливую) неприязнь к ней. Поясните ребенку, что лягушка безобидна и даже полезна, она поедает большое количество комаров и мошек. Вместе понаблюдайте за тем, как она прыгает, плавает, какая у нее маскировочная окраска. Расскажите ребенку, что лягушка замечательно приспособлена для передвижения по земле( у нее длинные задние лапки, она может делать огромные прыжки) и в воде( между пальцами задних лапок у нее находятся перепонки, поэтому она быстро плавает) . Таким образом, содержание усваиваемых детьми знаний о весенней природе определяются в первую очередь теме явлениями, которые они наблюдают. Данный период года предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия природы. Это делает знания детей более глубокими и полными. Консультацию подготовил воспитатель: Киселева Ольга Витальевна.

Оставить комментарий: