Конспект занятия по экологическому развитию в средней группе"
Документы для скачивания
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Формировать представление о зимующих птицах.
Задачи:
- Образовательная задача: Формировать представление об особенностях внешнего вида и поведения зимующих птиц;
- Развивающая задача: развивать диалогическую речь;
- Воспитательная задача: воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к птицам.
Оборудование: иллюстрации и силуэты птиц, карандаши.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, рассматривание картинок и иллюстраций птиц, беседы, чтение произведений. Заучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Читаю стихотворение Е. Авдиенко:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
О каком времени года написано это стихотворение? Дети: В стихотворении говорится о зиме
- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
- Основная часть.
1)Беседа о зимующих птицах
Ребята, кого мы называем нашими братьями меньшими? Дети: «Мы называем птиц братьями меньшими»
Каких птиц вы знаете? Дети «Я знаю воробья (синицу, голубя)
А каких птиц мы с вами встречали зимой на улице? Дети: «Мы встречали голубя»
Некоторые птицы улетают на зиму туда, где теплее. Это перелетные птицы. Но есть и птицы, которые не покидают нас зимой. Они называются зимующие птицы.
Загадывание загадок о снегире.
-Отгадайте загадку о зимующей птице.
Загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… Дети: (снегирём)
Рассказ воспитателя:
- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины.
Физкультминутка «Снегири»
Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись.
Вот на ветках, посмотри, хлопки руками по бокам
В красных майках снегири. наклоны головы.
Распушили перышки, частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз
Головой вертят, повороты головы
Улететь хотят.
Полетели, полетели, бегут друг за другом
И на место тихо сели
Раз, два, три, повернись, опять в ребят превратись.
Рассматривание вороны.
-А теперь послушайте мою следующую загадку:
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
Давайте рассмотрим её:
- Что можно сказать о размере вороны? Дети: Ворона крупная, большая птица.
- Никита, скажи, какие у неё крылья? Дети: У нее большие крылья. А лапки? Лапки сильные, цепкие.
-Ваня, что можно сказать об окраске их оперения? Дети: Ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья.
-Демьян, как вороны передвигаются? Дети: Вороны летают, прыгают, ходят.
-Лаура, как они кричат? Дети: Вороны каркают кар-кар.
- Соня, чем питаются вороны? Дети: Вороны питаются крошками, семенами, семечками, остатками еды.
-Да, ворона всеядная птица.
Стихотворение:
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
Рассматривание воробья и синицы.
-А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
- Вот воришки - воробьи
И озорницы - синицы.
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы? Дети: Воробей и синица маленькие.
- Из каких частей состоит туловище птицы?
-Какого цвета оперение у воробья? У синички?
- Какой клювик у воробья? Дети: У воробья маленький, широкий клюв.
- А у синички? Дети: У синицы маленький, но остренький.
- Как передвигаются эти птички? Дети: Птицы летают и прыгают.
- Чем питаются воробьи и синички? Дети: Птицы питаются зернышками, хлебными крошками, семечками, семенами.
Стихотворение:
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
Народная примета:
«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».
Стихотворение:
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится.
Всё хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
-Дети, как живётся птичкам зимой? Дети: Птицам холодно и голодно зимой.
-А сейчас я предлагаю вам нарисовать птицу, которая вам больше всего понравилась . 3.Итог:
-Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? Дети: Мы говорили о птицах.
-О каких птицах? Дети: Мы говорили о зимующих птицах.
-Как мы с вами заботимся о зимующих птицах? Дети: Мы кормим их.
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Молодцы.
Зимой, с наступлением холодов, птицам становится трудно жить без корма, поэтому мы должны им помочь.
-Как можно помочь птицам? Дети: развесить кормушки на деревьях и покормить их.