Консультации для родителей
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 58 «Мозаика» Консультация для родителей «Секреты психологического здоровья» Выполнил: воспитатель Селезнёва Е. Н. Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, А не злить родителей. Ш. Амонашвили Здоровье – это полное физическое, пси хическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно- психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из- за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напр яженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье. Итак, разберем, как Вы общаетесь с детьми дома. Ведь в каждой семье свой своеобразный стиль общения. Вы спросите, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15- 20 минут в день. Из них 10- 12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три м одели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. И 4- ую, хочется все- таки выделить – это хаотическая модель общения, т. е. противоречивая, когда у родителей отсутствует единый подход в воспитании. Демократический( авторитетный) : предполагает высо кий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию( самостоятельность) своих детей, а также тёплые отношения( родители открыты для общения, допускают изменения своих требований) . Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательн ы и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный( попустительский) : предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребё нка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации- от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких- либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя н еадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста. Хаотический стиль( противоречивый) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет я сно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Про стили общения мы поговорили, теперь разберем методы общения с ребенком. Методы общения с ребенком Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Н о все же попробуйте заменить ограничения и запреты на правила поведения: постарайтесь не употреблять часто слова с «НЕ». НАПРИМЕР: Нельзя говорить ребенку Нужно говорить ребенку Нельзя переходить улицу на красный свет! Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. Не спеши во время еды! Будем есть не торопясь. Не кричи так громко! Будем разговаривать тише. Не рисуй на стене! Рисуй на бумаге. Не стучи по машинке! Давай покатаем машинку. Не мешай мне разговаривать по телефону! Я сейчас поговорю по телефону, и мы с тобой поиграем( порисуем, почитаем, посмотри мультфильм и т. д. ) . Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил. Ты- сообщение. Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я- сообщение», «Ты- сообщение». Например: Ты- сообщение Родитель устал – Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я- плохой». Я- сообщение Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал». ПРАВИЛО: «Я- сообщение» направлено на сообщение ребенку своего мнения, своих чувств, своих потребностей, а не на сообщение поведения ребенка. И говорить нужно от ПЕРВОГО ЛИЦА. В такой форме ребенок услышит и поймет Вас гораздо быстре е. Например, Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто- то ползает, и я все время спотыкаюсь. Меня очень утомляет громкая музыка. Заметьте, все эти предложения содержа т личные местоимения: я, мне, меня. А мы как зачастую говорим? : Ну что у тебя за вид! Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами! Ты не мог бы сделать потише? ! В таких высказываниях используются слова: ты, тебя, тебе. Их называют «Ты- сообщение». На первый взгляд разница между « Я- » и « Ты- сообщением » невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое « Ты- сообщение », по сути, содержит выпад, обвин ение или критику ребенка. НАПРИМЕР: Ты- сообщения Я- сообщения Ты постоянно не можешь завязать шнурки! Я так устаю каждый раз завязывать всем шнурки, как бы мне хотелось, чтобы каждый делал это сам. Ты никогда не слушаешь меня, с тобой бесполезно что- то обсуждать! Когда я хочу поделиться с тобой чем- то важным, будь, пожалуйста, повнимательнее. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой! Я очень расстроена, что сестренка осталась без конфет. Ты опять не вынес мусор? ! Мне было бы очень приятно увидет ь чистое, пустое ведро. Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался? ! Я очень волновалась, что с тобой что- то случилось. Давай договоримся больше не задерживаться или позвони мне. Рекомендации для родителей Прежде всего необходимо показать ребен ку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание . . . ». Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что. . . ». Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. Если и п осле этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 58 «Мозаика» Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму» Выполнил: воспитатель Селезнёва Е. Н. Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки Упражнения на укрепление мышц руки Упражнения с мелким материалом. Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком( выбирать и наливать воду) , плести из ниток( например, закладки) и так далее. Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства. Закрашивание Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием. Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым. Штриховка- э та работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике. Срисовывание различных графических образов. При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки. Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга. Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно- пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики. «Кошка ». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. «Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. Мы купили новый веер, Он работает, как ветер. «Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок. Раз щелчок, два щелчок. Каждый пальчик прыгнуть смог. Когда пишем, соблюдаем следующие правила: Стол, за которым ребёнок будет делать уроки, подобран по росту ребёнка; Свет при письме падает слева; Сидим прямо; голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо; Ноги вместе; Между грудью и столом расстояние 1, 5- 2 см; ребёнку не следует опираться грудью на стол; расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см. ; тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном влево, т етрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по- другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову; Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди; Оба локтя лежат на столе. Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма( помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника) : Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать. Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий: свет должен падать справа; тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо. Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. П ри подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 58 «Мозаика» Консультация для родителей «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на д о роге» Выполнил: воспитатель Селезнёва Е. Н. Консультация «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в доро ж ной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, о с торожными и осмотрительными. А родителям- не совершать самую распростр а ненную ошибку – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, о с тавшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Пр а вилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны пр и вивать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного п о ведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственн о го за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Сегодня на собрании мы должны довести до вас мысль о том, что только с о вместными усилиями педагогов и родителей можно научить ребёнка безопасному поведению на дороге. Проанализировав достаточно много дорожно- транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшес т вий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов. Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать р е бенок: 1. Основные термины и понятия правил. 2. Обязанности пешеходов. 3. Обязанности пассажиров. 4. Регулирование дорожного движения. 5. Сигналы светофора. 6. Предупредительные сигналы. 7. Особенности движения на велосипеде. Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге. Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь: • наблюдать за дорогой; • правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости; • видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность. Наблюдать за дорогой. 1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с с а мого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения- наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. 2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу ра з меренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. 3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину изд а лека. Научите его всматриваться вдаль. 4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения маш и ны. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту. 5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с троту а ра на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок п е реходит улицу вместе с другими детьми- именно в этих случаях легко не заметить машину. Правильно оценивать дорожную обстановку Главная опасность- стоящая машина. Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пеш е ход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать с о бой идущую, мешает вовремя заметить опасность. Правило №1. Нельзя выходить на дорогу из- за стоящих машин. В крайнем случае, нужно о с торожно выглянуть из- за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из- за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним авт о мобиль. Правило №2 Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус, как его ни обходи- спереди или сзади, закрывает собою уч а сток дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может прое з жать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет. Правило №3 И у светофора можно встретить опасность! Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пр о пустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов- нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились. Правило №4 Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться- и только тогда п е реходить улицу. Правило №5 Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повс е дневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поез д ки с ними по делам, в гости, за город и т. п. учите их наблюдать за улицей и тран с портом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Правило №6 Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движен и ем, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он м о жет понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет д о ждаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно. Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда. Памятка для родителей по ПДД Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать- ребенок должен пр и выкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, об о значенных дорож ным знаком «Пешеходный переход». Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В пр о тивном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстано в кой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворач и вать, едут с большой скоростью и т. д. Не выходите с ребенком из- за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.