Мастер-класс для молодого педагога Тема: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза И. Г. Краснова с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области «Детский сад «Одуванчик»
Мастер-класс для молодого педагога
Тема: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Подготовила: Рыжова Татьяна Викторовна
воспитатель
СП «Детский сад – «Одуванчик»
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Цель: повышение компетенций молодого педагога при организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
- Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателя
- Помочь молодому педагогу в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
- Провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.
Материал и оборудование: карточки-улыбки, стикеры, кейсы с заданиями.
1.Организационный момент
Наставник: Добрый день, Юлия Александровна, рада приветствовать Вас. Сегодня тема нашей встречи «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников».
Предлагаю Вам ответить на несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".
1.Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников?
- Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей?
- Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними?
5.Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
8.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
9.Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников? Наставник: Спасибо, я очень рада, что на последний вопрос вы ответили - да.
2.Теоретическая часть.
Наставник. Работа с семьей – это кропотливый труд, требующий от педагогов определенных усилий.
Из чего же складывается успех общения? Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
3.Практическая работа.
Упражнения на развитие коммуникативных качеств педагога.
Упражнение 1 «Как поступить?»
Решение педагогических ситуаций.
Проблемная ситуация № 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».
Задача педагога: побудить маму к занятиям с ребенком.
(ответ молодого педагога)
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
Задача педагога: объяснить родителям, как важно ребенку наиграться.
(ответ молодого педагога)
Ситуация 3
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Задача педагога: убедить маму в важности утренних режимных моментов.
(ответ молодого педагога)
Очень часто родители говорят о том, что ребёнок не хочет заходить в группу детского сада. И воспитатель может ненавязчиво, во время очередной встречи с родителями проиграть следующую ситуацию «Утро добрым не бывает.!?».
Упражнение 2. «Утро добрым не бывает…»
Цель: наглядно познакомиться с ролью отрицательного речевого общения в повседневной жизни.
Задание: приглашается «родитель» и «ребёнок» для проигрывания ситуации.
1. Собираясь в садик, ребенок берёт с полки различные предметы ухода за обувью.
- Ты зачем это взял? Не трогай ничего! Завязываем руки.
2. Общаясь с подругой договариваемся о посещении кинотеатра.
- Мама, ты говорила, что у нас кончились деньги, и мы ничего не можем покупать.
- Перестань слушать чужие разговоры. Они тебя не касаются. Завязываем уши.
- И не вмешивайся. Замолчи! Завязываем рот.
3. В д/с ребёнок наступает на мокрый пол.
- Ты что, не видишь куда идёшь? Завязываем глаза.
4.Спросить у «ребёнка» о его эмоциональном состоянии.
Определить внутреннюю позицию собеседника можно и при помощи невербальных средств общения.
Упражнение «Улыбка»
Цель: Показать педагогам возможности улыбки как средства общения.
Необходимо определить характер улыбки (доброжелательная, сочувствующая, надменная, ироничная, искренняя).
Вопросы к упражнению наставляемому:
- Как Вам удалось почувствовать характер улыбки?
- Что вы чувствуете, получая в качестве приветствия улыбку?
- Покажите улыбку, которой педагог должен встречать родителей.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
4.Рефлексия.
Наставник: Наша встреча подходит к завершению. С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Был ли полезен для Вас мастер-класс? Узнали ли Вы что-то новое? Приобрели ли новые навыки? Вам было комфортно в ходе проведения встречи? ( ответ молодого педагога) Спасибо за работу. А для того, чтобы Вы не забывали о профессиональной компетенции общения педагога с родителями – памятка.
Кодекс общения педагогов с родителями:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.