a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Трудовое воспитание детей в группе раннего возраста.

Автор: Чалова Надежда Григорьевна Опубликовано: 2023-11-14 20:04:58

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Ребенок раннего возраста очень любит играться, и труд для него вполне можно превратить в игру. Когда мама убирает в комнате, она может подключить к этому труду и ребенка.Трудовое воспитание детей раннего возраста, конечно же, проводится не только дома, но и в детском саду.Трудовое воспитание детей раннего возрастазаключается в том, чтобы суметь поддержать все начинания ребенка

.На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.

Задачи трудового воспитания:

1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.

Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.
Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, учатся самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.

В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. 

Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.
     По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формировании таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов.

Трудовое воспитание детей раннего возраста не остается без внимания разработчиков игрушек. Сейчас в магазинах можно купить специальные игрушки, развивающие различные трудовые навыки у детей. К примеру, это доска в виде ботинок, с настоящими шнурками, которые нужно не только связать, но и прежде зашнуровать. Или же игрушка, одежда, на которую прикрепляется методом шнурования через дырочки и привязывания. Помимо этого есть и много других интересных игрушек, что развивают трудовое воспитание детей раннего возраста.Важную роль в трудовом воспитании детей раннего возраста играют также ролевые игры. Пусть кто-то будет дворником, а кто-то – поваром. Дайте ребенку приготовить себе кашу самому – добавить в готовую кашу заранее подготовленное вами количество соли, масла и размешать. Это своеобразный труд, но в то же время игра. Развитие детей в игровой форме намного лучше воспринимается детьми.

Помимо этого трудовое воспитание детей раннего возраста также можно проводить в активных играх с куклами. Что это значит? Ребенок должен сам умыть, раздеть куклу и уложить ее спать, а пока она спит приготовить кукле покушать. Можно также перед прогулкой предложить взять куклу с собой, но, чтобы кукла не замерзла, пусть ребенок сам ее оденет.

Дети раннего возраста очень любят поить кукол чаем и, придя с улицы, можно предложить ребенку напоить куклу чаем, чтобы она согрелась. Ребенок к тому же еще учится и заботиться о ближнем. Это уже не только трудовое воспитание, но и нравственное. А после того как ребенок напоит куклу чаем он может сам помыть посуду.

Конечно же прежде чем требовать от ребенка какого-то действия нужно хорошенько ему объяснить как именно все это делается и даже показать. Если ребенок что-то делает неправильно просто покажите ему как нужно делать.

Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т.д.

Все это обеспечивает не только научение, но и приучение, т.е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.

Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Оставить комментарий: