« ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Документы для скачивания
МБДОУ Аннинский д/ с ОРВ «Росток» « ЧИТАТЕЛЬСК АЯ ГРАМОТНОСТ Ь ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Подготовила воспитатель: Межова Ирина Николаевна Анна 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение… 2 Раскрытие понятия «читательская грамотность»… 3 Технология продуктивного чтения… 5 Технология развития критического мышления… 6 Приемы развития РМК у дошкольников… 8 Литература… 18 «ЧИТАТЕЛЬСК А ГРАМОТНОСТ Ь ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» ВВЕДЕНИЕ Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Формирование читательской грамотности обучающихся- это одна из актуальных проблем современного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем( пассивным читателем) , это пора воспитания в малыше слушателя. Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать. Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Компоненты читательской грамотности: нахождение и извлечение информации; интегрирование и интерпретирование информации; осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать. Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понима ния текста. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения( книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем- либо) . Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом. Работа с текстом до чтения. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом во время чтения. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа( объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. Работа с текстом после чтения. Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. 1099185173181 Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления. В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Технология развития критического мышления( РКМ) разработана в конце XX века в США( Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит) . В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Если обратиться к компонентам читательской грамотности: нахождение и извлечение информации; интегрирование и интерпретирование информации; осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Данные компоненты очень схожи с составом критического мышления: наблюдательность и способность к анализу; способность к оценке. 1327785233950 Фазы( стадии) РКМ Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме. 1327785241611 Вторая стадия – «осмысление». Эта стадия позволяет дошкольнику: получить новую информацию; осмыслить ее; 1327785270596 соотнести с уже имеющимися знаниями. Третья стадия – «рефлексия»- размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. 1327785271179 Приемы развития РМК у дошкольников. «Верные и неверные суждения»( «плюс, минус») . При помощи сигнальных карточек дети определяют верность( поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность( поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений. Примеры: некоторые птицы не летают; все пятилетние дети – школьники; некоторые люди умеют хорошо петь; яблоки растут на березе; сейчас идет дождь; все кошки черные; зайцы живут в лесу; некоторые насекомые умеют летать; все люди любят сыр; все дети знают сказку «Три поросенка»; грибы и ягоды растут в лесу; все девочки с длинными волосами. Еще один прием – это «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели корзина пополняется новыми знаниями. В обобщающей беседе, перебирается содержимое корзины, и подводятся итоги. Прием « толстых» и «тонких» вопросов. Тонкие вопросы требуют односложного ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…? Чтение с остановками. По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Прием «Написание синквейна ». В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор. Памятка «Правила написания синквейнов ». В первой строчке тема называется одним словом( обычно существительным) . Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами( глаголы, деепричастия…) . Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. Так как дети не умеют писать и читать, то можно составлять синквейны устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей. Модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям. Этапы работы. этап. На этом этапе вводится понятие: “слово- предмет”, предъявляется модель- существительное, актуализируется номинативная лексика. 496138074662562933700- 491455 «Кто это? »- Ежик. «Что это? »- машина. этап. Вводится “слово- признак”, предъявляется модель- прилагательное актуализируется адъективная лексика. «Ежик, какой? »- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый. этап. «Слово- действие», предъявляется модель- глагол. «Ежик что делает? »- Фыркает, спит, сворачивается, ловит. этап. Фраза, показывающая отношение к теме. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, « синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится( закрывается) . Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн. ? Злой, серый Пугает, охотиться, воет По лесу рыщит, добычу ищет Серенький бочок( волк) Для детей старшей группы, которые еще не умеют чи Прием «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме( ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления: 1099185183502 Этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом- психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети- хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критик, то он хорошо работает в черной шляпе- умеет определять недостатки. Применение данной методики на занятии по теме «Здоровые зубы». Одеваем на ребенка, отвечаем на вопросы. - 11- «Синяя шляпа» – Зубы надо беречь, ухаживать за ними. «Желтая шляпа» – Если за зубами следить, они всегда будут здоровы, не будет болеть живот и т. д. «Красная шляпа» – Да, мы согласны чистить зубы 2 раза в день, чистить правильно! «Черная шляпа» – Если не чистить зубы вовремя и правильно, то можно остаться без них. Зубы будут сильно болеть, может распространиться инфекция по всему организму. Если питаться не правильно, то это в свою очередь может привести к разрушению зубов. Применяемая технология РКМ, является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС. «Ассоциативный куст»- активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта»- Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор. «Диаграммы Венна»( «Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп( дикие, домашние) . Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут? Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких- либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Построение логической цепочки может проводиться совместно с педагогом, в группах/ парах на занятии, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Детям, после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности. «Логическая цепочка» Например, после изучения деревьев, можно попросить детей составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки. 1288120217281 Прием «Перепутанные логические цепочки». Педагог предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача воспитанников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор. Например: съесть яблоко – сорвать яблоко – вырастить яблоко день – утро – вечерь – вечер – ночь Приём «Возврат в прошлое». Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом, выстраивая последовательность событий, аргументировано. Игра проходит в устной форме. Детям предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова «Чтобы…»: Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача воспитанников: продолжить ряд, совершив своеобразное «путешествие в прошлое»: Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить и т. д. «Логические цепочки» — развитие умения устанавливать общий признак. — Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д. Прием «Что напутал художник» 1099185197502 Прием «Кубик». Суть данного приема заключается в следующем: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: Опиши это…( Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) Сравни это…( На что это похоже? Чем отличается? ) Проассоциируй это…( Что это напоминает? ) Проанализируй это…( Как это сделано? Из чего состоит? ) Примени это…( Что с этим можно делать? Как это применяется? ) Прием «Уголки». По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные( схематично) . отрицательные положительные 3487420306323 отрицательные положительные Следующий прием «Письмо с дырками или пробелами». Необходимо вставить пропущенные слова. Я с( имя) собираюсь на день рождения к( имя) . Мы поедем в город на( транспорт) . Я одену, возьму подарок( любой предмет по смыслу) и цветы. По пути мы увидели животных, и птиц. Ну вот и добрались! На празднике было здорово! Мы ели, и играли игры! Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях( вызов, осмысление, рефлексия) можно интегрировать с любой образовательной деятельностью. Плюсы в технологии РКМ: активизирует мышление; учатся здоровой дискуссии; делать выводы; принимать продуманные решения; способствует активности в образовательной деятельности; формируются коммуникативные навыки; учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию; излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь; разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя; в основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности. Эффективность данной работы по формированию читательской грамотности, во многом, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором образовательной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»( И. Г. Песталоцци) . Ссылки на источники: Загашев И. О. , Заир- Бек С. И. , Муштавинская И. В. , Учим детей мыслить критически. - С- Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей/ / Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6 Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М. : 2008 Сметанникова Н. Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. - М. , 2001 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010 Интернет- ресурсы: https: / / psy. 1september. ru/ article. php? ID= 200701004 http: / / festival. 1september. ru/ articles/ https: / / infourok. ru/ https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ raznoe/ 2014/ 04/ 14/ razvitie- kriticheskogo- myshleniya- u- doshkolnikov- starshego- vozrasta
- Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
- Консультация для родителей « Артикуляционная гимнастика. Играем дома »
- Сценарий осеннего праздника «Осень золотая» младшая группа - 2023 г.
- "Наш дом"
- Конспект занятия«Путешествие в страну геометрических фигур» для детей группы компенсирующей направленности с нарушением слуха.