a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Моя "Копилочка"

Автор: Мирзаянова Айгуль Явдатовна Опубликовано: 2023-11-18 14:50:55

Айгуль Явдатовна Мирзаянова, воспитатель группы компенсирующей направленности « Речецветик » для детей с ОВЗ с ТНР, высшая квалификационная категория, МАОУ СОШ №14 города Тобольска «Использование физкультурно – оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Нет ничего более ценного для человека, как здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься здоровьесбережением детей с дошкольного возраста систематически и целенаправленно. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является нарушение речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памят и. Такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. У них отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие общей и мелкой моторики. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно- коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя использование различных видов здоровье сберегающих технологий: медико- профилактические; физкультурно- оздоровительные; технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей. Здоровьесберегающие образовательные технологии приоритетны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Важнейшее значение уделяется использованию психолого- педагогических методов, методик, приемов к решению возникающих проблем. Остановимся на некоторых доступных физкультурно- оздоровительных технологиях, которые мы используем в работе с детьми с ОВЗ в своей группе: - Пальчиковая гимнастика- проводим ежедневно по 3- 4 раза, она является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. - Различные игры для развития мелкой моторики. - Су- Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами. - Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. - Динамические паузы и физминутки. - Утренняя гимнастика. - Физкультурные занятия. - Подвижные игры. - Водно – солевое закаливание и корригирующая гимнастика. - В нашей стране с портивные танцы завоевывают все большую популярность. Учитывая огромный развивающий потенциал, возникает необходимость включения элементов спортивных танцев в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. Элементы танцев благоприятно влияют на все системы организма дошкольников, способствуют укреплению опорно- двигательного аппарата, профилактике плоскостопия, коррекция осанки, укреплению мышечного корсета. Темп танца близок к биоритмам человека и его рекомендуют для поддержания кардиореспираторной системы организма, что очень важно для профилактики многих заболеваний детей. - Гимнастика для глаз. - Нейрогимнастика — это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений. Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат. Эта методика позволяет: - улучшить концентрацию внимания, памяти; - эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности; - снять стресс, нервное напряжение; - оптимизировать собственные резервы ребенка и др. Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика. - Антистрессовая пластическая гимнастика( АПГ) – Антистрессовая пластическая гимнастика( АПГ) – система упражнений, направленная на развитие у детей способности чувствовать и улучшать собственное состояние, на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства. Методика, предлагаемая О. И. Артюковой и Т. В. Теличко, разработанная на основе методического пособия академика ТФ. Акбашева «Антистрессовая программа»( г. Казань, 2000 г. ) , построена в виде игровых комплексов, насыщенных образными представлениями, которые легко воспринимаются и с удовольствием осваиваются детьми. Эти методики очень просты( они не требуют разучивания) , безопасны и эффективны. «Игры для здоровья», предложенные в этой книге, позволяют детям управлять стрессом и справляться с жизненными событиями, выходящими из- под контроля. Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в условиях дошкольного воспитания. Это позволит укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу. В основе предлагаемой методики лежат несколько аспектов. Первый аспект — это упражнения, позволяющие развивать в детях более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела. Второй аспект   — это освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела. Третий аспект  - вибрационные упражнения( виброгимнастика, вибротанец, звуковибрация) . В основе вибрационных упражнений, используемых в данной методике, лежат естественные движения детей и ритм. Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно- развивающей работе.

«Использование антистрессовой гимнастики для здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР » Антистрессовая пластическая гимнастика( АПГ) – система упражнений, направленная на развитие у детей способности чувствовать и улучшать собственное состояние, на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства. Сам по себе стресс — это интереснейший феномен духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Чтобы понять, как стресс влияет на здоровье наших детей( равно, как и на наше) и почему эффективны методы «тело- дух», необходимо знать, как реагирует на стресс наш организм. Постоянно вырабатывая гормоны стресса( адреналин и норадреналин) и не расходуя их, организм устает: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. Ученые называют это состояние «гиперактивностью». А в результате- гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз. Таким же образом стресс влияет и на детский организм. Дети, неоднократно испытавшие стресс, хуже себя ведут, у них нарушается сон, их мучают ночные кошмары или энурез, возможны кожные заболевания, инфекции и несчастные случаи. Например, было установлено, что стресс часто становится первоисточником бактериальных заболеваний горла у детей. Более того, наследственные соматические болезни: астма, аллергии и диабет могут проявиться под влиянием испытанного в детстве стресса, поскольку стресс нарушает течение химических реакций организма, разрушает клетки, приводит к сбою в работе гормональной, иммунной и всех функциональных систем человека. Ежедневно перед ребенком возникают преграды, которые ему необходимо преодолеть. Как правило, преграда не воспринимается как благо. А значит, возникает стресс, столкновение, конфликт. Энергия конфликта разрушает нейрофизиологическую саморегуляцию ребенка, т. е. нарушается управление жизненно важными процессами организма. Методика, предлагаемая О. И Артюковой и Т. В. Теличко построена в виде игровых комплексов, насыщенных образными представлениями, которые легко воспринимаются и с удовольствием осваиваются детьми. Эти методики очень просты( они не требуют разучивания) , безопасны и эффективны. «Игры для здоровья», предложенные в этой книге, позволя ю т детям управлять стрессом и справляться с жизненными событиями, выходящими из- под контроля. В основе предлагаемой методики лежат несколько аспектов. Первый аспект — это упражнения, позволяющие развивать в детях более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела. Поэтому так важно с раннего возраста обучать ребенка умению регулировать свое состояние, правильно преодолевать преграды жизненных обстоятельств. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человека. Напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Второй аспект  методики — это освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела. Стрессозависимые зоны- это: §  голова, задняя поверхность шеи; §  плечи и воротниковая зона; §  ягодицы; §  пятки. Дети с помощью элементарного массажа учатся снимать мышечные напряжения себе и друг другу, помогая тем самым избежать пагубных последствий стрессов. Третий аспект  предлагаемой методики- вибрационные упражнения( виброгимнастика, вибротанец, звуковибрация) . В основе вибрационных упражнений, используемых в данной методике, лежат естественные движения детей и ритм. Занятия антистрессовой гимнастикой следует проводить босиком или в тонких носочках. Упражнения в положении сидя проводятся на паласе, коврике. Летом комплексы желательно проводить на свежем воздухе, стоя на песке или траве. В холодное время года занятия проводятся в помещении, которое следует предварительно тщательно проветрить. Рекомендуется заниматься антистрессовой гимнастикой 2- 3 раза в неделю. При желании можно заниматься ежедневно. Продолжительность занятия – 15- 20 минут. Таким образом, предлагаемая антистрессовая методика для дошкольников и младших школьников представляет собой гармонично связанные между собой игровые оздоровительные тренинги. Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в условиях дошкольного воспитания. Это позволит укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу. Комплексы разработаны на основе методического пособия академика ТФ. Акбашева «Антистрессовая программа»  ( г. Казань, 2000 г. ) - - Артюкова О. И, Теличко Т. В. Антистрессовая гимнастика для детей( оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации) . Самара: Изд- во «НТЦ», 2003. - 48с. Комплекс антистрессовой гимнастики для дошкольников. «Путешествие по сказкам» 1.        Техники целительных рук. ( Дети вместе с воспитателем стоят в кругу. ) Воспитатель: стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ребята, что это за терем- теремок? Куда это мы с вами попали? ( В сказку) Как называется эта сказка? ( «Теремок») Ну, раз попали мы с вами в сказку, давайте заглянем внутрь терема- теремка. Воспитатель: Наше тело- ( воспитатель проводит руками по телу с головы до пяток, дети повторяют движение) — это тоже терем- теремок, где живут разные органы( для младших дошкольников уточнение не обязательно) . Давайте послушаем, почувствуем, что происходит в нашем тереме- теремке на верхнем этаже, где живет мозг( для младших дошкольников уточнение не обязательно) . Положите одну руку на лоб, вторую- на затылок, закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри. Поблагодарите мысленно свою голову за то, что она думает. Поблагодарите всех своих родных и близких людей: маму, папу, бабушек, дедушек- за то, что они вас любят, рассказывают вам сказки. Поблагодарите все вокруг: небо, солнышко, природу- за то, что они помогают нам жить. Откройте глазки. Кто из вас почувствовал какие- то изменения внутри терема- теремка? Расскажите. Воспитатель: А теперь послушаем, что происходит на нижнем этаже нашего терема- теремка. Положите обе руки на поясницу, где живут почки( для младших дошкольников уточнение не обязательно) . Закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри. Поблагодарите мысленно все, что живет внутри нашего терема- теремка, за хорошую работу. Поблагодарите всех своих родных и близких людей: маму, папу, бабушек, дедушек- за то, что они вас любят. Поблагодарите в се вокруг: небо, солнышко, природу- за то, что они помогают нам жить. Откройте глазки. Кто из вас почувствовал какие- то изменения внутри терема- теремка? Расскажите. ( 3- 4 мин. ) 2.        Техники на принципе резонанса, вибраций. Воспитатель: Тили- бом! Тили- бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Ребята, а это какая сказка? ( «Кошкин дом») Кто автор? ( С. Маршак) Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом. ( Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами: Целый день тук да тук. Раздается звонкий стук. Строим дом, дом большой И с крылечком, и с трубой. Тили- тили- тили- бом! Приходите в новый дом! ) А теперь помогите своим друзьям построить дом. ( Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами. ) Хорошо! Повернитесь лицом в круг. Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый- кто это? ( Медведь) Из какой он сказки? ( «Маша и медведь», «Три медведя». . . ) Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала- с головы. ( Дети потряхивают головой вправо- влево, вверх- вниз. ) Теперь- с лап. ( Дети потряхивают руками. ) Ну а теперь- со всего туловища. ( Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам. ) Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну- ка, кто дольше подует на мишку! Хорошо! ( 3- 4мин. ) Воспитатель: А еще к кошке в новый дом собирался прийти так о й ушастенький, летом- серый, зимой- белый, живет в лубяной избушке. Кто это? ( Заяц) Из какой он сказки? ( «Лиса и заяц») Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет. Надо бить в барабаны, будить зайку. ( Дети постукивают себя по груди со словами: Зайку мы будили, В барабаны били. Бум- бум, тра- та- та! В барабаны били. ) Бу- у- у- у- м- м- м- м! ( Звуковибрационное упражнение со звуками\ у\ И\ М\ . ) Хорошо! Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. ( Дети часто топают ногами на месте. ) А на болоте очень волнуется необычная лягушка. На голове у нее корона. Кто это? ( Царевна- лягушка) Из какой она сказки? ( «Царевна- лягушка») Царевна- лягушка не может идти в гости в своей лягушачьей коже. Она должна превратиться в девицу- красавицу. Покажите, как лягушка сбрасывает кожу. Она сначала подпрыгивает вверх- вниз 10 раз. ( Дети выполняют упражнение. ) Затем быстро- быстро качается вправо- влево. ( Дети выполняют упражнение. ) И, наконец, лягушка двигается вперед- назад 10 раз. ( Дети выполняют упражнение. ) Чтобы волшебство свершилось, надо проделать все это 3 раза. Хорошо! Собрались все зверушки вместе в тереме- теремке и начали плясать весело и дружно. Покажите, как они пляшут. ( Вибро танец) ( 3- 4 мин. ) Воспитатель: Сказка- ложь, дав ней намек, добрым молодцам- урок. Кто из поэтов- сказочников сказал так? ( А. С. Пушкин) , В какой сказке звучат эти слова? ( «Сказка о золотом петушке») Чему учат нас сказки? ( Разные ответы детей. ) Давайте и мы с вами пожелаем друг другу добра и здоровья. Возьмитесь за руки, поделитесь своей добротой и здоровьем со всеми друзьями. Хорошо! И я тоже желаю вам всем здоровья!

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с Т НР посредством Су- Джок терапии Мирзаянова Айгуль Явдатовна, воспитатель ГКН, МАОУ СОШ №14( сп «Детский сад») , г. Тобольск. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с Т НР посредством Су- Джок терапии Аннотация: Су- Джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с Т НР. Су- Джок – это одно из направлений Оннури медицины, разработанной южнокорейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Первые публикации о методе Су- Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су- Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су- Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования Ключевые слова: Тяжелое нарушение речи, мелкая моторика, Су- Джок терапия. Учеными давно доказано и обосновано наличие тесной взаимосвязи между общим физическим и психическим развитием ребенка и сформированностью навыков мелкой моторики руки. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. ( Википедия) Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются, по мнению М.   М.   Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». А великий немецкий мыслитель И.   Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. На своей практике я убедилась в том, что у детей с Т НР( тяжелое нарушение речи) наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики: пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Это проявляется при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости их движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Ч ем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у дошкольников с речевыми нарушениям и и начинается работа по их устранению, тем быстрее достигается положительный результат и сокращаются сроки коррекционно- логопедической работы с этими детьми. Н амного быстрее идет постановка и автоматизация звуков; речь становится более грамотной, эмоциональной; повышается общее интеллектуальное развитие ребенка; дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время подготовки детей к школе. Поэтому, р аботая на логопедической группе с детьми с Т НР, в своей работе я большое внимание уделяю заданиям, направленным на развитие мелкой моторики у детей. Использую обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные инновационные технологии. На мой взгляд, Су- Д жок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с Т НР. Су- Джок – это одно из направлений Оннури медицины, разработанной южнокорейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Первые публикации о методе Су- Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су- Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су- Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования[ 3] . Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» – связанные с этими органами. Находя эти точки, С у- Д жок терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, прогревающими палочками, модулированным определенной волной светом, семенами( биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения. Бесспорное преимущество Су- Д жок терапии в том, что она не имеет побочного эффекта, не несет вредоносного действия. Именно поэтому отдельным приемам Су- Джок терапии можно обучить любого человека. Вреда себе он никогда не причинит, даже если будет пользоваться неверно. В этом случае он просто не добьется положительного результата, но и не ухудшит свое самочувствие[ 1] . Противопоказания: Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания. Рис. 1 Вот с таки ми массажны ми «Су- Джок» шарик ами( Рис. 1) пользу ем ся мы, педагоги, в детском саду при работе с детьми, и родител и в домашних условиях. Симпатичный шарик с острыми шипами( « ёжик») , лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия; снимая стресс, усталость и болевые ощущения; повышая общий тонус организма; увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанные из металлической проволоки, ими можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать, иначе оно потеряет массажные свойства. Т ак же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает. Приемы Су- Джок терапии: 1. Массаж специальным шариком. 2. Массаж эластичным кольцом. 3. Массаж стоп. 4. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек[ 4] . Таким образом, Су- Джок терапия- это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод само оздоровления и само исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико- грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики и речи. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж позволяет значительно повысить эффективность коррекционно- логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений по развитию мелкой моторики в домашних условиях. Следовательно, использование Су- Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию мелкой моторики и коррекции речевых нарушений у детей с Т НР. Литература: 1. Бельгибаева Г. К. , Қазангапова С. О. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения Су- Д жок терапии/ / Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2- 3. – С. 322- 324. 2. Ивчатова Л. А. Су- Д жок терапия в коррекционно- педагогической работе с детьми/ / Логопед- 2010. №1. - с. 36- 38. 3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры/ О. А. Новиковская- М. АСТ, 2007 С. 94 4. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су- Джок терапии: Серия книг по Су- Джок терапии/ Чжэ Ву Пак – Су- Джок. Академия, 2009- С. 208

Оставить комментарий: