a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игры и упражнения на развитие межполушарного развития

Автор: Мирзаянова Айгуль Явдатовна Опубликовано: 2023-11-18 18:27:22

« Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, как эффективное средство для подготовки к школе » Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон( мозолистое тело) . Мозолистое тело( межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно- затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Для начала необходимо п одготови ть кисти рук: 1. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. 2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги( массажировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя руками одновременно, но в противоположных направлениях. 4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки( глаза в это время должны быть открыты) . 5. Вдох – пауза – выдох – пауза. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и сдувается в ритме дыхания. 6. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю( при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец правой руки. Развитие взаимодействия между полушариями Упражнения разделены по уровню сложности на четыре комплекса. Переходить к новому комплексу следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля. 1. Упражнение «Жаба» Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук. 2. Упражнение «Кольцо» По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем( последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец) . Упражнение повторять в прямом порядке( от указательного пальца до мизинца) и в обратном( от мизинца до указательного) . 3. Упражнение «Гусак – курочка – петух» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга: Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой. Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении. Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок». 4. Упражнение «Ухо – нос» Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. 5. Упражнение «Зеркальное отражение» Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге. 6. Упражнение «Солнце – забор – камень» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак. 7. Упражнение «Цепочка» По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем( поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец) . В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять. 8. Упражнение «Ножницы – собака – лошадка» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты. Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива. 9. Упражнение «Фонарики» Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот. 10. Упражнение «Симметричные рисунки» Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую. 11. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак! », «Ребро! », «Ладонь! ». 12. Упражнение «Гости» Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев. 13. Упражнение «Заяц – коза – вилка» Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое: Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. 14. Упражнение «Кошка» Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки». 15. Упражнение «Зеркальное отражение»( цифры) Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении. 16. Упражнение «Замок» Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук. 17. Упражнение «Частокол» Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев. 18. Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга: Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой. Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони. 19. Упражнение «Лезгинка» Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук. 20. Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок» Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге. Эт и упражнени я следует выполнять ежедневно по 15- 20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6- 8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками. Уважаемые родители, в результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, развивается логическое мышление.

Оставить комментарий: