a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс «Организация и проведение чтения художественной литературы»

Автор: Залага Оксана Николаевна Опубликовано: 2023-11-30 05:43:16

Документы для скачивания

Мастер- класс «Организация и проведение чтения художественной литературы» В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие р ебенка и формирование его речи. Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Умение понимать литературное произведение( не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным. Традиционно в методике ознакомления с художественной литературой принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы: Словесный: Объяснение незнакомых слов, Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произведения, Заучивание наизусть, Выразительное чтение, Беседа по произведению, Прослушивание грамзаписей. Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками. Схемы. Мнемотаблицы. Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, диафильмов. Оформление выставки. Игровой( Практический) : Элементы инсценировки. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность. Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов. Хотелось бы остановиться на приеме использования иллюстраций. Показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка- иллюстрация, помещаемая в детской книге, не только помогает воспитателю, но и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот- иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекая от содержания услышанного. Для показа иллюстрации на занятиях, я применяю информационно- коммуникативную технологию. Я создаю электронные книги. Сопровождая и иллюстрируя рассказ, электронная книга делает его более доступным и запоминающимся. С помощью таких книг можно заучивать стихи, составлять рассказы по опорным картинкам, закрепить полученные знания об окружающем мире, поиграть в пальчиковые игры, как в группе, так и дома с родителями. А сейчас я предлагаю вам побыть детьми и пройти со мной на занятие. Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Дав а йте поиграем в игру «Почему мы любим зиму? » Дидактическая игра со снежком «Почему мы любим зиму? » Начинаем ответ со слов «Я люблю зиму, потому что …. . ( передает снежок другому) ». Воспитатель: А теперь, послушайте мою загадку. Кто загадку отгадает – значит, все на свете знает! Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, да мелькают огоньки. Кто несет меня? ( коньки) У меня есть рассказ, который написал детский писатель В. Сутеев, который так и называется « Про коньки и Снежинку». Хотите послушать? ( читаю рассказ) . Про коньки и Снежинку. У нас во дворе сделали каток: расчистили снег на середине двора и все время поливали и поливали водой. Вода- замерзл а- и получился каток. Нам подарили коньки, и мы уже научились кататься. Мы катаемся там каждый день. Я уже здорово научился кататься: сегодня упал только пять раз. А Маша гораздо хуже катается: хотя упала всего три раза, но разбила себе нос, а я нет. Котенок Усик упал тоже три раза, потому что Маша держала его на руках: он еще плохо ходит и поэтому катается с Машей. Мама все сердилась, что мы приходим все в снегу, с синяками, но папа не сердился и сказал, что надо заниматься спортом, и мы целые дни занимаемся. А Чапка нас очень насмешила. Она не может кататься на коньках, и, чтобы ей не было скучно, мы вылепили из снега большую белую собаку и назвали ее Снежинкой, а глупая Чапка ее боится, все время рычит и не хочет дружить со Снежинкой. Просмотр электронной книги и беседа по вопросам: 1) Что сделали во дворе у детей? 2) Что подарили детям? 3) Что рассказывает об этом Ваня? 4) Что происходило дома, когда дети возвращались с катка? 5) Как насмешила детей Чапка? Воспитатель: С каким рассказом познакомились? Кто автор этого рассказа? Кто хочет рассказать рассказ? ( Пересказ рассказа при помощи электронной книги) . Рефлексия Посмотрите, кувшинчик пустой. Давайте его наполним. Возьмите листочек. Сомните его в комок, скажите, что вы сегодня для себя взяли из мастер- класса и опустите комочек в кувшинчик. Так наш кувшинчик наполнится вашими пожеланиями и эмоциями.

Оставить комментарий: