Краткосрочный проект «Синичкина неделя» для детей подготовительной группы
Документы для скачивания
Краткосрочный п роект «Синичкина неделя» для детей подготовительной группы «Веснушки»( 08. 11. 2021- 12. 11. 2021) Воспитатели: Девяткова О. В. Шипицына Л. В. 2021г. Проект «Синичкина нед еля» Аннотация Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к всероссийской эколого- культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября( в день « Зиновия- синичника » по русскому земледельческому календарю) . Данные методические материалы могут быть полезны воспитателям. Проект может быть использован в проведении подобного занятия в детском саду, отдельные фрагменты могут стать частью занятий в работе с детьми по экологическому воспитанию, а также развитию практических навыков у дошкольников. Обоснование актуальности проекта. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; - ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: - формирование экологических знаний- экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды. Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи- то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Только получив опыт практической личностно- значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность. Тип проекта: и ндивидуально- дифференцированный, п ознавательно- творческий. Участники проекта: д ети, воспитатели группы, р одители воспитанников. Продолжительность проекта: к раткосрочный Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют недостаточные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях. Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним: - п риобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; - воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; - развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц. Задачи: Образовательные: 1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека. 2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период. 3. Научить распознавать птиц по характерным признакам. Воспитательные: 1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях. 2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период. 3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре и в группе. Развивающие: 1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов. 2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки. 3. Развивать творческие способности детей. 4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения. 5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме. 6. Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи. 7. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами. Этапы проекта 1 этап- подготовительный: Предварительная работа с детьми: Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь»- рассматривание иллюстраций зимующих птиц; - беседа на тему: «Зимующие птицы»; - дидактическая игра «Собери картинку»; - чтение произведений о зимующих птицах. Предварительная работа с родителями: Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц. Методы и приёмы работы: - коллективное рассматривание; - словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции; - технология моделирования; - прослушивание аудиозаписи. Материалы: - иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц- загадки о зимующих птицах; - аудиозапись «Звуки леса»; - изготовленные детьми с помощью родителей кормушки; - материалы для рисования, конструирования из бумаги. 2 этап- практический ( реализация проекта) : Соци альн о- коммуникативное развитие: - Беседа «Как живут синички»- Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком? » и «Чем питаются птицы зимой? »- Настольно- печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»- Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса( голоса птиц) » Познава тельное развитие: - Просмотр презентации «Виды синиц»- Просмотр видеоролика «Интересные факты о синице »- Отгадывание загадок о зимующих птицах- Дидактическая игра «Угадай по описанию» Речевое развитие: - Н. Лучинина «Синичкин день», - И. Сельвинский «О синицах»- Е. Евсеева «Синица синица», - С. Михалков «Птичья столовая», - А. Яшин «Покормите птиц зимой», - В. Бианки «Синичкин календарь». Художественн о- эстет ическое развитие: - Аппликация и рисование «Кормушка для синички », - К онструирование из картона «Синичка », - Рисование « Птичка- невеличка – синичка». Физ ическое развитие: - И гр а- имитация движений птиц, - Подвижные игры « Совушка », «Птицы и кошка», «Перелет птиц». 3 этап. Результат проекта. Повышение экологического сознания у всех участников проекта. Итоговое мероприятие «Литературная гостиная». Участие в экологической акции «Помогите птицам, люди». Изготовление и развешивание кормушек. Подведение итога. Анализ результата работы: - Сформированы представления детей о зимующих птицах. - Повысился устойчивый познавательный интерес о зимующих птицах. - Обогатились знания о существовании праздника «Синичкин день». - Расширился словарный запас детей. - Пополнились знания о зимующих птицах. - Научились, с помощью взрослых, делать кормушки и знают, чем и как подкармливать птиц зимой. - Появилось чувство заботы о пернатых, любовь к природе родного края. - Повысился общий уровень музыкального восприятия и творческого потенциала, а также уровень исполнительства. - Сформировались и развились музыкально- творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку. - Умеют отвечать на поставленные вопросы по содержанию, характеру музыкальных произведений, а также их частей и выразительности. - Расширились коммуникативные способности детей с помощью выразительных жестов пантомимы, инсценировки песен, выразительных движении под музыку. Обогатился запас музыкальных произведений. И. Сельвинский. О синицах. Вот вы говорите — синица, Синицу любой назовет. Но вам, друзья, и не снится, Какой это пестрый народ: Синица с хохлатой головкой( Ее « гренадеркой » зовут) , Черная с ней « московка » У гнездышка тут как тут. « Пухляк » — у него привычка В дудочку во весь дух! «Лазоревка», дивная птичка, Нежно- небесный пух. Вглядитесь в их милые лица: Различны они? Вот- вот. А вы говорите: синица. Синицу любой назовет. Н. Лучинина. Синичкин день Кто вы, птички- невелички? Ровно в полдень за окном, Раз- зинь- зинькались синички, Расцветили всё кругом. Только солнышко пригрело, Дружной стайкой собрались, И летят за кормом смело – Вон порхают вверх и вниз. Приглашают всех подружек, От неслыханных щедрот, Отобедать у кормушек, Что развесил им народ. То- то будет праздник, право, К вам в мороз, среди зимы, Прилетят большой оравой, Щебетуньи, свистуны. Слышно будет за оградой: « Зинь- зинь- зинь ». Да: «Тень- тень- тень». Наслаждайтесь сей отрадой – Песнь поёт Синичкин день! И. Сельвинский О синицах Вот вы говорите — синица, Синицу любой назовет. Но вам, друзья, и не снится, Какой это пестрый народ: Синица с хохлатой головкой Ее « гренадеркой » зовут, Черная с ней « московка » У гнездышка тут как тут. « Пухляк » — у него привычка В дудочку во весь дух! «Лазоревка», дивная птичка, Нежно- небесный пух. Вглядитесь в их милые лица: Различны они? Вот- вот. А вы говорите: синица. Синицу любой назовет. Е. Евсеева « Что снится синице? »- Синица, синица, Что тебе снится? - Зёрнышки, мошки, Да хлебные крошки. - Синица, синица, Ещё что- то снится? - Солнышко, речка, Домик с крылечком, Мальчик Антошка И. . . хлебные крошки. А. Яшин «Покормите птиц зимой» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Б удет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать З аодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Лесной разговор – Синица- певица, Что видела в нашем лесу? – Летала, видала Весну на грачином носу. – Синица- певица, Откуда так пахнет весной? – Лиловый подснежник Проклюнулся в чаще лесной. – Синица- певица, А день- то сегодня каков? – Высокое небо И пёрышки в нём облаков. – Синица- певица, Так что же мы в почках сидим? – Ещё не пора вам, Листочкам, порхать, молодым. – Синица- певица, Когда же, когда же, когда? – Спросите у Солнца. – У этого тёплого? Да? Игра « Угадай птицу по словесному описанию» На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте. Маленькая подвижная птичка с серо- коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись ( Воробей) . На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто- зелёная, брюшко жёлтое ( Синица) . У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый ( Дятел) . У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета ( Снегирь) . Эта небольшая птичка красного( самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом ( Клёст) . Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам- белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый ( Сорока) . У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. ( Ворона) . Загадки о зимующих птицах Плотник с острым долотом строит дом с одним окном…( дятел) . Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут её …( синичка) Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её …( сорока) . Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять ( снегирь) Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …( снегири) На ветвях украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой. Яблоки на яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют( снегири) В тёплый край не улетают, на морозе распевают, Эти птички- невелички называются …( синички) В серой шубке перовой и в морозы он герой, Зимовать не улетает, под карнизом обитает. ( Воробей) Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом( Кормушка) Пословицы о синицах Не много зинька ест- пьет, а весело живет. Не велика птичка- синичка, а и та свой праздник помнит. Синичка – воробью сестричка. Хвалилась синица хвостом море зажечь. Невелика синица, голосок востёр. Пальчиковая гимнастика «Птицы улетают» Прилетайте птички! ( Зовущие движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке( «Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, ( Пальцы «щепоткой»- крошить хлеб) Хлебушка немножко( Тереть подушечки пальцев друг о друга) Эти крошки голубям( Вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям( Вытянуть вперед левую руку с раскрытой ладонью) Галки да вороны ……. Ешьте макароны( Тереть ладонь о ладонь) Подвижная игра «Шустрая синица » Скачет шустрая синица( прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, ( прыжки на месте на левой ноге) Прыг – скок, прыг – скок, ( прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок. ( к ружимся на месте) Вот присела на минутку, ( присели) Почесала клювом грудку, ( встали, наклоны головы влево- вправо) И с дорожки – на плетень, ( прыжки на месте на левой ноге) Тири – тири, ( прыжки на месте на правой ноге) Тень- тень- тень! ( прыжки на месте на двух ногах) П/ и «Перелет птиц» Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании. Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5- 7 минут. П/ и « Совушка » Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки ». Выбирается « совушка », а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – « совушка » гуляет, «насекомые» спят. И « совушка » смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится « совушка » отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5- 7 минут Подвижная игра «Птички и кошка». Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом- «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их. Беседа «Как живут синички» Всем знакома небольшая птичка с желтым животом, белыми щечками и черной головкой. По этим признакам большинство и узнают синицу. Крылья у нее имеют серовато- голубой оттенок, а спина – оливковый, иногда, тоже, с синеватым отливом. Окрас, в зависимости от вида синицы, немного различается. Еще, украшает грудь этих птиц черное пятно, продолжающееся, уже в виде полосы, и на животе. По этой полоске можно определить самка это, или самец. У самцов она шире, а у противоположного пола – наоборот. Относятся синицы к отряду воробьиных. Эти птицы очень подвижны и любопытны. Так же, у них довольно хорошая память. Если начать их подкармливать и сделать это хотя бы раз, то синичка обязательно прилетит опять на то же место. Эти птицы – жительницы лесов, лугов. Селятся они и по берегам рек. Городские представительницы облюбовывают парки, рощи. В сельской местности, могут свить гнездо и в саду, и в стене дома или другой постройки. Они могут поселиться на любом дереве. И в лесах они живут и в лиственных, и в хвойных. С наступлением холодов, синицы стараются селиться ближе к человеку. Так им проще добывать для себя пропитание. А едят они довольно часто и много. Жить могут синицы и в брошенных дуплах, и в специально сделанных человеком для них домике. Могут и свить себе гнездо самостоятельно. В ход при строительстве идет практически все, что попадется им в клюв. Это могут быть и травинки, и шерсть, и паутины. Два раза в год, весной и в начале лета, заботятся синицы о продолжении рода. Пока самочка высиживает первую кладку, будущий отец птенцов усердно носит ей в гнездо еду. Потом, когда она будет высиживать следующий выводок, он будет кормить и первых, и самку. К осени все семейство собьется в одну стаю. Птенцов кормят синицы, преимущественно, гусеницами и мошками, таскают слизняков и всяких жуков, пауков. Носить еду для птенцов приходится им очень часто, почти без остановки. Лето – пора плодородная и синицам намного проще прокормиться. К тому же, едят они почти все. Они ловят насекомых, гусениц. Причем, они могут достать намного больше паразитов из древесной коры, чем другие насекомоядные птицы. Поэтому их можно назвать санитарами леса, работающими на славу. Едят они и ягоды, выклевывают семечки с подсолнухов. Могут питаться семенами сорняков, березы, ели и других деревьев. Распотрошат и шишку, чтобы пощелкать орешков. Могут съесть синицы и животное, имеющее небольшой размер. В холодные зимы синицы могут поедать падаль. Но, вот приходит зима. Синицам все труднее прокормиться. Большинство из них запасов впрок не делают. Синица может припрятать то, что натаскано в гнездо и не съедено за день. Но, на более длительный период они не запасаются. Хотя, не все виды такие беспечные. Многие из них успешно находят и уничтожают и чужие припасы. Синицы будут клевать замерзшие ягоды, оставшиеся в зиму на ветвях, подбирать то, что найдут на снегу. Замерших насекомых из коры деревьев они тоже достанут и обязательно ими полакомятся. В большинстве же, они будут стараться перебраться ближе к людям, так как там они найдут еды побольше. Да и многие специально соорудят для них кормушки, в которые будут подкладывать для птицы лакомство. Чем и как можно подкармливать синиц? Пищеварительная система птиц не приспособлена к тому, что едят люди. Поэтому, подкармливая их, нужно знать, что можно положить в кормушку, а что – нельзя. Не стоит оставлять им там продукты, которые начали портиться. Это может очень сильно навредить птицам. Большой вред несут для них копченые, жареные и соленые продукты. Если подкармливать хлебными крошками, то – только от белого хлеба. Черный может быть для них смертельно опасен. Лучше всего давать им то, чем они питаются в естественной среде: семечки подсолнухов, тыквы, арбузов. Можно, если есть, замороженные ягоды, орехи. Некоторые из «человеческих» продуктов, все же, можно оставлять для птиц. Главное, чтобы они были свежими. Если подкармливать салом, то – не соленым. Не стоит давать им пшено. Можно ложить в кормушки сухофрукты. Подойдут для питания синиц и сыр, сваренное вкрутую яйцо. Только, нужно не забыть их измельчить. Можно потереть на терке, или мелко порезать. Еще, подойдут для них и каши из риса, гречки, перловки. Сыпать крупу сырой не нужно, следует отварит Сценка «О храброй синичке» Действующие лица: Ведущая( взрослый) . Птичка Синичка( Алиса) , Мальчик Дима, Мальчик Витя Дети за столом, они же птички на веранде. В окно видно синичку. В центре бутафорское дерево, рядом столик с кормушкой. Дети сидят за столиком, изображая, что кушают. Воспитатель: Садик наш стоит у леса, и поэтому, друзья, У нас в зимний день, обычный, Происходят чудеса. Прилететь к нам могут в гости Свиристели, снегири, Дятел в шапочке, клюв острый, Сойки, галки, воробьи. Чиж, щегол, щур и вьюрочки, Поползень – чудак, смотри! На прогулке, у кормушки Каждый день встречаем мы. Но, однажды, в час обеда, Мы услышали: « Дзынь- дзынь! » Дети внимательно смотрят в окно Что такое, за окошком лишь мороз, Но вдруг, глядим! – К нам в окно стучит синичка: ( Синичка выбегает на серединку, обращается к детям) Синичка: Я за помощью лечу Помогите, вас прошу! Мальчики в снежки играли И в кормушку к нам попали. Зёрнышки упали в снег Ничего в кормушке нет! Мальчик Дима: ( выходя из –з а стола) Что ж, ребята, все за дело Быстренько оделись, смело Побежали на площадку, Чтоб исправить неполадки. Дети идут к столику, где уже приготовлены лопаточки, корм в формочках. Изображают, что одеваются. Мальчики подходят к кормушке, другие дети берут птиц, «сажают» их на веранду( спинку диванчика) Мальчик Витя: ( изображает, как сметает снег с кормушки) Снегом замело кормушку… Уберём все, ничего, А в сугробе птичкам трудно Отыскать себе зерно. Мальчик Дима: ( насыпает в кормушку корм для птиц) Все, убрали очень дружно. Семечки, пшено, зерно, Ягодки рябины красной Насыпаем мы на дно. Мальчик Витя: ( показывает на птиц, птички летят на кормушку, клюют) Все, уходим, побыстрее! На веранде ждут, смотри: Голуби, вороны, галки, Озорные воробьи. Синичка: А ещё мои сестрички Желтогрудые синички, Вот спасибо вам, друзья, Угостили всех не зря. Мальчик Дима: Птичкам нужно помогать И в морозы угощать, Чтоб весной их песни слушать, В чистый лес ходить гулять! Дети исполняют песенку о птицах. Рисование красками «Синичка на ветке» Изготовление кормушки для синички( рисование, аппликация) Конструирование из картона «Синичка» Пластилинография «Синичка на ветке» Провели итоговое мероприятие по проекту «Синичкина неделя» Просмотр видеоролика про интересные факты о синичке Игра «Перелетные и зимующие птицы» Сценка «О храброй синичке» Провели акцию «Накорми синичку»
- Проект для детей второй младшей группы «Овощи и фрукты – полезные продукты»
- Проект «Что такое оригами?» в средней группе
- Информационно-творческий проект средней группы "Перелетные птицы"
- Проект во второй младшей «Пожарная безопасность».
- Краткосрочный проект «Синичкина неделя» для детей подготовительной группы