Картотека дидактических настольно-печатных игр
Документы для скачивания
Картотека дидактических настольно- печатных игр ( ранний возраст) Введение К настольно- печатным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др. Развитие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей( например, вместо градусника — палочка, вместо мыла — кубик и т. д. ) , а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении. При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения( ведь сам предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать) , что способствует формированию речевого мышления. Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности( картинка, рисунок) , сочетающейся со словом( название изображения) . Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие- то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений. Для того, чтобы малыш узнал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета и хотя бы начальное представление о нем. Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы( яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п. ) , так называемые предметные картинки. При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению. Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. Первые занятия проходят с сопоставлением реального предмета и его изображения на картинке. Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и называния его в изображении. Этот этап работы имеет свою последовательность: показ одной картинки с называнием; последовательный показ двух картинок с их называнием; одновременный показ двух картинок с их называнием; выбор одной из двух по показу( «Дай такую же») с называнием; выбор по слову( «Дай мне картинку, где нарисован мяч», «А где нарисована матрешка? ») из двух картинок одну. Желательно рассматривание, сравнение картинок сопровождать сюжетным рассказом. ( Например, рассматривая картинки с петушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточка плавает, а петушок не умеет плавать, но «голосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п. ) . На третьем году работа с картинками значительно усложняется. Картинки используются для введения в речевую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования( ложка, тарелка и чашка для еды) . Малышам предлагаются картинки, на которых изображены домашние животные, живущие рядом с человеком. Ознакомление с картинками этого сериала желательно проводить после наблюдений за животными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, вначале следует показать на картинке кошечку, собачку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д. Дети третьего года знакомятся не только с животными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картинки, где изображены наиболее заметные отличительные признаки животных( например, у коровы рога, а у лошади их не бывает; у теленка маленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п) . К концу 3- го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лесных обитателей( заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж и т. д. ) . Такие занятия могут проходить в сюжетно- игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу? ». Картотека дидактических настольно- печатных игр ( ранний возраст) Карточка № 1 «Грибочки по местам» Цель: а) Закреплять с детьми основные цвета. б) Развивать мелкую моторику рук. Карточка № 2 «Спрячь мышку» Цель: а) Познакомить детей с правилами игры. б) Находить цвета по принципу «такой – не такой». в) Умение узнавать и называть цвет. Карточка № 3 «Разноцветные бусы» Цель: а) Учить чередовать предметы по цвету. б) Называть геометрическую форму. в) Закреплять основные цвета. Карточка № 4 «Матрёшки» Цель: а) Учить различать предметы по размеру ( большой, поменьше, маленький) . б) Находить предметы такого же цвета. в) Узнавать и называть основные цвета. Карточка № 5 «Веселый клоун» Цель: а) Умение узнавать и называть предметы по форме. б) Развивать воображение, сообразительность, логическое мышление. в) Закреплять основные цвета. Карточка № 6 «Цветовое лото» Цель: а) Учить узнавать и называть круг. б) Закреплять основные цвета. в) Развивать мелкую моторику. Карточка № 7 «Залатай одеяльце» Цель: а) Учить по форме находить сходства геометрических фигур. б) Закреплять знания геометрических фигур. в) Развивать мелкую моторику. Карточка № 8 «Цвета» Цель: а) Учить различать основные цвета. б) Уметь находить на рисунке определенные цвета. в) Закреплять обобщающие понятия: р астения, игрушки, животные г) Развивать мелкую моторику. Карточка № 9 «Вертушки» Цель: а) Учить детей полноценно дышать. б) Упражнять детей в глубоком вдохе через нос, сильном продолжительном выдохе через рот. в) Узнавать и называть геометрические фигуры. г) Закреплять основные цвета. Карточка № 10 «Собери цветок» Цель: а) Учить сравнивать цвета по принципу «такой- не такой». б) Подбирать одинаковые по цвету лепестки. в) Находить лепестки определенного цвета, развивать внимание. г) Закреплять знания основных цветов. Карточка № 11 «Большие – маленькие» Цель: а) Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров. б) Учить различать большие и маленькие предметы. в) Закреплять знание геометрических фигур ( круг, квадрат) . г) Закреплять знание красного и желтого цвета. Карточка № 12 «Одень куклу» Цель: а) Знакомить с названиями разных видов одежды. б) Учить узнавать и называть разные виды одежды. в) Учить находить одежду соответственно времени года. Карточка № 13 « Картинки половинки » Цель: а) Учить детей из двух частей составлять целое, развивать внимание, сообразительность. б) Упражнять в умении находить похожие картинки и сравнивать их между собой. в) Побуждать детей описывать картинки, указывать признаки сходства и различия между парными картинками, развивать связную речь. Карточка № 14 «Не мешайте мне трудиться» Цель: а) Уточнить представления детей о трудовых действиях взрослых и детей. б) Учить правильно называть эти действия. в) Упражнять в подборе к глаголам соответствующих существительных. г) Побуждать детей использовать в речи глаголы. Карточка № 15 «Расставь по местам» а) Учить узнавать и называть геометрические фигуры. б) Определять на что они похожие, развивать воображение. в) Закреплять основные цвета. Карточка № 16 «Собери шарик» Цель: а) Учить собирать целое из двух частей. б) Упражнять в умении видеть половинки одинакового цвета. в) Закреплять основные цвета. Карточка № 17 «Кто что делает? » Цель: а) Формировать представления о профессиях. б) Учить называть действия, изображенные на картинке. в) Называть предметы помощники в той или иной профессии. г) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Карточка № 18 «Один – много» Цель: а) Учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. б) Составлять небольшие предложения, развивать речь. в) Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи. Карточка № 19 «Времена года» Цель: а) Закрепить с детьми знания времен года. б) Называть приметы разных времен года. в) Учить детей правильно называть предметы одежды, сопоставлять их с погодой на улице. г) Забавы детей в разные времена года. Карточка № 20 «С какого дерева листок? » Цель: а) Учить детей узнавать и называть деревья. б) Узнавать дерево по форме листа. в) Закреплять знания плодов ореха, березы, туи, клена, ели, дуба. Г) Закреплять основные цвета. Карточка № 21 «Фрукты» Цель: а) Учить детей узнавать и называть фрукты. б) Закреплять основные цвета. в) Определять форму. Карточка № 22 «Овощи» Цель: а) Учить детей узнавать и называть овощи. б) Закреплять основные цвета. в) Определять форму. г) Что из них можно приготовить. Карточка № 23 «В зимней столовой» Цель: а) Учить детей узнавать и называть знакомых птиц. б) Закреплять знания детей о зимующих птицах. в) Развивать умение подражать их поведению, расширять словарный запас. Карточка № 24 «Чей малыш? » Цель: а) Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей. б) Познакомить с названиями домашних животных и их детенышей. в) Способствовать развитию у детей представлений об окружающем мире. г) Расширять словарный запас. Карточка № 25 «Найди маму» Цель: а) Закреплять знания домашних животных и их детенышей. б) Умение соотносить животное и его детеныша. Карточка № 26 «Поймай рыбку» Цель: а) Развивать координацию движений руки, ловкость. б) Называть цвета и форму рыбок. в) Определять настроение ( грустное, веселое) . Карточка № 27 «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: а) Учить детей отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3- 4 слов. б) Способствовать развитию речи как средства общения. в) Учить детей оценивать поступки других людей. г) Воспитывать желание оказывать помощь. Карточка № 28 «Протолкни круглый предмет» Цель: а) Формировать у детей представление о форме предметов. б) Развивать зрительн о- двигательную координацию. в) Воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям. Карточка № 29 «Застегни пальто» Цель: а) Упражнять мелкие мышцы пальцев. б) Побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя. в) Воспитывать аккуратность и внимание. Карточка № 30 «Плыви, кораблик» Цель: а) Формировать у детей навыки владения палочко й- крючком. б) Развивать координацию движений кистей рук. в) Воспитывать настойчивость, желание достичь цель, вызвать чувство радости от полученного результата. Карточка № 31 «Завяжи шарф» Цель: а) Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. б) Побуждать завязывать шарф двумя руками. в) Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата. Карточка № 32 «Прокати лошадку» Цель: а) Формировать у детей ориентировку в помещении б) Развивать слуховое восприятие в) Узнавать лошадку среди других игрушек г) Произносить упрощенные слова: но- но, иг о- го, на, пей, лошадка. Карточка № 33 «Шнуровка» Цель: а) Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля. б) Воспитывать аккуратность. Карточка № 34 «Отгадай, как зовут» Цель: а) Развивать у детей слуховое восприятие. б) Совершенствовать навык звукоподражания. в) Воспитывать внимательность. Карточка № 35 «Помоги одеть куклу» Цель: а) Познакомить детей с величиной предмета, путем сравнения однотипных предметов разного размера. б) Развивать зрительное восприятие. в) Воспитывать аккуратность. Карточка № 36 «Найди по звуку» Цель: а) Формировать слуховое восприятие. б) Развивать ориентировку в пространстве. в) Отрабатывать правильное произношение звуков «пи- пи». г) Воспитывать положительный интерес к занятиям. Карточка № 37 «Протолкни фигуру» Цель: а) Формировать навык пользования палочкой, как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек. Карточка № 38 «Кто как разговаривает» Цель: а) Формировать слуховое восприятие. б) Развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам. Карточка № 39 «Что звучит? » Цель: а) Совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов ( барабан, колокольчик, молоток) . б) Называть предмет и действие с ним. в) Развивать внимание. Карточка № 40 «Бей, барабан» Цель: а) Совершенствовать слуховую сосредоточенность. б) Побуждать детей употреблять вспомогательный предмет – палочки. в) Развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно. Карточка № 41 «Кто в домике живет? » Цель: а) Формирование речевого слуха. б) Развитие собственной активной речи. в) Совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям. Карточка № 42 «Кто в гости пришел? » Цель: а) Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности. б) Развивать организованность и самоконтроль. в) Воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам. Карточка № 43 «Кто как ходит? » Цель: а) Упражнять детей согласовывать свои движения со словами. б) Развивать слуховое восприятие. в) Воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками. Карточка № 44 «Что звучит? » Цель: а) Приучать детей ориентироваться в пространстве по звуку. б) Определять на слух. в) Двигаться по направлению звука, где раздался звук. г) Называть звучащий предмет. Карточка № 45 «Как снежок падает» Цель: а) Вызвать у детей радость от восприятия белого снега. б) Показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты. в) Развивать двигательную активность. г) Воспитывать любовь к окружающей природе. Нанизывание Карточка № 46 «Собери пирамидку» Цель: а) Побуждать детей выполнять цепь последовательных действий. б) Развивать более точные, координированные движения рук. в) Воспитывать внимательность и аккуратность. Карточка № 47 «Собери башню 2 кольца» Цель: а) Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке. б) Понимать слово «кольцо» и название цвета. в) Воспитывать интерес к занятию. Карточка № 48 «Нанизывание колец одного цвета» Цель: а) Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками. б) Формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». Карточка № 49 «Поймай солнечного зайчика» Цель: а) Развивать зрительное восприятие. б) Формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. в) Воспитывать внимательность. Карточка № 50 «Большая и маленькая башни» Цель: а) На эмоциональн о- чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. б) Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. в) Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину. г) Воспитывать интерес к занятиям. Карточка № 51 «Рыболов» Цель: а) Совершенствовать и использовать полученные навыки в других условиях, дополнять новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды. б) Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать. в) Воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции. Карточка № 52 «Шарик в ложке» Цель: а) Совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние 25см и класть в объемный сосуд – пластмассовый стакан, использовать вспомогательные предметы – ложку. б) Развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно. в) Воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение. Народные сборно – разборные игрушки Карточка № 53 «Грибочки по местам» Цель: а) Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета. б) Воспитывать положительное отношение к занятиям. Карточка № 54 «Одноместная матрешка» Цель: а) Побуждать детей открывать и закрывать игрушку. б) Различать верхнюю и нижнюю части матрешки. в) Понимать слово «матрешка». г) Воспитывать интерес и наблюдательность. Карточка № 55 «Двухместная матрешка» Цель: а) Формировать представления о величине предмета ( большая, маленькая) . б) Научить открывать и закрывать матрешку. в) Закрепить навык называния цвета ( красный, синий, желтый) . г) Расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек. Карточка № 56 «Кто где спрятался? » Цель: а) Развивать ориентировку в пространстве. б) Побуждать детей действовать по сигналу. в) Находить предметы по названию и описанию. г) Воспитывать наблюдательность и аккуратность. Карточка № 57 «Найди свое место» Цель: а) Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине. б) Осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы. в) Развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность. Карточка № 58 «Где найти? » Цель: а) Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки. б) Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру. в) Развивать ориентировку в пространстве, память. Карточка № 59 «Поможем бабушке» Цель: а) Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль. б) Воспитывать уважение к старшим. Карточка № 60 «Собери цветок» Цель: а) Закрепить знания детьми названий основных цветов. б) Совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка. в) Развивать мелкую моторику пальцев. Раскладывание и складывание Карточка № 61 «Найди такой же» Цель: а) Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов. б) Воспитывать интерес к занятиям. Карточка № 62 «Кому что дать? » Цель: а) Закрепить названия животных. б) Сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов ( капуста, морковь, яблоко) . в) Воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться. Карточка № 63 «Какой наряд у Кати? » Цель: а) Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви. б) Развивать коммуникативные качества. в) Воспитывать бережное отношение к одежде. Карточка № 64 «На чем поедем? » Цель: а) Побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя. б) Узнавать транспортную игрушку среди всех сходных. в) Называть части предмета. г) Воспитывать наблюдательность и коммуникативность. Карточка № 65 «Разложи по форме» Цель: а) Формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Карточка № 66 «Посмотри, что у нас» Цель: а) Совершенствовать зрительн о- мыслительные операции с предметами: кубиками – вкладышами. б) Побуждать детей узнавать, сравнивать и называть изображения. в) Воспитывать внимательность и аккуратность. Карточка № 67 «Найди листочек» Цель: а) Формировать цветовое восприятие. б) Побуждать детей участвовать в совместной деятельности. в) Повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят. г) Воспитывать любовь к окружающей природе. Карточка № 68 «Угадай, какой цвет» Цель: а) Развивать внимание на цветовые свойства предметов. б) Совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство. Карточка № 69 «Широкая и узкая дорожка» Цель: а) Формировать понятия: «большая и маленькая», «узкая – широкая». б) Соотносить формы предметов разной величины. в) Развивать зрительное восприятие. г) Воспитывать трудолюбие. Карточка № 70 «Подбери такой же» Цель: а) Побуждать различать цвета предметов ( красный, синий, зеленый) . б) Расширять чувственный опыт. в) Выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске. г) Воспитывать положительный интерес к занятиям. Карточка № 71 «Большой и маленький» Цель: а) Побуждать детей обращать внимание на величину предметов. б) Формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. в) Понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Карточка № 72 «Разложи правильно» Цель: а) Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. б) Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность. Карточка № 73 «Что получилось? » Цель: а) Обогащать зрительн о- осязательно опыт малышей. б) Выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. в) Закреплять положительное отношение к занятиям. г) Воспитывать трудолюбие и желание выполнять действия до конца. Карточка № 74 «Разложи по цвету» Цель: а) Формировать цветовое восприятие. б) Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. в) Использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
- Участие в вебинаре Всероссийская Лига Педагогов МЭО "Формирование основ патриотизма и духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов" 6 декабря, 2023г
- Разгадывая тайны спряжения глаголов и корней с чередованием
- Итоговый педагогический совет
- Методический час "Проект"
- как помочь ребенку адаптироваться в детском саду