ПРОЕКТ «ЗИМУШКА-ЗИМА» в первой младшей группе
Документы для скачивания
Муниципальное дошколь ное образовательное учреждение «Кизильский детский сад №3» ПРОЕКТ «ЗИМУШКА- ЗИМА» в первой младшей группе Выполнила: Беркумбаева А. Р. В оспитатель С. Кизильское 2021г ПРОЕКТ «ЗИМУШКА- ЗИМА» в первой младшей группе. Цель: расш ирение представления о зиме через различные виды детской деятельности; приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка. Задачи: • Расширять представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. • Развивать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования. • Формировать представление о безопасном поведении зимой. • Расширять и активизировать словарный запас детей. • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей. • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Ожидаемые результаты: Расширение представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Развитие исследовательского и познавательного интерес в ходе экспериментирования со снегом. Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок. Повышение речевой активности детей по теме «Зима». Обогащение развивающей среды в группе. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада. Актуальность. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности( игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи, что способствует эмоциональному благополучию. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проблема •Недостаточное развитие связной речи дошкольников; •Недостаточный уровень коммуникативных и познавательных навыков; •Традиционные методы и формы организации работы не дают высокий результат. Вид проекта: информационно- творческий. Тип проекта: познавательно- исследовательский. Сроки реализации: краткосрочный( с 01. 12. 20 по 24. 12. 20) . Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель. Этапы реализации проекта: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Подбор необходимой литературы по теме. 2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр, комплексов пальчиковой гимнастики. 3. Подбор дидактических игр о сезонных явлениях природы( зима) . 4. Подбор художественной литературы для детей. 5. Подбор иллюстративного, музыкального материала. 6. Приобретение и изготовление выносного материала для прогулки. 7. Информирование родителей о реализации проекта. ОСНОВНОЙ План реализации проекта Образовательные области ООД, совместная и самостоятельная деятельность в режимных моментах Познавательное развитие ООД«Красота зимы», «Зимние забавы родителей и малышей». Конструирование: «Горка». Покатаем зверей( один- много, большой- маленький) . Наблюдения за погодой( ветром, облаками, снегом и т. д. ) , за птицами, за работой дворника. Игры со снегом: «Следы», «Слепим снеговика», «Раскрасим снег» Экспериментирование: «Свойства снега», «ледяные игрушки» Просмотр с детьми иллюстраций: «На чём катаются дети зимой? » «Что зимой бывает? »( погодные явления) . Социально- коммуникативное развитие Беседы: «Приметы зимы», « Какая одежда нужна людям зимой? », «Зимние забавы», «Как вести себя на улице зимой? », «Птицы- наши друзья! », «Праздник Новый Год». Д/ и: «Укрась ёлочку», «Оденем Машу на прогулку», «Собери снеговика». Сюжетные игры: «Кукла заболела», «Кукла идёт гулять», «Идём в магазин за подарками». «Расчистим дорожки от снега», подкормка птиц. Речевое развитие Рассматривание иллюстраций « Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Птичья столовая», «Новый Год». Упражнения по звукоподражанию( голоса птиц и зверей) , Пальчиковые игры: «Снеговик», «Снежный ком», «Прогулка», «Ёлка», «Новогодний праздник», «Снежок». Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку! », «Пузырь», «Хлопушка». Чтение: сказка «Рукавичка», стихотворения и потешки о зиме. Занятие «Зимушка- зима пришла, нам снежинки принесла» Физическое развитие: Игры- занятия по физкультуре: «В гости к белочкам», «Весёлые зайчата» Зарядка: Комплекс «Учимся правильно дышать», «Воробушки». П/ и«Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Заморожу! » Игры и упражнения со снегом Физкультминутки: «Мороз», «Снежинка», « Птички- невелички», «Зайка серый». Самомассаж: Поглаживание пальцев рук и ног. Утренняя гимнастика «В гости к ёлочке», Художественно- эстетическое развитие Рисование: «Украшение для ёлочки», Рисование нетрадиционной техникой: «Снегопад», «Рождественский венок». Аппликация «Украсим рукавичку», Коллективная работа Панно «Весёлые снеговики». Лепка «Ёлочка», Пластилинография «Снеговик». Конструирование «Горка». Разучивание новогодних стихов, песенок, танцев, музыкальных игр. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Консультация «Новый год для малыша». 2. Участие в выставке поделок «Зимушка- Зима». 3. Помощь в оформлении участка для зимних прогулок. 4. Помощь в оформлении группы к Новому году. 5. Участие в конкурсе «Кормушка для пичужки». ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Выставка поделок «Зимушка- Зима». Конкурс «Кормушка для пичужки». Новогодний утренник. Показ сказки «Рукавичка» детьми старшей группы. Презентация проекта «Зимушка- зима». Приложения: 1. Комплекс утренней ̆ гимнастики «В гости к ёлочке» 2. Конспект занятия по конструированию «Горка» в первой младшей группе 3. Пальчиковая гимнастика: «Снеговик», «Прогулка», « Снежный ̆ ком», « Ёлка », « Новогодний ̆ праздник», «Снежок». Физкультминутки. 4. Конспект занятия коллективная работа панно на тему: «Весёлые снеговики» в первой младшей группе 5. Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Пластилинография на тему: «Снеговик» в первой младшей группе 6. Конспект занятия аппликация «Украсим рукавичку» в первой младшей группе 7. Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе на тему: «Зимушка- зима пришла, нам снежинки принесла». 8. Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционной техникой в первой младшей группе на тему: «Рождественский венок» 9. Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционной техникой в первой младшей группе на тему: «Снегопад». 10. Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование в первой младшей группе на тему: «Украшение для ёлочки». 11. Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Лепка в первой младшей группе на тему: «Ёлочка». 12. Комплекс гимнастики после дневного сна «Прогулка в зимний ̆ лес». ЛИТЕРАТУРА 1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. , 2011 год. 2. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 144с. 3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М. : «КАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 144с. 4. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 160с. 5. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : Сфера, — 2013. – 144с. ( Истоки) . 6. Картушина М. Ю Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2- 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192с. ( Ранний возраст) Приложение №1 Комплекс утренней̆ гимнастики «В гости к ёлочке». Веселится детвора – снег- снежок идёт с утра. Скоро праздник – Новыи ̆ год, ёлка в гости к нам придёт. Дети строятся в колонну по одному. Вводная часть: Отправляемся мы в лес, ждёт нас много в нём чудес. Ходьба в колонне по одному. По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем! По сугробам мы идём и ничуть не устаём. Ходьба с высоким поднимаем колен. Холодно в лесу зимои ̆ – побежали все за мнои ̆! С бегом будет веселеи ̆, с бегом будет нам теплеи ̆. Бег в колонне по одному. По тропинке мы шагаем, руки наши согреваем. } 2 раза Ходьба с хлопками на каждыи ̆ шаг. Вот полянка, вот и лес, вот и ёлка до небес! Перестроение в круг. Основная часть: 1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки вверх, посмотреть на них – И. П. ( 5 раз. ) Вот она какая, ёлочка большая! 2. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон. Выполнить движение кистями рук «берём игрушку»- И. П. Выполнить 4 раза. ) Мы сегодня принесли яркие игрушки. Здесь конфеты и шары, пряники, хлопушки. Вы игрушки поднимайте, ёлку вместе украшайте. 3. И. П. –Сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибаем и разгибаем ноги. 4раза А ну, померяйте, ребята, Какои ̆ длины у ёлки лапы! 4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Присесть, руками коснуться пола – И. П. ( 4 раза. ) Кто под ёлкой сидит и ушами шевелит? Кто под ёлкой тихо плачет и тихонечко дрожит? Мы присели – дружно встали, никого не увидали. Мы присели, дружно встали, вдруг зайчишку увидали. Стали зайки, веселиться и вокруг себя кружиться. 5. И. П. – Стоя, ноги вместе, руки у головы. Прыжки на двух ногах на месте, вокруг себя. Заключительная часть: Мы у ёлки погостили, ёлку ярко нарядили. А теперь домой̆ пора. Собирайся, детвора. Ходьба в колонне друг за другом. Приложение № 2 Конспект занятия по конструированию «Горка» в первой младшей группе. Программное содержание: Строительные задачи: закреплять умение детеи ̆ строить лесенку из трёх кубиков; показать детям, как поставить дощечку, чтобы получился скат. Технические задачи: закреплять ранее приобретённые навыки строительства: накладывать детали одна на другую, прикладывание друг к другу; учить различать детали. Речевые задачи: активизация словаря: кубик, дощечка, лесенка, горка. Воспитательные задачи: продолжать воспитывать добрые взаимоотношения, не мешать друг другу, делиться. После окончания работы убирать материал в контейнер. Материалы и оборудование: иллюстрации, три кубика, дощечка, маленькие зверюшки. Предварительная работа с детьми: рассматривание горки на прогулке, катание с горки, чтение художественнои ̆ литературы. Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение и показывает построенную горку: Катимся мы c горки С маленьким Егоркои ̆. Санки нас несут вперед, Набирая полныи ̆ ход, Аж захватывает дух. - Эге- геи ̆! - кричим мы вслух, - Уходи с дороги! Бух! И мы- в сугробе! Раздаётся стук в дверь в группу входят животные( расставлены на столе) . Звери: Здравствуйте ребята. А что это вы такое интересное смотрите. Что это такое? ( Горка) Звери: А для чего она нужна? ( Чтобы кататься с неё) . А зачем? ( Это весело) Ои ̆, а зачем горке вот это( показывают на ступеньки) Дети: Чтобы было удобно залезать на горку. Звери: А это, что такое? ( Скат, чтобы скатываться вниз) Воспитатель: Ребята, а давайте построим зверюшкам горку, чтобы они покатались. Давайте посмотрим из каких деталеи ̆ построена горка? ( Из кубиков) . Посмотрите, из чего сделан скат? ( Из дощечки) . Воспитатель показывает последовательность построения горки. Вот один кубик, рядом с ним ещё один кубик, и сверху ставим ещёодин кубик – получились ступеньки. Теперь я беру дощечку и делаю скат. Вот какая горка у меня получилась. Что мы сначала делаем? ( Ступеньки) Из чего мы делаем ступеньки? ( Из кубиков) Что мы потом делаем? ( Скат) Из чего мы делаем скат? ( Из дощечки) . Наглядные методы( повторныи ̆ показ способа действия) Словесные методы( подсказки, напоминания, подбадривания, похвала) Физкультминутка: Вот студеною зимои ̆( Дети машут руками. ) Ветер дует ледянои ̆ И вздымает снега тучу. ( Дети выполняют круговые движения руками. ) Он суровыи ̆ и могучии ̆. Зайцы прячутся в кустах. ( Дети садятся в глубокии ̆ присед на Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают. ) Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. ( Дети машут руками. ) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. ( Потягивания — руки в стороны. ) Скачет по полю лиса. ( Прыжки. ) Ну а мы чуть- чуть пройдемся( Ходьба. ) И домои ̆ к себе вернемся. ( Дети садятся за столы. ) Воспитатель: Ребята, давайте теперь научим зверюшек спускаться с горки. Сначала пусть зайка( котик, лисичка ит. ) поднимется на одну ступеньку, на вторую. Теперь зайка( котик, лисичка, ит. ) спускается с горки: «Крикнул зайка: Берегись! Покатился с горки вниз» А теперь вы поиграйте со своими зверюшками, покатайте их с горки. Приложение №3 Пальчиковая гимнастика в первой младшей группе «Снеговик» Вот – кулак и вот – кулак, ( Сжимаем кулаки, поднимаем большие пальцы) Их соединяю. ( Кулаком правои ̆ руки обхватываем большои ̆ палец левои ̆) Снеговик чтоб получился, Пальчик поднимаю. «Прогулка» Раз, два, три, четыре, пять( Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. ( «Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, ( «Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, ( Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, ( Проводим указательным пальцем правои ̆ руки по ладони левои ̆ руки) А ещё в снегу валялись. ( Кладём ладошки на стол то однои ̆ сторонои ̆, то другои ̆) И снежками мы кидались( имитируем движения по тексту) Все в снегу домои ̆ пришли. ( Отряхиваем ладошки) Съели суп, и спать легли. ( Движения воображаемои ̆ ложкои ̆, руки под щёки) « Снежныи ̆ ком» Взяли дети белыи ̆ ком, ( Изображаем ком) Будем строить снежныи ̆ дом( Движения, изображающие лепку снежков) Мы польем его водои ̆, ( Имитируем движения) Домик будет ледянои ̆ Ком за комом мы кладем, ( Ставим кулачок на кулачок) Вот и вылепили дом. ( Рисуем в воздухе ладонями домик) « Ёлка » Кисти мы соединяем, ( Действуем согласно тексту) . Пальчики переплетаем. Если так подержим долго. То увидим – это ёлка. « Новогоднии ̆ праздник»- Здравствуи ̆, Дедушка Мороз! ( Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. ) Что в подарок нам принёс? ( Руки вперёд ладонями вверх. ) - Громкие хлопушки, ( Хлопнуть в ладоши. ) Сладости, игрушки. ( Вертим кистями. ) «Снежок» Раз, два, три, четыре –( 4 хлопка кулачками) Мы с тобои ̆ снежок слепили –( лепят снежки) Круглыи ̆ –( касание соединенных пальцев) Крепкии ̆ –( руки в «замок») Очень гладкии ̆ –( погладить кулачок ладошкои ̆) И совсем- совсем не сладкии ̆ –( грозят пальчиком) Раз – подбросим –( ладошки вверх) Два – поймаем –( «пружинка» с хлопком в ладоши) Три – уроним –( ладошки вниз) И сломаем –( притоп) Физкультминутки Мороз Красныи ̆ нос Ои ̆, Мороз Красныи ̆ нос, ( Хлопки в ладоши) . Мы тебя все знаем. И тебя, Дед Мороз, ( Руки на поясе, наклоны туловища вперед) Радостно встречаем. Ои ̆, Мороз Красныи ̆ нос, ( Хлопки в ладоши) . Песню запеваем. И тебя в хоровод( Приседания) . К детям приглашаем. Ои ̆, Мороз Красныи ̆ нос, ( Хлопки в ладоши) . Бей сильнеи ̆ в ладоши! А у нас веселеи ̆( Прыжки на месте) . Затанцуют ножки! Приложение №4 Конспект занятия коллективная работа Панно на тему: «Весёлые снеговики» в первой младшей группе Цель: создание праздничного настроения, знакомство со способом создания снеговика из ватных дисков. Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать развитию мелкой моторики рук; обогащению и активизации словаря детей; - воспитывать у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь. Материал и оборудование: - картинка с изображением снеговика; - игрушка снеговик; - ватные диски; - клей ПВА; - готовые формы ведра и морковки; вырезанные снежинки; - фломастер красного и черного цвета; - лист бумаги( основа) + гуашь( синего и белого цвета) для фона; - кисточки для красок, кисточки для клея, ватные палочки. Словарная работа: снеговик, морковь, круг, глаза, руки, нос, голова, туловище. Ходзанятия: 1. Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришёл очень забавный гость. Кто это, мы узнаем, когда отгадаем загадку: Из снега соберем комок, Поставим сверху мы горшок. Заменит нос ему морковка, Метлу в руках он держит ловко. Наденем шарфик мы ему- И не замерзнет он в пургу. К теплу он вовсе не привык, Ведь это чудо. ( Снеговик) Воспитатель: - Правильно, ребята, это снеговик. Вот он, пришёл сегодня в нашу группу. Воспитатель ставит на стол игрушечного снеговика и читает стихотворение «Снеговик из детской сказки» Раскраснелась детвора- Накатала три шара! Друг на друга их сложили, И ведро нагромоздили. Нос- морковка, уголь- глазки, Снеговик из детской сказки! Руки- ветки, рот- конфета. Пусть стоит теперь до лета! 2. Воспитатель: - Здравствуй, Снеговик, как хорошо, что ты пришёл к нам в гости! Я за помощью пришёл, Еле- еле вас нашёл. Очень скучно под сосной Одному стоять зимой. Воспитатель: - Ребятки, да Снеговику, оказывается грустно, у него нет друзей. Как мы можем помочь ему? ( Мы можем быть его друзьями) . - Снеговик, наши ребятки хотят быть твоими друзьями! Давай мы поиграем с тобой! Повторяй за нами! Физминутка «Лепим снеговика»- Раз – рука, два – рука! ( Дети показывают сначала одну руку, затем другую. ) - Лепим мы снеговика. ( Движения рук, имитирующие лепку снежков. ) - Мы скатаем снежный ком –( Рукой в воздухе рисуют круг. ) - Вот такой! ( Широко разводят руки в стороны. ) - А потом поменьше ком –( Рисуем круг поменьше. ) - Вот такой! ( Разводят руки в стороны наполовину. ) - А наверх поставим мы Маленький комок. ( Соединяем руки в кольцо. ) - Вот и вышел Снеговик- снеговичок, Очень милый толстячок! ( Ставим руки на пояс и поворачиваемся из стороны в сторону) . Воспитатель вместе с детьми рассматривает снеговика. - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какой наш Снеговик? ( Маленький, красивый, добрый, смешной) . - А из каких фигур он состоит? ( Из кругов) . - Сколько кругов нужно, чтобы сделать снеговика? ( Много) . - Какие вы молодцы! А Снеговик наш опять загрустил. - Скоро в лес возвращаться мне. С вами я очень весело играл, а в лесу мне не с кем играть! - Как мы можем помочь Снеговику? ( Дети предлагают сделать ему друзей) . Воспитатель: Ребята, проходите, садитесь за столы. Посмотрите на ваши столы, что там лежит? ( Ватные диски) . - Давайте попробуйте из них сделать Снеговика( показ воспитателя) . Далее дети экспериментируют с ватными дисками, пока без клея. Показ и объяснение воспитателем последовательности выполнения работы. - У всех получилось сделать снеговика. А сейчас берём клей, мажем диск и прижимаем аккуратно к листу. Воспитатель помогает, хвалит детей. - Что у снеговика вместо носа? ( Морковь) . - А вместо глаз? ( Угольки) . Мы слепили снежный ком. Будешь, ком, снеговиком! Сверху мы поставим два. Самый верхний — голова. Нос — морковка. Это раз! Два — стекляшки вместо глаз. И свеклой, при счёте «три! », Рот рисуем. Посмотри! Воспитатель: - Смотрите, ребята, снег идёт за окном! И снеговики очень любят снег и снежинки. Давайте добавим снежинок нашим снеговикам, чтобы у них было хорошее и весёлое настроение. Приклеиваем снежинки и ватной палочкой, и белой краской делаем отпечатки снежинок. 3. Воспитатель: - Смотрите, красивые снеговики у нас получились? Нравятся вам они, ребятки? Какие вы молодцы, столько друзей весёлых Снеговику сделали! Смотрите, как он радуется, как ему весело. Он вас всех благодарит, и ему пора. До свидания, Снеговик! Дети прощаются. Приложение №5 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Пластилинография на тему: «Снеговик» в первой младшей группе. Цель: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии. Задачи: учить детей передавать образ снеговика посредством пластилинографии; развивать умение и навыки в работе с пластилином( отщипывание, скатывание шариков, придавливание) ; воспитыватьинтерес к пластилинографии. Предварительная работа: беседы о зиме, чтение стихотворений, отгадывание загадок о зиме и снеговике, рассматривание иллюстраций снеговика, игрушка снеговик. Материал: изображение снеговика, сделанное в технике пластилинографии, картон темно синего цвета, пластилин( белого, коричневого и красного цвета) , доска для лепки, влажная салфетка для рук. Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические. Ход занятия: Организационный момент: Воспитатель читает стихотворение и достает из волшебного мешочка игрушку снеговика. Два шара, ведро, морковка И для глаз два уголька; Палки- руки вставим ловко – Лепим мы снеговика. 1. Вводная часть Воспитатель: какое, ребята, сейчас время года? ( ответы детей) . Правильно, зима. Ребята, зимой много снега, а что можно делать из снега? ( ответы детей) . Да, снеговика, а ещё ребята снеговика можно слепить из пластилина. Посмотрите, какого снеговика я слепила. Этого снеговика я слепила на картоне в технике пластилинографии. Пластилинография – это рисование пластилином. Только для рисования я выбрала не краски, а пластилин. Снеговик у нас стоит один, ему скучно. Давайте слепим из пластилина ему друзей? ( ответы детей) . 2. Основная часть. Воспитатель: давайте вспомним, какой величины мы берем пластилин? ( ответы детей) . Правильно с горошину. На столе у вас лежит пластилин разных цветов: и для носа, и для глаз, и для шапки. Прежде чем мы начнем лепить снеговика, разомнем пальчики: Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый крепкий, очень гладкий И совсем- совсем не сладкий. Раз подбросим. Два поймаем. Три уроним И сломаем. Воспитатель: мы сначала сделаем ему голову, а затем туловище. Будем отщипывать маленький кусочек пластилина, раскатывать шарик и придавливать по контуру. Воспитатель следит за процессом работы, спрашивает затрудняющихся детей о его действиях, помогает советами. Далее делаем шляпу и нос снеговику. 3. Заключительная часть: Воспитатель: ребята, вам нравится, как мы из пластилина нарисовали снеговиков? ( ответы детей) . Действительно, какие красивые снеговики! Они получились непохожие друг на друга, вы молодцы, теперь у нашего снеговика появилось много друзей. Приложение №6 Конспект занятия аппликация «Украсим рукавичку» в первой младшей группе. Задачи: Обучающие: - познакомить детей с геометрическими фигурами – круг, квадрат; - закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; - упражнять в назывании расположения геометрических фигур на рукавичке( сверху, внизу, посередине, сбоку) ; - упражнять в определении количества фигур на одной рукавичке – один, два, много; - упражнять в правильном использовании приёмов наклеивания; Развивающие: - развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства, Воспитательные: - закреп лять умение самоорганизовывать свое рабочее место; - вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение Средства реализации: 1. раздаточный материал: - вырезанный силуэт рукавички одного цвета – по количеству детей; - заготовки геометрических фигур, вырезанных из бумаги желтого и красного цвета; - 2 салфетки: из клеёнки, из ткани; - жёсткие кисти по количеству детей; - клей на тарелочках; 2. демонстрационный материал: - магнитная доска; - набор геометрических фигур для магнитной доски; - герои сказки «Рукавичка», готовые образцы. Предварительная работа: 1. Чтение сказоки «Рукавичка». 2. Рассматривание иллюстраций к сказке. Ход занятия: Созданиеигровоймотивации. Воспитатель незаметно кладёт рукавичку в таком месте, где ребята могут её увидеть. - Ребята, чья рукавичка? Ничья? - Наша варежка осталась Без хозяйки. Вот беда! Заблудилась, потерялась, А вокруг неё зима. Что же делать рукавице? Нету ручки той родной, Что согреет всю тряпицу Своим маленьким теплом. Плачет наша рукавичка, Мёрзнет, лёжа на снегу, И мечтает, что хозяйка Прибежит за ней в пургу. ( Е. Александрова- Снежная) - Может быть, это рукавичка деда из сказки? Помните, потерял дед свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней уже жили зверята. Назовите их. ( Ответы детей) . В рукавичке поселились мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь. Забрал дедушка свою рукавичку, и звери остались в зимнюю пору без тёплого дома. Давайте вернём зверятам их тёплый домик. 2. Аппликация" Украсим рукавичку" . Воспитатель: - Есть у меня одна рукавичка. ( Показывает рукавичку, вырезанную из синего картона) . Какого она цвета? ( синего) - Правильно. Надо нашу рукавичку украсить. Посмотрите, у вас на столе лежат круги и снежинки. С их помощью мы украсим нашу рукавичку. Воспитатель показывает на магнитной доске как можно украсить рукавичку и предлагает детям украсить свои рукавички. Дети наклеивают фигуры круги и снежинки на рукавичку по своему желанию. - А теперь давайте сделаем рукавичку ещё теплее. Посмотрите, у вас на столе ещё лежат белый мех. Давайте его приклеим к рукавичке, и она станет ещё теплее. Воспитатель показывает куда необходимо приклеить мех. 3. Итог занятия. Рисунки детей выставляются на стенде. Воспитатель: - Молодцы! Вот сколько красивых рукавичек мы сделали для зверят. Теперь у каждого из них будет свой тёплый домик и им будет не тесно всем вместе в одном. Они будут ходить друг к другу в гости. Приложение №7 Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе на тему: «Зимушка- зима пришла, нам снежинки принесла». Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: Познакомить и рассмотреть с детьми снежинку. Показать какая снежинка: легкая, воздушная белая( любит, когда на нее дует ветерок) ; как летает( высоко, низко) . Уточнить представления о зимних играх. Продолжать обогащать сенсорный и познавательный опыт детей. Продолжать учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Вызвать чувство радости от пройденного занятия. Воспитывать любовь к природе. Предварительная работа: Рассматривание и наблюдение за падающим снегом на прогулке, который состоит из отдельных снежинок. Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», чтение стихов о зиме. Оборудование: вырезанные снежинки из бумаги; сундучок; картинки с изображением снеговика, санок, лыж, коньков; картинки: шарф, шапка, свитер, куртка, варежки, сапоги, штаны; сюжетная картина «Зимние забавы», Мисочка для снега, кусок снега. Ход занятия: Организационный момент Зима: По лесам и по полям Я спешила в гости к вам. По горам и тропинкам Уложила я снежинки, Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Кто же я? ( Зимушка- зима) - Молодцы, вы правильно меня назвали. - А давайте с вами вспомним, что происходит зимой…- Зимой на улице холодно или тепло? ( Холодно) - Конечно, на улице стало холодно. - А я хочу загадать вам загадку о том, что бывает зимой. Белый, пушистый. В воздухе кружится И на землю тихо. Падает ложится! ( Снег) - Конечно, это снег! Он падает на землю со снежного облака, и на земле от этого появляются пушистые сугробы. С неба падают снежинки, Словно белые пушинки, Покрывая все кругом Мягким бархатным ковром. Упражнение «Снежинки». - Посмотрите, что упало со снежного облака? ( снежинка) - Ребята, посмотри какого цвета снежинка? ( Белого) - Молодцы, правильно- белая. - Воспитатель( дует на снежинку) . А теперь подуйте на нее, она летает- она легкая( дети повторяют- легкая) , как пушинка, можно сказать воздушная, потому что на нее дует ветерок. А еще она любит летать, посмотрите вот так( рукой показывает и говорит высоко, присела- летает низко) . Дети. Повторяют- показывают рукой, говорят: " Высоко" , приседают- " низко" . - Молодцы. - Ребята, давайте вспомним, какая бывает снежинка? - Дети( белая, пушистая, холодная, мягкая, колючая, волшебная, ледяная, красивая) . - Белые снежинки, Легкие пушинки На лицо ко мне летят, Укусить меня хотят. - Скажите, а наши снежинки настоящие? ( нет) - Какие они? ( Бумажные, игрушечные) . Опыт со снегом- Ребята, а я знаю, что вчера на прогулке вы налепили много снежных пирожков, угостите меня? Воспитатель вместе с детьми достает широкую посуду, в которой были снежные пироги. - Ой, а где же пирожки? Что с ними стало? ( Они стали водичкой) - Как вы думаете, почему «пироги» стали водичкой? ( они стояли в теплой комнате и растаяли) . - А можно есть снежные пирожки? ( Нет) - А какие пироги надо было нам приготовить для гостей? Из чего должны быть пироги, чтобы они не превратились в воду? ( Из теста) . - Потому что снег тает. Смотрите, у меня ещё есть настоящий снег. Давайте его потрогаем и скажем какой он? ( ответы детей) - Ребята, а вы хотите побыть снежинками? - Вокруг себя вы повернитесь, и в снежинок превратитесь! - Подул ветерок и наши снежинки полетели! Физкультминутка Ой, летят- летят снежинки( бег врассыпную) Белоснежные пушинки, Это зимушка- зима( плавными движениями рук водят вправо – влево) Рукавами повела Все снежинки закружились, ( кружатся) И на землю опустились! ( приседают и кладут снежинки на пол) - Вот как хорошо, что к нам в гости прилетели веселые снежинки и с нами поиграли. - Ребята, а вы знаете, что зима украшает окна красивыми узорами из снежинок, давайте возьмем наши снежинки и прикрепим их на окошко. Снег кружится белый, белый… И деревьям и домам Серебристые узоры Дарит Зимушка- зима. - Вот какие красивые узоры у нас получились! Дидактическая игра «Покажи и назови». - Ребята, а вы любите гулять на улице зимой? - А как вы одеваетесь на прогулку? - Посмотрите, какой сундучок я вам принесла! Давайте посмотрим, что там! Воспитатель показывает детям картинки с изображением одежды, кладет их на столик. Затем предлагает взять и назвать ту картинку на, которой нарисована зимняя одежда. Имитация зимних забав. - А чем ребята любят зимой заниматься на улице? ( кататься на лыжах, санках, лепить снеговика) - Я в снежки зимой играю На санях с горы съезжаю. Бабу снежную леплю, Очень зиму я люблю. - А я знаю одну интересную игру, в которую детки очень любят играть. Очень холодно зимой, ( Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам) Но мы пойдем. ( Имитируют ходьбу, высоко поднимая ноги на месте) Гулять с тобой. Я надену шубку. ( Проводят ладонями от плеч по груди вниз) Я надену шапку. ( Двумя руками поглаживают голову) Я надену шарфик. ( Поглаживают шею одной ладонью) И еще платок. А потом красивые( Поглаживают по очереди руки, как бы надевая) Теплые, пушистые рукавицы. Крошки- рукавички На ручки натяну. И хотя я маленький. ( Выставляют по очереди, то одну ногу, то другую) У меня есть валенки. Вот одену валенки И пойду гулять. - А на улице пошел…( снежок) – рассыпаю искусственный снег. Мы налепим снежков( Имитация лепки снежков) Вместе поиграем И в друг друга снежки Весело бросаем( Имитация бросания снежков) - А теперь покатаемся на саночках( Имитация катания на саночках) Итог занятия- Ребята, напомните, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? А что бывает зимой? Снег какой? В какие забавы играем зимой? Как надо одеваться зимой? Приложение №8 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционной техникой в первой младшей группе на тему: «Рождественский венок». Цель: учить детей рисовать рождественский венок нетрадиционной техникой рисования( коктейльными трубочками и ватными палочками) . Задачи: - совершенствовать технику рисования отпечаток, практические навыки работы с гуашью; - развивать навыки и умения в рисования необычными материалами( коктейльными трубочками, ватными палочками) ; - развивать художественное творчество, мелкую моторику, глазомер; - воспитывать аккуратность, интерес к рисованию. Материал: круглая форма венка из цветной бумаги, гуашь( зелёного и красного цвета) , коктейльные трубочки( сделанные, как кисточки) , красная цветная бумага, салфетки. Ход занятия Вводнаячасть Воспитатель: Ребята, мы так красиво украсили нашу группу к новогодним и рождественским праздникам, но забыли повесить рождественский венок. Достаёт из волшебного мешочка рождественский венок. Дети рассматриваю. - А давайте, сделаем рождественские венки и подарим их своим мамам? ! 2. Основная часть. Сегодня я хочу познакомить вас и научить новому способу рисования – рисование коктейльными трубочками. Каждый из вас возьмет по одной трубочке и будете макать свою трубочку в краску, а затем оставлять отпечаток трубочки на нашем листе бумаги. По завершению работы посмотрим, что же у нас получилось. А теперь возьмите ватные палочки и украсьте наш венок. ( воспитатель показывает) . 3. Заключительная часть. Ребятки, понравилось вам рисовать коктейльными трубочками и ватными палочками? Какая у вас замечательная работа получилась! Приложение №9 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционной техникой в первой младшей группе на тему: «Снегопад». Цель: продолжаем знакомить детей нетрадиционной технике рисования ( ватными палочками) . Задачи: Образовательная 1. Учить рисовать снег, передавая его характер; 2. Показать детям возможность получения изображения с помощью ватной палочки. Развивающая 1. развивать умение располагать изображение по всему листу; 2. способствовать развитию мелкой моторики, внимания; Воспитательная: 1. воспитывать аккуратность; 2. воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Материалы и оборудование: кукла, половина синего листа А4 бумаги, гуашь ( белого) цвета; ватные палочки; музыкальное сопровождение ( метель) ; влажные салфетки. Предварительная работа: На прогулке понаблюдать, когда идет снег. Ход занятия: Дети садятся на стульчики полукругом, воспитатель перед ними. В. : - Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя ( показывает куклу) - Здравствуй Катя! Поздоровайтесь с ней. Кукла: - Здравствуйте, дети! В. : Катя, а почему ты так дрожишь? Катя: Я гуляла на улице. А и вдруг пошел снег. В. : Ребята, наверное, Катя одета не по сезону? Как вы думаете? ( ответы детей) Правильно, надо уже одевать теплое пальто, шапку, и теплые сапожки, а не резиновые! Когда на улице идет снег, надо одеваться по теплей. Маша: А я забыла переодеться и поменять сапожки! И поэтому мне очень холодно. ( кукла плачет) В. : Катя, ты не плачь! Мы сейчас подберем тебе одежду по сезону ( воспитатель переодевает куклу) А пока, ребята поиграют с тобой в игру «Первый снег» ( под звуки метели) Снег, снег кружится, ( Дети кружатся, затем приседают) . Белая вся улица. ( Дуют, изображая, как дует ветер. ) Собрались мы в кружок ( Разлетелись" снежинки" в разные стороны) . Завертелись, как снежок. ( Игра проводится 2 раза. ) В. : - А теперь давайте с вами нарисуем первый снег. А Катя посидит на стуле и посмотрит за нами. ( дети садятся за столы) В. : Ребята, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать снег. Для этого у меня есть вот такая палочка. Макаем палочку в краску и ставим точечку, получилась снежинка. В. : - А теперь попробуйте сами нарисовать. Аккуратно макаем палочку в краску и рисуем снежинки. Во время работы детей воспитатель, читает стихотворение: Первый снег! Так рады дети! Собирают снег в снежки. Выпал он лишь на рассвете, А везде — шагов стежки. Первый снег! С небес струится, Сыплет, кружится, летит, Белый, чистый серебрится, Чудо на земле творит! ( Воспитатель помогает детям, следит за тем, чтобы дети окунали ватную палочку неглубоко в краску) . В. : - Молодцы! Нарисовали первый снег! А давайте поиграем с Катей, в игру «Льдинки, ветер и мороз». Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками, а воспитатель говорит: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки. Искрятся и звенят: Динь! Динь! Динь! На слова «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки. В: Катя, тебе понравилось играть с ребятами? Катя: Мне очень понравилось играть, но мне пора уходить. В. : А вот тебе теплое пальто и сапожки. Надевай их. ( воспитатель одевает куклу. До свидания, Катя! Приходи к нам еще в гости ( кукла прощается и уходит) . Воспитатель делает выставку работ и рассматривает их с детьми. Приложение №10 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Изобразительная деятельность. Рисование в первой младшей группе на тему: «Украшение для ёлочки». Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию. Задачи: 1. Продолжать учить рисовать круглые шары, кончиком кисти, используя разные цвета. 2. Закреплять знания основных цветов( красный, синий) . 3. Развивать мелкую моторику, внимание, воображение. 4. Воспитывать заботливое отношение к зайчику желание помочь и аккуратность при работе с гуашью. Предварительная работа: р ассматривание картинок с новогодней ёлкой. Материал к занятию: а льбомный лист с нарисованной ёлочной игрушкой. Гуашь два цвета: красный, синий. Кисти, тряпочки, баночки с водой, палитра, новогодняя игрушка- шар. Зайчик – игрушка, большая картина украшенной новогодней ёлки с детьми вокруг неё. Ход занятия: Дети сели на стульчики перед воспитателем( воспитатель радостно сообщает) . В. Скоро, совсем скоро у нас будет- Новый год. Посмотрите, к Новому году ваши мамы и бабушки украсили нашу группу. В. А, вы, украшаете дом? Д. Да, мы украшаем, маме помогаем. В. Молодцы! В. А ещё на Новый год Дед Мороз привозит Ёлку и в каждом доме наряжают её. В. Какие же игрушки украшают ёлочку в новогодний праздник? Д. Шарики. В. Да, на ёлку вешают красивые украшения: вот такие шары( достает и показывает один шар) . В. Какой шар? Д. Круглый, красивый. В. Правильно, круглый, красивый. ( Дети обследуют игрушку) . В. Потрогайте руками( даю по очереди потрогать каждому) . В. Какой шар? ( И так каждого спрашиваю) . Р. Круглый, красивый( хвалю) . В. Да, красивый, круглый. В. Порисуйте пальчиком в воздухе круглый шар. Сюрпризный момент. В. Ой! Слышите, кто- то плачет! ( Поворачивает голову в сторону, где сидит зайка и хнычет) Д. Да, слышим. В. А! ( Достаёт зайку из- за цветка и показывает детям) Д. Зайка плачет. В. ( Обращается к зайчику) . Что случилось, почему, ты, плачет зайка? З. Дед Мороз дал ёлочки на праздник, а игрушки все злая колдунья забрала( печально) . Как нам быть? Как нарядить ёлку к Новому году, не знаем? З. У ребят вот, какая нарядная ёлка вся в разноцветных шарах. Я тоже хочу. А, где мне их взять? Д. Нарисовать. В. Зайка, мы тебе сейчас нарисуем разноцветные шары. ( Обращается к детям) . Вставайте дети у стола посмотрите, как я разукрашу разноцветные шары. ( Показывает, зайка сидит рядом на столе) . В. Посмотрите, какими красками буду рисовать. В. Это какая краска? ( Беру красную краску в руки) Д. Красная. В. Правильно, красная – как ягодка. ( синяя – как колокольчик) . В. Загну рукава. ( Показываю, как держать кисточку) В. Возьму кисточку тремя пальцами вот так у железки. Обмакну кисточку в баночку с водой, отожму о край баночки. В. В начале буду рисовать красным цветом. Обмакну в баночку с краской раз, два. Буду рисовать аккуратно, кончиком кисточки, с верху в низ. ( Рисую и говорю, что делаю и так со всеми красками) . В. Красивый шарик стал? Д. Да! З. Спасибо! ( Радостно) З. А у меня ещё шарики для ёлочки не разукрашенные остались. З. А вы, дети, поможете, разукрасить? Д. Да. В. Берите свои стульчики, садитесь за столы и рисуйте. ( На столах всё готово для работы) . Воспитатель напоминает, как держать кисточку тремя пальцами и рисовать кончиком кисти. З. Какие красивые стали наши ёлочные шары, им очень идёт новогодний наряд. Мы с Зайчатами весело проведём праздник. З. Мне очень шарики понравились. А вам понравилось рисовать? Д. Да. З. Спасибо, детишки. ( Ходит и гладит каждого по головке) . Дети прощаются с зайкой. Воспитатель делает выставку работ и рассматривает их с детьми. Приложение №11 Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию. Лепка в первой младшей группе на тему: «Ёлочка». Цель: у чить создавать образ ёлки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Задачи: Закреплять умение отламывать кусочки пластилина и раскатывать из них жгутики на дощечках прямыми движениями ладоней( путём многократного повторения одного действия) . Формировать умение выкладывать ёлку из жгутиков. Продолжить знакомить с пластилином как особым художественным материалом. Закреплятьзнаниезеленогоцвета. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Материал и оборудование: искусственная ёлка, пластилин зеленого цвета, дощечки для лепки( по количеству детей) , картон, фоторамка. Ход занятия. Воспитатель вносит в группу небольшую ёлку, собирает детей около себя на ковре. – Посмотрите, ребята, что я вам принесла. Что это? ( ответы детей: ёлка, ёлочка) . Правильно, ребята, это ёлка. Посмотрите, какая она нарядная и красивая. Наша ёлка велика, ( дети делают широкий круг) Наша ёлка высока. ( поднимают руки вверх) А на ней висят игрушки- ( делают фонарики) От подставки до макушки. ( сначала приседают, потом встают на носочки и тянут руки вверх) Подойдите поближе к ёлке, какого она цвета( зеленая) , правильно, ёлка зеленая, посмотрите, сколько маленьких зеленых иголочек на ёлке, потрогайте их. Понравилась Вам ёлка? ( да) Кто- то стучится. Воспитатель идёт смотреть и приносит белочку. Белочка: - Здравствуйте, ребята. Какая у вас красивая ёлочка! А у нас в лесу не всем хватает ёлочек, чтобы праздновать Новый год. Может вы поможете нам? Сделаете нам побольше красивых, зелёных ёлочек? Воспитатель: - Поможем, ребята? ( да) Давайте слепим ёлочки из пластилина. Садитесь за стол. Какого цвета пластилин лежит у нас на столе( зеленый) . Правильно, ребята, зеленый. Такого же цвета, как и ёлка. Чтобы у нас получились ёлки из пластилина, нужно слепить много зеленых веточек. Отламываем маленький кусочек пластилина, вот так, и скатываем «жгутик» между ладошкой и дощечкой для лепки. Посмотрите, получилась веточка! Отломите еще кусочек пластилина, раскатывайте веточки на дощечках с помощью ладошек. Чтобы ёлочка получилась красивая и пушистая таких веточек надо сделать много. На картон положим веточки. ( воспитатель показывает, как нужно собирать ёлку, работу начинаем снизу, постепенно закрепляем ряд за рядом, соблюдая форму ёлки) . Посмотрите, ребята, какие красивые елочки у нас получились! ( показываем всем готовые работы) . Вот какая ёлочка – складываем руки домиком Шишечки – пальцы складываем в кулак Иголочки – показываем указательный палец. Молодцы ребята, хорошие сделали ёлочки. Получился у нас настоящий лес. Теперь всем белочкам будет по ёлочке, где они будут праздновать Новый год. Белочка: - Спасибо, ребята! Очень красивые ёлочки у вас получились! Побегу в лес, расскажу свои подружкам, что всем ёлочки достанутся. Воспитатель делает выставку работ и рассматривает их с детьми. Приложение №12 Комплекс гимнастики после дневно го сна «Прогулка в зимнии ̆ лес». 1. Лёжа в кровати" Пробуждение" . Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать. Не спешите, потянитесь. И друг другу улыбнитесь улыбнуться! ( Повороты головы в стороны) . 2. Упражнения в кровати лёжа. Вот летят, летят снежинки, ( поочерёдно поднимают и опускают руки) Белоснежные пушинки. Это зимушка – зима( разводят руки от груди в перёд и в стороны) Рукавами повела. Нам морозы не беда, ( скрестить руки на груди, обхватить за плечи) Не страшны нам холода. ( «Греемся») Ходим в шубах и ушанках. ( Согнуть ноги в коленях, топаем ногами) И катаемся на санках. ( Согнуть ноги в коленях, затем выпрямить скользящим движением вперёд) . 3. Оздоровительныи ̆ массаж всего тела. ( делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова) Выпал снег, но вот досада. Не готовы мы к зиме. Простужаться нам не надо. Сделаем массаж себе! Чтобы не зевать от скуки, Сели и потёрли руки, А потом ладошкои ̆ в лоб. Хлоп- хлоп- хлоп. Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем. Ну- ка дружно, не зевать: Раз- два- три- четыре- пять. Вот и шея. Ну- ка, живо. Переходим на загривок. А теперь уже, гляди, Добрались и до груди. Постучим по неи ̆ на славу: Сверху, снизу, слева, справа. Постучим и тут и там, И немного по бокам. 4. Упражнения возле кровати. «Прогулка в зимнем лесу». - Мы пришли в зимнии ̆ лес. ( Ходьба на месте) - Сколько здесь вокруг чудес! ( Развести руки в стороны) - Справа берёзка в шубке стоит( отвести руку вправо и посмотреть на неё) . - Слева ёлка на нас гляди( Отвести руку влево и проследить за неи ̆ взглядом) - Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. ( Кружась, присесть) . - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал( Прыжки на 2- х ногах на месте) . - Это серыи ̆ волк рыщет, он себе добычу ищет! ( Руки на поясе, наклоны в стороны) - Все мы спрячемся сейчас, ( Медленно присесть, прячась) не найдёт тогда он нас! Ходьба по дорожкам « Здоровья» А теперь домои ̆ пора, собирайся детвора Умываться, закаляться, и с болезнями не знаться!