Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием мнемотаблицы «Путешествие в город Безопасный»
Документы для скачивания
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием мнемотаблицы «Путешествие в город Безопасный» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Кашаева И. Н. Цель: Продолжать обогащать знания детей по элементарным правилам дорожного движения и развивать умение использовать мнемотехнику при их изучении. Образовательные задачи: - Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; - Закреплять представления о сигналах светофора, о дороге, ее частях; - Познакомить с пешеходным переходом «зеброй », - - Расширять представления о специальных машинах: «скорая помощь», полицейская и пожарная машины. - Умение декодировать информацию о дорожном знаке с помощью знаков символов мнемотаблицы. Развивающие задачи: - Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, память, коммуникативные навыки; Развивать наблюдательность, мыслительную активн ость, познавательный интерес; - Поддержка стремления к самостоятельному поиску решений; - Упражнять в изолированном произношении звука( С) , развивать плавный выдох. - Обогащать словарный запас. - Развивать умение схематично выкладывать из счетных палочек «пешеходный переход» и последовательность цветов светофора. Словарная работа: Светофор, красный, желтый, зеленый, зебра, пешеходный переход, тротуар, обочина дороги, самосвал, троллейбус, такси, велосипед. Воспитательные задачи: - Продолжать воспитывать умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы. - Развитие дружеских взаимоотношений в гр уппе - Воспитывать умение действовать в коллективе - Поддержка сотрудничества и сотворчества Предварительная работа: Целевая прогулка к проезжей части с родителями и совместное с изготовление макета, книжек- малышек по ПДД, чтение стихов по ПДД рассматривание иллюстраций с беседой сюжетно- ролевые игры на ковре «городок» по содержанию, сюжетно- ролевые игры на ковре «Городок» Материал и оборудование: Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Место остановки автобуса», дорожное полотно с напольным макетами домов, школы. Остановки, елочка с буквами, пешеходный переход в виде разноцветных полосок, карточки схемы на каждого ребенка, мнемотаблица в виде презентации, светоотражатели на каждого ребенка для подарка. Ход НОД. Голос за кадром: «Внимание! Дети группы « Солнышко » срочно собраться для принятия решения по очень важному делу! »( дети забегают в зал) Педагог: Ребята я пригласила вас сегодня не случайно. Вам пришла срочная телеграмма от «тетушк и Безопасенка » вы хотите узнать, что там написано? ТЕЛЕГРАММА: «Здравствуйте Ребята! Я тетушка Безопасенка- жительница города «Безопасный» срочно требуется ваша помощь знатоков правил дорожного движения. Мы построили новый город, а какие дорожные знаки надо поставить мы не знаем. Но я должна вас предупредить, что много дорог вам придется пройти, много решить задач. Отгадать загадки, решить головоломки. ) Педагог: Ребята, п оможем тетушке Безопасенке? Не боитесь трудностей? Как мы можем ей помочь? Дети: Мы знаем правила! и сможем помочь! Педагог: Тогда вот ка рта, как добраться до города! ( сн ачала 5 шагов прямо, затем 5 шагов направо) ( дети идут с воспитателем по маршруту) Педагог: Как же нам попасть в город ведь перед нами проезжая часть. Кто знает, как правильно перейти дорогу? Д ети: Дорогу надо пере ходить по пешеходному переходу. Педагог: Вот беда! Что же нам делать, здесь нет пешеходного перехода? Посмотрите- на обочине дороги как много разноцветных полосок и красные желтые белые черные. Это дорожные рабочие не успели сделать дорожную разметку на проезжей части. Какие нам понадобятся полоски? Дети: нам понадобятся черные и белые полоски Педагог: д авайте построим дорожную разметку. ( д ети выполняют) А почему вы не использовали разноцветные полоски? Дети: потому что пешеходный переход должен быть черно- белый, чтобы водители и пешеходы видели его издалека. Педагог: теперь мы можем безопасно перейти дорогу. Под муз ыку идут за воспитателем. Мы по городу шагаем, никому мы не мешаем Дружно песенку поем! А когда зашли мы дружно за ближайший поворот, Обнар ужили, что знаки- зашифрованные! вот! Педагог: перед вами мнемотаблица. Давайте вместе расшифруем знаки и поможем жителям их расставить на места. ( работа с таблицами три знака: «дорожный переход», «ме сто остановки автобуса», «дети») Педагог: Что означает первый символ? Дети: первый символ означает цвет дорожного знака, П едагог: Второй символ? Дети: второй символ означает форму знака Педагог: а кого предупреждает этот символ? Дети: этот символ предупреждает водителя и пешехода, что впереди пешеходный переход? Педагог: вы готовы ответить, какой же знак зашифрован в мнемотаблице? Дети: предупреждающий знак «Пешеходный переход» Педагог: посмотрите, з десь еще есть зашифрованные знаки. ( «Дети», «Место остановки автобуса») Синий цвет, прямоугольной формы. О чем говорит третий символ? Дети: этот символ говорит пешеходам и водителям, что здесь останавливается автобус. Педагог: какой же знак зашифрован в мнемотаблице? Дети: знак особых предписаний «Место остановки автобуса» Педагог: следующий знак. Красного цвета, треугольной формы. Кого предупреждает этот символ? Дети: этот символ предупреждает водителя, что впереди дети Педагог: какой же знак зашифрован в мнемотаблице? Дети: предупреждающий знак «Дети» Вы правильно расшифровали знаки, а теперь расставьте их по местам Педагог: продолжаем оказывать помощь жителям города «Безопасный» Подойдите к столам. Перед вами карточки. Вам необходимо оказать помощь велосипедисту, пешеходу и водителю. Выбрав правильный путь для каждого, разрешающий движение согласно дорожным знак ам. Проведите линию от водителя, пешехода и велосипедиста к дорожным знакам. ( работа за столами с карточками) . По окончании работы педагог уточняет название выбранного дорожного знака Педагог: « Ариша, какой знак ты выбрала для велосипедиста? »( я выбрала для велосипедиста предписывающий знак «Велосипедная дорожка» это знак разрешает движения только для велосипедистов, транспорту двигаться нельзя) « Софья, какой знак ты выбрала для пешехода? »( я выбрала для пешехода подземный и надземный пешеходный переход, это безопасное место чтобы пройти через проезжую часть) «Иван, како й знак ты выбрал для водителя? »( я выбрал для водителя предписывающий знак «Движение прямо» он разрешает движение только прямо) «Никита, почему ты не выбрал для велосипедиста знак велосипед в красном круге? »( я не выбрал этот знак потому что это запрещающий знак «Движение на велосипеде запрещено» двигаться на велосипеде нельзя и опасно) «Вика, почему ты не выбрала для водителя знак пустой круг с красной каймой? »( я не выбрала этот знак потому что это запрещающий знак «Движение запрещено» Педагог: Молодцы! Все сделали правильно, давайте расставим знаки на макете( работа на макете) Педагог: пора двигаться дальше, посмотрите, к акая необычная елочка! Это елочка – з агадушка! ( педагог берет загадку с елки и читает) Он глазищами моргает неустанно день и ночь Он машинам помогает. Пешеходам рад помочь? Дети: Светофор! Ну это еще не все! Вы должны из букв, которые на елочке составить отгадку. Входит светофор Светофор: хелло! Дети: Хелло! Светофор: май нейем Трафик лайтс! ( дети по очереди называют свое имя: май нейем из Ариша, …) Светофор: меня зовут светофор! Педагог: на каком языке, мы с вами разговаривали со светофором? ( на английском) . Правильно! Это не случайно! Потому что, первый светофор появился именно в Англии более 140 лет назад. Во всех странах сигналы светофора –одинаковые цветом. Светофор: а вы знаете для чего нужен светофор? Дети: светофор нужен для регулирования движения транспорта и движения пешеходов, чтобы не было аварий Светофор: что обозначают мои сигна лы? Дети: на красный сигнал нельзя переходить дорогу. Нужно остановится и подождать смену сигнала на зеленый Дети: на желтый сигнал тоже нельзя переходить, надо остановиться и подождать когда загорится зеленый сигнал Дети: на зеленый можно переходить дорогу и одновременно посмотреть налево и направо Светофор: а какие виды светофора вы знаете? Дети: светофоры бывают двух видов. Для водителей – с тремя сигналами: красный, желтый, зеленый. Для пешеходов с двумя сигналами: красный и зеленый, а внутри человечек Светофор: Вери гуд! Очень хорошо! Я предлагаю спеть со мной веселую песню и выполнить движения. «По городу шагаем весело» Светофор уходит! ! ! Входит тетушка Безопасенка. З дравствуйте, мои ребятки. Спасибо вам ребятки за то, что помогли моему городу стать безопасным и расставили дорожные знаки по свои местам. Какие задания были для вас самые трудные? А с каким и вы быстро и легко справились? Порадовали вы меня. За вашу помощь я хочу вам подарить небольшие подарки. «Светоотражательные элементы» чтобы вы безопасно могли передвигаться по городу. Педагог: Нам пора возвращаться в д. с! до свидания т. Безопасенка! Рады всегда помочь! идут под музыку в обратном направлении как шли и произносят слова «Мы по городу шагаем, никому мы не мешаем Дружно песенку поем! А когда зашли мы дружно за ближайший поворот, Обнаружили, что там детский сад давно нас ждет! » До свидания! До новых встреч!